“ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ”

“ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ”
“ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ”
    “ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ” — программа обучения философии в школе, подготовленная в 1970-х гг. в Институте по развитию философии для детей (Монтклер, США) под руководством Метью Липмана; среди разработчиков — Э. Шарп, Ф. Асканян, Г. Метьюс, Р. Рид, М. Причард. С 1980-х гг. используется на практике во многих культурных регионах мира. Международный организационный орган программы — “The International Council for Philosophical Inquiry with Children” (ICPIC), теоретический орган — издающийся с 1979 журнал “Thinking”.
    В отличие от других школьных программ по философии “Философия для детей” рассчитана на весь период пребывания ребенка в школе, т. е. с 1-го по 11-й класс (имеется материал и для детских садов) и нацелена на систематическое обучение с помощью философии навыкам разумного рассуждения — самостоятельного, доказательного, контекстуального, критического — с тем, чтобы подготовить интеллект к усвоению нового знания и воспитать морально и социально ответственную личность. Вместо традиционной информационной модели (сообщения о персоналиях, направлениях, дисциплинах и т. п.) в ней используется проблемно-деятельностный метод трансляции знания, т. е. обучение философствованию в процессе обсуждения философских проблем, сформулированных в истории рационалистической мысли. При этом “высокое” содержание философии адаптировано к возрастным возможностям детей и привязано к знаниям и навыкам, получаемым ими в школе. Обычные учебники и хрестоматии заменены особого рода текстами — философско нагруженными художественными повестями для детей, в которых главными персонажами являются школьники и сюжет строится на обычных (не сказочных) и близких жизненному опыту учащихся школьно-семейных событиях. Последние служат отправной точкой для философского разговора в классе и подсказкой возможных его поворотов, а рассуждения героев — моделью обнаружения в повседневной жизни философских проблем. Повести сопровождены обширными пособиями для учителей, дающими возможность вести многоплановый диалог в классе. Главная педагогическая новация и ключевое понятие программы — “сообщество исследователей” (community of inquiry), в качестве которого выступает обычный школьный класс, коллективно ищущий истину методом “сократического диалога” и дискуссий. Цель исследовательского поиска — превращение неопределенной ситуации в определенную, его этапы — анализ контекста ситуации, формулировка относящихся к нему философских проблем, конструирование гипотез, обсуждение критериев доказательности выдвигаемых суждений, выработка “хорошего суждения”. По идее разработчиков, школьное сообщество исследовате* лей, помогающее вырабатывать как когнитивные, так и этико-социальные навыки, должно стать главной социальной ячейкой, в которой происходит становление граждан демократического общества.
    Разработчики исходят из того, что вопрошающий характер философии, допущение в ней поливариантных ответов, наличие когнитивных, этических и эстетических инструментов, позволяющих в ее рамках обсуждать широкий спектр волнующих детей вопросов, делают ее уникальной дисциплиной для развития рассуждающей способности и рефлексивно-критического выбора мировоззренческой позиции. Практика программы “Философия для детей”, считают они, свидетельствует о том, что философия может и должна стать парадигмой школьного обучения.
    Программа “Философия для детей”, поддержанная ЮНЕСКО и другими международными образовательными организациями, оказала большое влияние на теорию и практику преподавания философии в школе во многих странах. Ее воздействие сказалось и на высшем образовании, в частности в связи с введением во многих университетах и колледжах курсов по “критическому мышлению” и с дискуссиями о теоретикометодологических возможностях различных дисциплин по развитию рефлексивных способностей студентов.
    Лит.: Юлина Н. С. Педагогическая стратегия философии для детей.— В кн.: Философия для детей. М., 1996, с. 3-89; Philosophy for Children, ν. 1—7. Upper Montclair N.J., 1973—78; Growing up with Philosophy, ed. by М. Lipman, A. Sharp. Phil., 1978; Lipman М., Sharp A., scanyanF. Philosophy in the Classroom. Phil., 1980; Lipman M. Philosophy Goes to School. Phil., 1988; Lipman M. Thinking ω Education. Cambr., 1991; Studies in Philosophy for Children: Harry Stottlemeier's Discovery, ed. by A. Sharp and R. Reed. Phil., 1992; Matthews G. Philosophy of Childhood. Cambr., 1996; Lipman М. Natasha. Montclair, 1996.
    Η. С. Юлина

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "“ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ”" в других словарях:

  • ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ — программа обучения философии в школе, подготовленная в 1970 х гг. в Ин те по развитию философии для детей (Монтклер, США), с 1980 х гг. используется на практике во многих странах. Главным теоретиком является проф. М. Липман, разработчиками Э.… …   Философская энциклопедия

  • Энциклопедия для детей — Энциклопедия для детей  универсальная многотомная энциклопедия издательства «Мир энциклопедий Аванта+», предназначенная для детей и взрослых. В аннотациях к каждому тому указано: «адресовано детям старшего и среднего школьного возраста, их… …   Википедия

  • ЛИТЕРАТУРА для детей и юношества — область худож. творчества. Включает худож., науч. худож. и науч. популярные произведения, написанные специально для детей, а также лит. произведения, к рые отвечают духовным и эстетич. запросам ребенка, возможностям его восприятия и поэтому… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ФИЛОСОФИЯ ПРАВА — ’ФИЛОСОФИЯ ПРАВА’ работа Гегеля (опубликована в 1821). Лекции Гегеля по праву, религии, эстетике, истории философии и философии истории были изданы уже после его смерти. Лично Гегелю принадлежит авторство лишь конспекта по философии права,… …   История Философии: Энциклопедия

  • Философия в Норвегии — Философия Норвегии. Философия в Норвегии начала самостоятельно развиваться лишь после основания в 1811 году университета в Кристиании (ныне Осло). Одним из ее первых представителей был Нильс Трешов (1751 1833), преподававший с 1813 года в… …   Википедия

  • ФИЛОСОФИЯ ПРАВА — работа Гегеля (опубликована в 1821). Лекции Гегеля по праву, религии, эстетике, истории философии и философии истории были изданы уже после его смерти. Лично Гегелю принадлежит авторство лишь конспекта по философии права, предназначенного для… …   История Философии: Энциклопедия

  • Философия разрушения — Разрушение  философия различных мыслителей, видящих в разрушении, терроре, прогресс. «Каждый пусть опояшется мечом, и брат пусть не щадит брата, отец  сына, сын  отца, сосед  соседа. Убейте их всех одного за другим, чтобы… …   Википедия

  • Философия Жака Руссо — Жан Жак Руссо писатель и мыслитель Дата рождения: 28 июня 1712 Место рождения: Женев …   Википедия

  • Философия морали — Этика  (греч. ἠθικόν, от др. греч. ἦθος  этос, «нрав, обычай»)  исследование первопричин морали. Этика есть учение о морали и о нравственности. В Викисловаре есть статья «этика» Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области …   Википедия

  • Философия Жан-Жака Руссо — Основная статья: Жан Жак Руссо Pуссо, как проводник новых общественных и политических идеалов, особенно в трёх главных его сочинениях: в «Новой Элоизе», «Эмиле» и «Общественном договоре». В «Письме к д Аламберу» Pуссо называет «Клариссу Гарло»… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»