РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА

РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА
РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА
    РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА (нем. Rezeptions-Asthetik, от лат. receptio — принятие) — направление в современной эстетике, философии литературы и искусства, сформировавшееся в середине 20 в. в рамках феноменологии. Уже в исследованиях Э. Гуссерля пространство восприятия художественного факта было осмыслено как проблема метафизического отношения художественного произведения и реципиента. И именно проработка гуссерлианской идеи интенциональности в работах Р. Ингардена явилась основанием для демонстрации творческого характера читательского восприятия. На основе этой идеи в центр внимания рецептивной эстетики была поставлена проблема бытия художественного произведения как результата коммуникации между автором и читателем, который создает “смысл произведения”. Пространство восприятия трактуется как “встреча” текста и реципиента, во взаимодействии которых возникает и реализуется живое произведение искусства. Однако если еще у Ингардена понятие •конкретизация” ориентировало на “извлечение” из текста вневременных метасвойств, то уже у пражского структуралиста Ф. Водички производится “историзация” восприятия и ставится вопрос о критериях релевантности исторически обоснованной конкретизации.
    В силу своего феноменологического генезиса современная рецептивная эстетика конституировала в собственном корпусе ряд представлений герменевтики Г. Гадамера, особенно в понимании эстетического опыта (Опыт эстетический). “Понимая, что говорит искусство, человек недвусмысленно встречается... с самим собой... Но как встреча со своим собствен ным существом... опыт искусства есть в подлинном смысле опыт...” Как направление философии искусства современная рецептивная эстетика получила свое выражение прежде всего в тексте X. Р, Яусса (“Literaturgeschichte als Provokation der Literaturwissenschaft”, 1967) и затем в работах “констанцской школы” в ФРГ в 60-е гг. Настаивая на подвижном и активном характере воспринимающего субъекта, ее представители (X. Р. Яусс, В. Изер, Р. Варнинг, X. Вайнрих, Г. Гримм и др.) отвергли традиционную эстетику как “имманентную” и подвергли критике идею автономности художественного произведения. Для преодоления разрыва между историей и эстетикой в современную эпоху смены культурно-эстетических движений Яусс предлагал сформировать принципиально новую парадигму. В ее основе необходимо ( 1 ) соединить формальноэстетический анализ с историко-рецептивным, который проясняет социально-историческую специфику бытования искусства; (2) объединить эвристику структурализма и герменевтики; (3) расширить горизонт эстетической рефлексии, придать статус эстетического объекта другим формам текстовой реальности культуры.
    В споре с позицией Гадамера процесс интерпретации литературного произведения Яусс связывает с эстетическим опытом и горизонтом ожидания читателя. А в понятие эстетического опыта, переосмысляя Т. Адорно, он включает любые проявления эстетической активности реципиента, разрушая дискриминацию традиционной эстетики и эстетики модерна по отношению к разнообразным возможностям искусства.
    “Принцип истории воздействия” является одним из основополагающих в рецептивной эстетике, поскольку необходим дом понимания подлинного смысла художественного произведения и предполагает анализ истории его вхождения в культуру. История рецепции, по Яуссу, есть фактически поступательное развертывание заложенного и актуализированного в этапах исторического восприятия смысла. При этом он иерархизирует порядок восприятия: интерпретирующая рецепция есть контекстуальная предпосылка читательского опыта эстетическому восприятию, а адекватность интерпретации зависит от корректного описания транссубъективного горизонта читательского понимания. Конкретизируя' эстетический опыт как читательский и отталкиваясь от положения Ингардена о неопределенности литературного текста, Изер из-за наличия в тексте “пустых мест” ввел понятие художественного произве дения как внедрения в реальность и овладения ею.
    В целом расширение рецептивной эстетикой рамок художественного смысла, тотализация мира искусства, придание акту встречи эстетической материи с реципиентом самодостаточного художественного статуса и ряд других идей рецептивной эстетики теоретически разблокировали многие запреты в'мире искусства. Фактически возникновению ряда художественных практик современности (концептуализм, акционизм и др.) эпоха постмодерна во многом обязана рефлексивной работе рецептивной эстетики.
    Хотя в теоретическом отношении движение рецептивной эстетики не сложилось в систему, в ее рамках разработано и обосновано огромное число понятий, которые активно конструктивно и эвристично используются в эстетических рефлексиях различных современных школ постструкгурализма, пости постпостмодерна. Базовые понятия рецептивной эстетики, структурирующие ее теорию, — актуализация, конкретизация, эстетический опыт, эстетическая дистанция, идентификация, стратегия текста, горизонт ожидания, конституирование смысла, коммуникативная определенность/неопределенность и др., — свидетельствуют об интегрирующей экспансии феноменологии в эстетическом освоении и овладении реальностью культуры.
    Рецептивная эстетика в основном разрабатывалась в Германии, некоторые ее идеи были выдвинуты во Франции (М. Дюфренн), а в США в 70-е IT. с появлением работа Стэнли Фиша сформировалось (как эстетика чтения) движение рецептивной критики, в которой ставилась цель зафиксировать отклики сознания читателя в акте чтения.
    Лит.: Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962; Ильин И. П. Между структурой и читателем: Теоретич. аспекты коммуникативного изучения литературы.— В кн.: Теории, школы, концепции: (Крит. анализ), Худож. рецепция и герменевтика. М., 1985; Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США); концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М., 1996; IngardeH R. Untereuchungen zurOnthologie der Kunst: Musikwerk, Bild, Architektur, Film. Tub., 1962; Iser W. Appellstruktur der Texte: Unbestimmtheit als Wirkungsbedingung literarischer Prosa. Konstanz, 1970; JaussH.R. Literaturgeschichte als Provokation der Literaturwissenschaft. Konstanz, 1967; Idem, Ästhetische Erfahrung und literarische Hermeneutik. Münch., 1977; Grimm G. Rezeptionsgeschichte. Grundlegung einer Theorie, mit Analysen und Bibliographie. Münch., 1977; Rezeptionsästhetik: Theorie u. Praxis/Hrsg. von WirningR. Münch., 1975; RiffaterreR. Essays de stylistique structurale. P., 1971; Fish S. Literature in reader: Affective stylistics.— New lit. History, Charlotiesville, 1970, vol. 2, N l. P. 123-162.
    В. А. Кругликов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА" в других словарях:

  • РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА — (от лат. receptio принятие, прием) одно из направлений в совр. западной эстетике, сформировавшееся к концу 60 х гг. Первым текстуальным документом Р. э. принято считать тезисы Г. Р. Яусса (ФРГ), опубликованные в 1967 г. Исходным тезисом Р. э.… …   Эстетика: Словарь

  • эстетика — [тэ], и; ж. [от греч. aisthētikos чувствующий, чувственный] 1. Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, в природе и в жизни. Курс по эстетике. Э. живописи. 2. Система чьих л. или каких л. взглядов на искусство. Э. Пушкина.… …   Энциклопедический словарь

  • ЧИТАТЕЛЬ — адресат текста, т.е. субъект восприятия (понимания, интерпретации, осмысления или конструирования в зависимости от подхода) его семантики; субъект чтения (см. ТЕКСТ, ЧТЕНИЕ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ). Смещение интереса от автора и текста к фигуре Ч.,… …   История Философии: Энциклопедия

  • ЧИТАТЕЛЬ — адресат текста, т.е. субъект восприятия (понимания, интерпретации, осмысления или конструирования в зависимости от подхода) его семантики; субъект чтения ( Текст, Чтение). Смещение интереса от автора и текста к фигуре Ч., имевшее место в 1960 х и …   Социология: Энциклопедия

  • ЧИТАТЕЛЬ — адресат текста, т.е. субъект восприятия (понимания, интерпретации, осмысления или конструирования в зависимости от подхода) его семантики; субъект чтения (см. Текст, Чтение, Интерпретация). Смещение интереса от автора и текста к фигуре Ч.,… …   История Философии: Энциклопедия

  • Изер, Вольфганг — Вольфганг Изер Wolfgang Iser Дата рождения: 22 июля 1926(1926 07 22) Место рождения: Мариенберг Дата смерти: 24 января …   Википедия

  • Вольфганг Изер — (нем. Wolfgang Iser, 22 июля 1926, Мариенберг  24 января 2007, Констанц)  немецкий филолог англист, один из основателей влиятельной теоретической школы рецептивной эстетики (иначе  эстетика воздействия, констанцская школа). Содержание 1 Биография …   Википедия

  • Изер Вольфганг — Вольфганг Изер (нем. Wolfgang Iser, 22 июля 1926, Мариенберг  24 января 2007, Констанц)  немецкий филолог англист, один из основателей влиятельной теоретической школы рецептивной эстетики (иначе  эстетика воздействия, констанцская школа).… …   Википедия

  • Ильин, Илья Петрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ильин. В Википедии есть статьи о других людях с именем Илья Ильин. Илья Петрович Ильин Дата рождения: 1 июля 1940(1940 07 01) (72 года) Место рождения: Москва …   Википедия

  • Литература —    один из видов искусства, включающий произведения художественной письменности, которые отвечают эстетическим критериям и обладают социокультурной значимостью. Основанием, на почве которого образовалась литература как искусство слова, была… …   Эстетика. Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»