СЫ ДЭ

СЫ ДЭ
СЫ ДЭ
    СЫ ДЭ (кит., буквально—четыре благодати, четыре [вида] благой силы) — принятое в китайской, по-преимуществу конфуцианской, философии обозначение некоторых проявлений “благой силы”, или “благодати/добродетели” (дэ) — манифестации дао, гл. о. в социально-этической сфере; в определенных контекстах соотносится с областью онтологии. Этические аспекты сы дэ сформулированы в конфуцианских канонах (см. <•У<рвя”). В *Ла ipu” в качестве сы дэ фигурируют “сыновняя почтительность” (сяо) как “начало-добродетели (дэ)”, “почитание старшего брата младшим” (ти) как “вступление в добродетель”, свяь-благонадежность как “щедрость (глубина) добродетели”, чжун — “преданность” (см. Чжун шу) как “выправление добродетели”. В “Чжоу ли” сы дэ выражает нормативное состояние и поведение жены, которые являются целью ее воспитания: “добродетель жены”, “речи жены”, “облик жены”, “деяния жены”. В комментарии 2 в. “добродетель жены” истолкована как “целомудрие и послушание”, “речи жены” — “[почтительный] .ответ на обращение к ней”, “облик жены” — “кроткий вид и постоянно на сносях”, “деяния жены” — шелкопрядение. Обозначение сы дэ применяется также к терминам ицзинистики (см. *Чжоу и”), которые составляют афоризм к гексаграмме-г.ув Цянь (Небо, “творчество”) и присутствуют в афоризмах (словесных формулах) ко многим другим гексаграммам: юань — “импульс”, “начало”, хэн — “развитие”, “всепроницаемость”, ли — “должная польза”, “оформление”, чжэнь — “стойкость”, “непоколебимость”. В “Вэнь янь чжуани” (“Комментарий знаков и слов”), одном из приложений к основному корпусу “Чжоу и”, юань толкуется как “возрастание блага” (“добра” — шань), хэн — как “возможность награды”, ли — как “гармония долга/справедливости”, чжэнь — как “исполнение дел”; “благородный муж (цзюнь цзы) осуществляет эти четыре благодати”. Главный основоположник неоконфуцианской ортодоксии Чжу Си соединял данные термины, восходящие к древнему обозначению жертвоприношений и гадания, попарно и толковал биномы как два сказуемых к подлежащему — названию гексаграммы. Его предшественник Чэн И, продолжая традицию “Вэнь янь чжуани” и комментария Ван Би к “Чжоу и”, считал четверку мантических терминов перечислением отдельных “качеств” (дэ) той сущности; которая представлена гексаграммой Цянь. Шао Юн сделал ицзинистскую формулу сы дэ обозначением этапов абстрактного циклического процесса, введя ее в обиход нумерологических хронологических исчислений.
    Лит.: Щуцкий Ю. К. Китайская классическая “Книга перемен”. М., 1993, с. 174-83 и по указателю.
    А. Г. Юркевич

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»