АПУЛЕЙ это:

АПУЛЕЙ
АПУЛЕЙ
(Apuleius) Люций (ок. 125 — ок. 180) — рим. ритор, писатель, философ-платоник. Учился в Карфагене, затем в Афинах и Риме; путешествуя, посетил Самос и Фригию, был посвящен в мистерии Исиды и др. таинства; впоследствии навлек на себя подозрения в колдовстве и был вынужден переселиться в Карфаген. Традиция приписывает А. две группы сочинений, которые были впервые объединены в 14 в.: первая — «О магии» («Апология»), «Флориды», «Метаморфозы, или Золотой осел»; вторая — «Асклепий» (лат. перевод не дошедшего на греч. языке герметического трактата, не принадлежащий А.), «Об истолковании» (руководство по риторике 3—4 вв., содержащее ссылку на А.), речь «О божестве Сократа», аутентичность которой теперь не оспаривается (риторическая разработка темы демонологии), «О мире» (свободный лат. перевод псевдо-аристотелевского трактата) и «Платон и его учение». Последний — один из вариантов среднеплатонического учебника платоновской философии. Отмечая, что Платон первый объединил три части философии, А. не дает изложения логики, считая первой частью философии физику, которая делится на теологию, космологию и антропологию. Теология включает учение о началах (боге, материи, идеях) и двух сущностях: умопостигаемой и чувственной. В изложении космологии (строение мира из четырех элементов, учение о душе мира, времени, небесных телах) А. в основном следует «Тимею». А. различает провидение, или Божественную мысль, правящую всем тем, что происходит естественно и потому правильно; рок (fatum), или Божественный закон, в силу которого исполняется замысел Божий; и случай (fortuna). Наряду с этим он оставляет место свободной воле. Подчеркивая трансцендентность первого Бога, А. говорит также о «вторичном провидении» младших богов и служебной роли демонов. Трехчастное строение тела и души излагается в основном по «Тимею», но с учетом перипатетического представления о трех «сущностях» тела. Этика, определяемая как знание средств достижения счастливой жизни, включает в себя классификацию благ, добродетелей, пороков, учение об обычном человеке и совершенном мудреце, о подражании Богу и о гос-ве. В этике А. есть стоические (учение о первичной склонности, о совершенном мудреце) и перипатетические (идеальное гос-во как результат сочетания монархии, олигархии и демократии) моменты, отсутствующие у Альбина. О популярности филос. сочинений А. в лат. традиции свидетельствуют ссылки на него у Августина и Сервия.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

АПУЛЕЙ
    АПУЛЕЙ (Apuleius) Люций (ок. 123, Мадавра в Сев. Африке—?)—римский ритор, писатель, философ-платоник, писавший на латинском языке. Учился в Карфагене, затем (ок. 150) в Афинах (у Кальвена Тавра и Секста Херонейского) и Риме; путешествуя, посетил Самое и Фригию, был посвящен в мистерии Исиды и другие таинства; впоследствии навлек на себя подозрения в колдовстве и был вынужден переселиться в Карфаген. Традиция приписывает Апулею две группы сочинений, которые были впервые объединены в 14 в.: 1-я (“О магии” (“Апология”), “Флориды”, “Метаморфозы, или Золотой осел”; 2-я — “Асклепий” (латинский перевод недошедшего на греческом языке герметического трактата, не принадлежащий Апулею), “Περί ερμηνείας” (“Об истолковании”—руководство по риторике 3—4 вв., содержащее ссылку на Апулея), речь “О божестве Сократа”, аутентичность которой теперь не оспаривается, “О мире” (свободный латинский перевод псевдо-аристотелевского тратата “Περί κόσμου”) и “Платон и его учение”. Аргументы в пользу аутентичности двух последних сочинений сведены в издании Божо (р. IX—XXIX).
    “Платон и его учение”—один из вариантов среднеплатонического учебника платоновской философии, принадлежащего к традиции, близкой Альбину, но не совпадающей с ней. Учебник открывает биография Платона. Отмечая, что Платон первый объединил три части философии, Апулей не дает изложения логики, 1-й частью философии считает физику, которая делится на теологию и космологию и антропологию. Теология включает учение о началах (боге, материи, идеях) и двух сущностях (ούσίαι, substantiae vel essentiae): умопостигаемой и чувственной. В изложении космологии (строение мира из четырех элементов, учение о душе мира, времени, небесных телах) Апулей в основном следует “1имею”. В отличие от учения Альбина о роке (ειμαρμένη) Апулей различает провидение, или божественную мысль (sententia^Xo'yoç), правящую всем тем, что происходит естественно и потому правильно; рок (fatum), илибожественный закон, в силу которого исполняется замысел божий; и случай (fortuna); наряду с этим Апулей оставляет место свободной воле (aliquid in nobis=TÔ εν ήμιν). Подчеркивая трансценденстность первого бога (ultramundanus, exsuperantissimus), Апулей говорит также о “вторичном провидении” младших богов и служебной роли демонов. Трехчастное строение тела и души излагается в основном по “Тимею”, но с учетом перипатетического представления о трех “сущностях” тела. Этика, определяемая как знание средств достижения счастливой жизни (ср Arist Eth Nie 17, 1097 а 34 sqq.), включает в себя классификацию благ, добродетелей, пороков, учение об обычном человеке и совершенном мудреце, о подражании богу и о государстве. В этике Апулея есть стоические (учение о первичной οοιοΗΗοοτΗ=οίκείωσις, о совершенном мудреце) и перипатетические (идеальное государство—результат смешения монархии, олигархии и демократии) моменты, отсутствующие у Альбина. О популярности философских сочинений Апулея в латинской традиции свидетельствуют ссылки на него у Августина и Сервия.
    Соч.: Opera, v. 3; De philosophia libri, ed. P. Thomas. Lpz., 1908; Opuscules philosophiques et fragments, ed. J. Beaujeu. P., 1973; De Philosophia libri très, ed. A. Moreschini. Lpz., 1992; в рус. пер.: Платон и его учение.—В кн.: Учебники платоновской философии, сост. Ю. А. Шичалин. М.—Томск, 1995, с. 39—66; Апология. Метаморфозы, Флориды. О божестве Сократа. М., 1988.
    Лит.: Regen F. Apuleius Philosophus platonicus. В.—N. Y., 1971; Dillon J. "rhe Middle Platonists. L., 1996. p. 306—340. См. также лит. к ст. Средний платонизм.
    Ю. А. Шичалчн

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "АПУЛЕЙ" в других словарях:

  • Апулей — Люций (II в. христ. эры) древне римский писатель, наиболее талантливый и яркий выразитель настроения образованных классов эпохи упадка Римской империи. Это была эпоха идеологических колебаний и исканий разочарованной, оторванной от масс… …   Литературная энциклопедия

  • Апулей — Апулей. Золотой осел . Илл. Б. Дехтерева. 1956. АПУЛЕЙ (около 125 около 180), римский писатель. Родом из Северной Африки. Был знаменитым ритором и жрецом в Карфагене. Авантюрно сказочный роман “Метаморфозы в XI книгах” (или “Золотой осел”; о… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Апулей — (Apuleius) Апулей (Apuleius) (ок. 125 ок. 180 н.э.) Римский писатель, ритор. Родом из города Мадавра (Северная Африка), из знатной семьи. Образование получил в Карфагене и Афинах. Потом жил в Риме, занимался адвокатурой. Много путешествовал. Был… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • АПУЛЕЙ — (около 125 около 180), римский писатель. Родом из Северной Африки. Был знаменитым ритором и жрецом в Карфагене. Авантюрно сказочный роман Метаморфозы в XI книгах (или Золотой осел ; о приключениях человека, превращенного в осла) проникнут… …   Современная энциклопедия

  • Апулей — (Apuleius). Родился в Модавре, в Африке, около 125 г. от Р.Х. Он учился в Афинах, много путешествовал и, вернувшись в Африку, женился на богатой вдове. Он написал роман, известный под названием “Золотой осел”, эпизод которого составляет… …   Энциклопедия мифологии

  • Апулей — (Люций) род. в Мадавре в Африке, около 125 года по Р. X.,принадлежал к знатной семье и учился сначала в Карфагене, а затем вАфинах, где основательно познакомился с греческой литературой, вособенности же с философией Платона; отсюда он переселился …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • АПУЛЕЙ — (1 в.) Римский адвокат, писатель, живший в Карфагене, Афинах, Риме. В «Апологии» отметает обвинение в том, что, околдовав богатую вдову, женился на ней. При этом он анализирует и развенчивает суеверия. В другом произведении, «Метаморфозы» (или… …   Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

  • АПУЛЕЙ — (1 в.) Римский адвокат, писатель, живший в Карфагене, Афинах, Риме. В «Апологии» отметает обвинение в том, что, околдовав богатую вдову, женился на ней. При этом он анализирует и развенчивает суеверия. В другом произведении, «Метаморфозы» (или… …   Список древнегреческих имен

  • Апулей — У этого термина существуют и другие значения, см. Луций Аппулей (значения). Фронтиспис к изданию сочинений Апулея 1902 года. Писателя окружают превращённый в осла Луций и Памфила, обращающаяся в птицу …   Википедия

  • АПУЛЕЙ — ЛУЦИЙ (Lucius Apuleius) (ок. 125 н.э. после 170 н.э.), римский философ, ритор и беллетрист. Родился в Мадавре (Нумидия). Получив образование в Карфагене и Афинах, Апулей был практикующим юристом в Риме. По возвращении в Африку вступил в брак с… …   Энциклопедия Кольера

Книги

Другие книги по запросу «АПУЛЕЙ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»