ТЯНЬ ЛИ ЖЭНЬ ЮЙ

ТЯНЬ ЛИ ЖЭНЬ ЮЙ
ТЯНЬ ЛИ ЖЭНЬ ЮЙ
    ТЯНЬ ЛИ ЖЭНЬ ЮЙ (кит. — небесный принцип и человеческие желания; сокращенно — ли юй) — понятия китайской философии. Впервые упоминаются в тексте *Ли цзи”, глава “Юе цзи” (“Записки о музыке”): “Если чувственное отношение человека к вещам предельно ограничено, а его доброе и злое отношение к людям не переступает нравственной меры, то тогда вещи действуют по назначению и человек следует за ними. Когда же человек изменяется вещами, тогда гибнет небесный принцип (тянь ли) и до предела развертываются человеческие страсти (жэнь юй)”. Т. о., утверждается, что человеку изначально присущ небесный принцип, следуя которому он должен усмирять свои страсти, т. е. эмоционально-чувственную и познавательную деятельность.
    Специально этой теме была посвящена теоретическая дискуссия, возникшая в период династии Сун (10—13 вв.) и Мин (14—17 вв.) в рамках учения о принципе (ли сюэ). Под словосочетанием “тянь ли” Неоконфуцианцы понимали по существу такие неизменные нравственные принципы человеческого существования, как “гуманность” (жэнь), “справедливость” (в), “благопристойность” (ли) и “мудрость” (чжи), а под словосочетанием “жэнь юй” — живые человеческие страсти. Чэн Я придерживался традиционной точки зрения, согласно которой “небесные принципы” и “человеческие желания” диаметрально противоположны и отрицают друг друга: “О, как же страдают люди от своих желаний! Люди, совершающие недобрые дела, побуждаются к этому своей страстью” (“И шу”, гл. 25). Ту же мысль отстаивал Чжу Си: “Если небесный принцип сохраняют, то человеческие желания погибают: если же человеческие страсти одерживают победу, то небесный принцип погибает” (“Чжу цзи юй лэй”, гл. 13). Наиболее полное воплощение “небесного принципа” в человеке было описано в концепции Ван Яшина о “доведении до конца благосмыслия”, т. е. того, что “объединяет совершенно мудрых и глупых”.
    Противоположное решение проблемы соотношения “небесного принципа” и “человеческих желаний” — их объединение—было предложено ХуХуном( 11 в.), ЕШи(12в.),Чэнь Лянем (12 в.), Ван Фучжи к Дай Чжэнем.
    В. В. Зайцев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ТЯНЬ ЛИ ЖЭНЬ ЮЙ" в других словарях:

  • ТЯНЬ —     ТЯНЬ (кит., букв. небо, а также природа, бог, божество) категория китайской философии и культуры Применяется в четырех основных значениях или их комбинациях: 1) верховное божество, высшая божественная сила; 2) высшее природное начало,… …   Философская энциклопедия

  • ЖЭНЬ —         (кит., букв. гуманность, человеколюбие), термин кит. философии, одно из центр. понятий конфуцианства. Не имеет эквивалента в европ. языка«, ближе всего к оригиналу значения «гуманность, человечность, человеколюбие», иногда «человеческое… …   Философская энциклопедия

  • ЖЭНЬ — [древнекит. гуманность, человечность, человеколюбие, милосердие, доброта], одна из основополагающих категорий кит. философии и традиц. духовной культуры. Совмещает 3 смысловых аспекта: морально психологический «[родственную] любовь / жалость к… …   Православная энциклопедия

  • ЖЭНЬ — Гуманность , человечность , человеколюбие , милосердие , доброта одна из основополагающих категорий китайской философии и традиционной духовной культуры, совмещающая три главных смысловых аспекта: 1) морально психологический [[родственная]]… …   Энциклопедия Кольера

  • ЦЗИН ТЯНЬ — Колодезные поля , или колодезные земли (цзин ди). Одна из основополагающих утопических концепций социально экономического устройства, разработанных в конфуцианстве, идеал землевладения и землепользования. Ее наиболее раннее и полное изложение… …   Энциклопедия Кольера

  • Хиби Тянь — Тянь Фучжэнь 田馥甄 Основная информация …   Википедия

  • Кун Шан-жэнь — (1648, у. Цюйфу, 1718, там же)         китайский драматург и поэт. До 1685 жил уединенно, занимаясь историей, литературой и музыкой. Затем был приближен к трону. Вместе с Гу Тянь ши написал драму «Маленькая лютня» (постановка 1694) о жившей в 9 в …   Большая советская энциклопедия

  • Цзай Тянь — Гуансюй 光緒 Айсиньгиоро Цзайтянь …   Википедия

  • ВАН ЧУАНЬШАНЬ — Ван Фучжи, Ван Эрнун, Ван Цзянчжай, выдающийся китайский философ неоконфуцианец и ученый энциклопедист. Родился в интеллигентной семье 7 октября 1619 в Хэнъяне уезда Хэнчжоу, с детства отличался недюжинными способностями и в 1642 получил среднюю… …   Энциклопедия Кольера

  • КАН ЮВЭЙ — Кан Наньхай, Кан Гуанся, Кан Цзуи, Кан Чансу, Кан Гэншэн, Кан Минъи. Китайский мыслитель, философ, ученый, государственный и общественный деятель, лидер реформаторского движения за в Китае на рубеже 19 20 вв. Родился 19 марта 1858 в уезде Наньхай …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»