СТЕФАН

СТЕФАН
СТЕФАН
    СТЕФАН Яворский (1658, местечко Явор под Львовом, Украина — 27 ноября (8 декабря) 1722, Москва] — русский церковный и государственный деятель, крупнейший представитель западнорусской философской школы. Будущий митрополит родился в православной семье, получив при крещении имя Симеон. Впоследствии родители, не желая переходить в униатство, переселились в Нежин. Как философ сформировался в Киево-Могилянской академии, где обучался непосредственно у Варлаама Ясинского, и иезуитских школахЛемберга (Львова), Познани. В Киевской академии получил зва
    ние префекта, произведен в игумены Киево-Николаевского монастыря. Речь, произнесенная Стефаном Яворским на похоронах фельдмаршала Шеина, произвела впечатление на Петра I, по настоянию которого он в 1700 был посвящен в митрополита Рязанского и Муромского. С 1702 занимал посты администратора, блюстителя, викария и екзарха Московского Патриаршего Престола, по учреждении Св. Синода (1721) был сделан его президентом.
    Основное философское сочинение Стефана Яворского — “Философское состязание” (лекционный курс, прочитанный в Киево-Могилянской академии в 1693—94), в котором суммированы основные идеи т. н. второй схоластики. Во-первых, это признание материи и формы в качестве равноценных принципов природных вещей, в отличие от томизма, абсолютизировавшего значение формы. Форма, понимаемая как идея и возможность предмета, рассматривается Стефаном Яворским как существующая в самой материи и зависящая от нее. “Общим субъектом” всех изменений, присутствующим в каждом предмете и обусловливающим “взаимный переход подлунных тел”, является сотворенная Богом первоматерия. Во-вторых, это идея о несводимости бытия вещи ни к форме, ни к материи. Отсюда акт и потенция рассматриваются не как две отдельные реальности, но как два аспекта конкретной вещи. В-третьих, для Стефана Яворского различие между сущностью и существованием имеет место не в действительности, а лишь в понятиях. В-четвертых, он, как умеренный номиналист, утверждает примат единичного перед универсальным, считая, что “универсальное является ничем или вторичным”. Отсюда делается вывод о том, что предметом познания служит конкретное бытие вещей. Одним из методологических оснований философских взглядов Стефана Яворского выступает теория “двух истин”.
    Приверженность западнорусской богословской традиции (представителей которой в России называли “пестрыми”, считая их уже не православными, но еще не католиками) выражена в сочинении “Камень веры” (впервые полностью опубликовано в 1728). Эту традицию отличало, во-первых, значительное по сравнению с византийской традицией расширение предмета богословия, включающего все проявления Божества в мире, в силу чего предмет философии значительно сужался. Во-вторых, Стефан Яворский считал, что между философией и богословием не должно существовать промежуточных дисциплин. В 18 в. такое понимание соотношения философии, метафизики и богословия легло в основу программ русских православных школ. Для его социальных взглядов характерно признание прав царя на верховную власть в государстве, которое должно обеспечил, общее благо всех подданным. Стефану Яворскому принадлежит заслуга распространения просветительских идей в русском обществе, а также подготовка образованных кадров служителей Православной Церкви.
    Соч.: Проповеди, ч. 1—2. М., 1804; Неизданные проповеди Стефана Яворского. СПб., 1867; Риторическая рука. СПб., 1878. Лит.: Самарин Ю. Стефан Яворский и Феофан Прокопович.— Соч., т. 5. М., 1880; Захара И. С. Борьба идей в философской мысли на Украине на рубеже 17—18 вв. К., 1982.
    А. В. Панибратцев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "СТЕФАН" в других словарях:

  • Стефан IX (X) — лат. Stephanus PP. IX (X) 154 й папа римский …   Википедия

  • Стефан IX — может относиться к следующим лицам: Стефан VIII (IX) (папа римский) Стефан IX (X) (папа римский) Стефан IX Томша  правитель Молдавии. Правители и римские папы с именем Стефан/Этьен/Иштван Стефаны по номеру Стефан I · Стефан II …   Википедия

  • Стефан — Стефан, Христиан Фридрих Христиан Фридрих Стефан нем. Christian Friedrich Stephan Дата рождения: 1757 год(1757) Место рождения: Лейпциг, Германия …   Википедия

  • Стефан VI — может относиться к следующим лицам: Стефан V (VI) (?  891)  папа римский (885 891) Стефан VI (VII) Иштван Батори  шестой король Венгрии с именем Иштван (Стефан). Стефан VI Рареш  господарь Молдавского княжества в 1551 1552… …   Википедия

  • Стефан — а, муж. Стар. форма имени (см. Степан).Отч.: Стефанович, Стефановна. Словарь личных имён. Стефан См. Степан. День Ангела. Справочник по именам и именинам. 2010 …   Словарь личных имен

  • Стефан V — может относиться к следующим лицам: Стефан IV (V) (папа римский) Стефан V (VI) (?  891)  папа римский (885 891) Иштван V (1239 1272)  король Венгрии (1246 1272) из династии Арпадов Стефан V Лакуста  господарь Молдавского… …   Википедия

  • Стефан — Стефан, Stephanos, из Византии, VI в. н. э., греческий эрудит. Написал объемное географическое произведение (свыше 50 книг) в форме лексикона, озаглавленное Этника (Ethnika), которое представляло собой компиляцию сведений, полученных (часто не… …   Античные писатели

  • СТЕФАН — (ум. ок. 35) христианский первомученик и, по преданию, первый диакон. Проповедовал в Иерусалиме и был побит камнями. Память в Православной церкви 4 (17) января, 2 (15) августа, 15 (28) сентября, 27 декабря (9 января), в Католической 26 декабря …   Большой Энциклопедический словарь

  • СТЕФАН — (2 я пол. 1 в. до н. э.) древнегреческий скульптор, ученик Пасителя …   Большой Энциклопедический словарь

  • СТЕФАН — I см. Иштван I …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»