ПАМЯТЬ

ПАМЯТЬ
ПАМЯТЬ
способность когнитивной системы живых существ кодировать и сохранять информацию при участии, как правило, высших когнитивных процессов. Первые попытки научного исследования человеческой П. берут свое начало с работы нем. психолога Г. Эббингаузе «О памяти» (1885), который стремился выяснить, как формируется память, как она развивается и т.д. Результаты исследований Эббингаузе оказали существенное влияние на У. Джеймса, который в своей классической двухтомной работе «Принципы психологии» (1890) предложил различать первичную, непосредственную память и память вторичную, косвенную. Однако эти идеи Джеймса первоначально не получили широкого признания со стороны психологов в силу отсутствия к.-л. подтверждающих эмпирических данных (за исключением весьма ненадежных данных интроспекции). Только после возникновения в 1960-х гг. когнитивной психологии, опирающейся на информационный подход, идеи Джеймса получили дальнейшее развитие в соответствующих моделях памяти.
Согласно современным психологическим концепциям, когнитивная система человека включает несколько видов П. В их число входит примитивный способ хранения информации — сенсорная память, которая в отличие от других видов П. не зависит от высших когнитивных функций (таких, как, напр., внимание) и сознательного контроля — здесь информация не преобразуется и не связывается с др. информацией. Сенсорная П. (иконическая, эхоическая, тактильная и т.д.) позволяет нам отбирать только существенную, адаптивно ценную информацию. Это — своего рода буфер большой емкости для хранения «сырой» необработанной информации, сопряженный с фильтром, способным осуществить такой отбор. Сохраняя в сенсорной П. на короткое время полный чувственный образ, мы получаем возможность сканировать непосредственно наблюдаемые события, абстрагировать наиболее значимые для нас стимулы и встраивать их в матрицу нашей П. Сенсорная П. удерживает входные сигналы в течение короткого промежутка времени (от 250 миллисекунд до 4 с), она точна, не поддается контролю.
Информация, отобранная сенсорной системой, быстро передается в кратковременную память, а затем либо замещается др. поступающей информацией, либо удерживается благодаря повторению. Кратковременная П. без особых усилий восстанавливает в сознании происходящее сейчас, в данное время, ей необходимо около одной секунды для того, чтобы изучить информацию и самопроизвольно забыть большую ее часть в течение 15—30 секунд.
В отличие от кратковременной долговременная П. требует серьезных усилий и поиска, ее объем огромен, а длительность хранения информации ограничена лишь возрастом. Человеческая мысль сознательно (а иногда и неосознанно) запускает процесс извлечения информации из долговременной П. и затем недолго удерживает нужные данные в кратковременной П., где они обрабатываются. В долговременной П. содержится определенным образом организованная информация, касающаяся пространственно-образной модели окружающего мира, убеждений и взглядов относительно себя и др. людей, ценностей и социальных целей, наших умений, а также перцептивных навыков понимания речи, интерпретации живописи или музыки, научных знаний и т.д.
Накопленные в когнитивной психологии экспериментальные данные позволили Э. Тулвингу (1972) предположить наличие двух разновидностей долговременной П. — эпизодической и семантической. Выделяют также низшую форму долговременной П. — процедурную П., которая сохраняет связи между стимулами и реакциями. Эпизодическая П. позволяет сохранить упорядоченную во времени информацию об отдельных эпизодах и событиях, о связи между этими событиями, вспомнить и сознательно воспроизвести во временной последовательности образы конкретных лиц, объектов и действий. Эпизодическая П. подвержена изменениям и потерям по мере поступления новой информации. Большая часть нашего поведенческого «репертуара» ритуализи-рована и соответствует простым сценариям — инструкциям, схемам, которые фиксируют последовательность действий и взаимоотношения между участниками событий. В эпизодической П. постоянно накапливаются единицы стереотипной информации — сценарии, которые организуются в структуры более высокого порядка — кластеры. Этот вид П. хранит в основном образную информацию, которая составляет основу для распознавания людей, событий, мест и т.д., которые мы воспринимали в прошлом.
Семантическая П. — это необходимая для пользования языком П. на слова (и др. вербальные символы), понятия, правила, формулы, алгоритмы манипулирования символами, абстрактные идеи и т.д. Такая П. воссоздает смысл (значение) в форме одновременного представления и переживания взаимосвязанных понятий. Напр., понятие огня связывается в семантической П. с понятиями «горячий», «красный», «опасный», с приготовленной пищей и т.д. Т.о., в семантической П. любое понятие выступает как «узел», который всегда или почти всегда связан какими-то отношениями с др. «узлами», образуя семантическую сеть.
Сам акт воспоминания связан с возбуждением узлов в долговременной П., с распространением поиска по семантическим сетям. Если появляется какая-то новая ментальная репрезентация, новое понятие и т.п., то распространение поиска по семантическим сетям позволяет обнаружить связь этого понятия с уже известными понятиями. Поэтому, напр., новый сорт яблок мы немедленно классифицируем по цвету, форме, размерам, вкусовым характеристикам, обстоятельствам, при которых им удалось полакомиться и т.д. В семантической П. этот сорт будет связан не только с др. сортами яблок, но и с др. видами фруктов, а также с различными эмоциональными состояниями и воспоминаниями. Мысль с этой т.зр. представляет собой весьма сложную и постоянно меняющуюся сеть узлов и связей.
Семантические сети открывают широкие возможности для представления знаний и выведения заключений, они позволяют описать богатый спектр отношений, а не только какие-то простейшие типы отношений подкласса («собака — животное»).
Пропозициональная репрезентация наиболее эффективна там, где возможна последовательная классификация, она очень удобна для анализа лингвистического материала — слов, предложений, рассказов и т.п., а также для компьютерного программирования. Но в человеческой П. пропозициональные репрезентации определенным образом соотносятся с образными репрезентациями — сценарии, прототипы и структуры более высокого уровня — кластеры — могут быть связаны с соответствующими узлами (понятиями) семантической П. Поэтому, благодаря тесному взаимодействию эпизодической и семантической П., мы можем свободно, без особых усилий прибегать к услугам образных репрезентаций с помощью слов и умозаключений, и наоборот.
Разработанные первоначально только для технических целей (в частности, для создания техники компьютерного поиска) сетевые модели функционирования семантической П. в дальнейшем получили известное признание в нейробиологии и нейрофизиологии, где в последние годы были разработаны новые концепции, которые рассматривают «след памяти» не как фиксированную и локализованную в одном месте энграмму, а как эмерджентное свойство динамической системы. Необходимая для воспоминания информация, может быть, и локализуется в определенном участке мозга, но сама энграмма скорее всего возникает в результате активации актом воспоминания, будучи воплощена в измененных связях нейронного ансамбля. Т.о., П., согласно новым представлениям нейрофизиологов, заключена в схеме связей между нейронами и динамике нейронной системы. Эти представления в целом неплохо согласуются с выводами когнитивных моделей долговременной П., которые исходят из того, что П. — это свойство сетей, системы в целом, а ее функционирование базируется на структурных связях между узлами. Именно эти структурные связи и определяют способ обработки когнитивной информации, ее стратегию, служат инструментом поиска развивающейся мыслью новой информации.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

ПАМЯТЬ
        способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из осн. свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внеш. мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения. Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящим и процессами подготовки будущих состояний, П. сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеч. «Я» и выступает, т. о., в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.
        Первую развёрнутую концепцию П. дал Аристотель в трактате «О памяти и воспоминании»: собственно П. свойственна и человеку, и животному, воспоминание же — только человеку, оно есть «как бы своеобразное отыскивание» образов и «бывает только у тех, кто способен размышлять» (453а). Аристотелем были сформулированы правила для успешного воспоминания, впоследствии вновь «открытые» в качестве осн. законов ассоциаций: по смежности, по сходству и контрасту.
        В новое время проблема П. получила особое развитие в философии англ. эмпиризма (Гоббс, Локк) в связи с обсуждением проблемы опыта и критикой учения о врождённых идеях. П., по Локку, есть как бы «кладовая» идей.
        Первое экспериментальное исследование П. было выполнено в русле ассоцианизма нем. психологом Г. Эббингаузом (1885). Амер. бихевиоризм (Э. Торн-дайк, Дж. Уотсон), поставив изучение П. в контекст общей проблемы научения, отождествил в конечном итоге П. с приобретением навыков. Против такого отождествления было направлено учение Бергсона («Материя и П.», рус. пер., 1911). Противопоставляя простому репродуцированию однажды заученного материала (напр., текста стихотворения) П. неповторимых событий прошлого в их индивидуальности (напр., самого единичного акта заучивания), Бергсон пытался доказать существование особой «образной» П., «сферы чистых воспоминаний», «П. духа», по отношению к которой мозг может выступать лишь орудием проведения воспоминаний в сознание, но не способен ни порождать их, ни быть их хранилищем. В этой идеалистич. концепции П. был, однако, поставлен ряд проблем, вскрывавших ограниченность ассоцианистской доктрины П. (проблемы узнавания, связи П. и внимания, П. и бессознательного и др.). С др. стороны, с резкой критикой «атомизма» и механицизма ассоцианистского представления о П. выступила гештальт-психология, которая настаивала на целостном и структурном характере П., в частности на том, что самые следы должны пониматься как своеобразные динамич. системы, или поля сил. Нем. психологи Э. Геринг (1870), а вслед за ним Р. Земон (1904) и Э. Блейлер (1931) в учении о «мнеме» пытались рассматривать П. не только как психич., но и как «общеорганич. функцию», объясняя ею, в частности, процессы наследственности (воскрешая, т. о., учение нем. натурфилософа 1-й пол. 19 в. К. Каруса). Во франц. социология, школе было обращено внимание на историч. природу и социальную обусловленность П. человека. По П. Жане, П. человека есть особое действие, «специально изобретённое людьми» и в принципе отличное от простой репродукции; это символич. реконструкция, воссоздание прошлого в настоящем. При этом социальный мир человека, выступая для него как бы своеобразным выразителем «коллективной П.» общества (М. Хальбвакс), оказывается источником и упорядочивающей силой для его воспоминаний.
        Сов. психология, опираясь на методологию диалек-тич. и историч. материализма, уделила особое внимание проблемам развития П. (Л. С. Выготский и др.). Проведённое А. Н. Леонтьевым (1930) экспериментальное исследование высших форм запоминания показало, что ведущими моментами в формировании высших произвольных форм П. оказываются включение в организацию запоминания искусств. «стимулов-средств» (знаков), совершенствование средств запоминания и их последующая интериоризация. В последующих работах сов. психологов (П. И. Зинченко, А. А. Смирнов) изучение П. человека было поставлено в контекст исследования его предметной деятельности.
        В соответствии с традиц. членением П. различаются процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, внутри последнего — узнавание, воспоминание и собственно припоминание (П. П. Блонский). Различают произвольную и непроизвольную П. По форме, в которой протекают процессы П., выделяют моторную П.. или П.-привычку, эмоциональную, или аффективную, П. («П. чувств» — Т. Рибо), образную и словесно-логич. П.
        Леонтьев А. Н., Развитие П., М.— Л., 1931; Выготский Л. С., Развитие высших псяхич. функций, М., 1960; Зинченко П. И., Непроизвольное запоминание, М., 1961; Блонский П. П., П. и мышление, в его кн.: Избр. психология, произв., М., 1964; Смирнов А. А., Проблемы психологии П., M., 1966; Роговин M. С., Филос. проблемы теории П., М.. 1966; Хрестоматия по общей психологии. Психология П., М., 1979.
        М. С. Роговин.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

ПАМЯТЬ
способность сохранять восприятия и представления после момента переживания; память означает также (образно выражаясь) хранилище. Для мыслящего существа после восприятия самым необходимым является память. Ее значение столь велико, что там, где она отсутствует, все остальные наши способности по большей части оказываются бесполезными; в своем мышлении, умозаключениях и познаниях мы не могли бы выйти за пределы непосредственно данных нам объектов без содействия памяти. В то время как воспоминание является психическим актом, актом использования достояния памяти, сама память есть скрытая сила, обладающая способностью известным образом мобилизовать это достояние и сделать возможным его использование. У различных животных, а также у отдельных людей сила памяти и ее направленность различны. Согласно теории памяти, каждое переживание оставляет «след» в больших по-лушариях мозга, и память может действовать только в том случае, если создается связь между этим следом и новым переживанием. О природе образования этой связи существуют только предположения. Ложным является предположение психологической теории, состоящее в том, что след нового переживания должен совпасть со старым следом, чтобы могло вспомниться прошлое переживание, или что при частом повторении какого-нибудь переживания (напр., при обучении) в больших полушариях головного мозга прокладывается «путь» из специальных проводников возбуждения. При узнавании речь идет, вероятно, об образовании пары (как она образуется, напр., в поле восприятия между двумя видимыми точками одинакового цвета при условии, что свойство промежуточного поля достаточно отличается от обоих членов пары) между образом восприятия и (бессознательным) образом-следом, причем степень сходства и близость (пространственная и временная) имеют решающее значение (см. Подсознательное). Образ-след изменяется с течением времени. Во-первых, он отождествляется с массой остальных образов-следов, теряет себя в них и становится неуловимым для нового переживания (начинающееся и прогрессирующее забывание). Во-вторых, он изменяется т. о., что вспомнившееся или благодаря внешнему поводу воспроизведенное в памяти имеет более четкий образ, чем само соответствующее переживание; в памяти, как и в восприятии и представлении, господствует тенденция к четкости, прегнантности (см. Прегнантности правило), и образ-след улучшается в направлении «хорошего» образа (см. Гештальт). Последний имеет своим следствием то, что «то же самое, с точки зрения образа не отличающееся образование, если с ним вторично сталкиваются спустя довольно продолжительный промежуток времени, выглядит непосредственно во много раз хуже, блекнет и т. д. Улучшенный след старого восприятия является действенным в качестве скрытого масштаба нового восприятия, и для этого нет необходимости вызвать образ представления ранее виденного или же воспоминание о первой встрече» (Metzger, Psychologie, 1941). t Что касается нарушений памяти, то теории и методы исследования этих нарушений в основном стали складываться по мере распространения медицинских знаний с конца 19 в. Наибольший пионерский вклад в их изучение внесли Теодюль Арман Рибо, франц. психолог, Сергей Сергеевич Корсаков, рус. психиатр, и Пьер Жане, франц. невролог. Их совместный вклад может быть суммирован следующим образом: утрата памяти, хотя и связана с функционированием мозга, может иметь место и без органического поражения (напр., у истериков) и не обязательно сопровождаться слабоумием (утратой способности рассуждать). В действительности потеря памяти может произойти вследствие эмоциональной тревожности, как это показал Зигмунд Фрейд. Дефекты памяти – одни из наиболее часто наблюдаемых симптомов работы поврежденного мозга, они могут быть временными (как после эпилептического припадка) или постоянными (как после серьезной травмы головы). Если у человека нарушена способность к сохранению новых впечатлений, то он страдает антероградной амнезией; явно выраженная утрата прежних воспоминаний называется ретроградной амнезией. Обе они могут, хотя и не обязательно, проявляться одновременно. Даже при самых тяжелых амнезиях непосредственная (кратковременная) память остается неповрежденной, давая возможность предполагать, что новые впечатления первоначально запечатлеваются и достаточно долго перерабатываются, прежде чем вызвать реакцию. Корсаковский синдром, который, как теперь известно, вызывается, помимо алкоголизма, многими физическими причинами, может в течение некоторого времени до появления расстройства проявляться в виде ретроградной амнезии, однако основная присущая ему психологическая характеристика – это антероградная утрата способности воспринимать новое. Физическая травма, вызывающая потерю сознания, может привести к тому, что, очнувшись, потерпевший на несколько дней потеряет ориентацию. По выздоровлении он часто не в состоянии вспомнить что-либо об этом периоде, и у него может также проявиться ретроградная амнезия на более ранние события. Расстройство памяти включает также ретроспективное искажение – целенаправленное приукрашивание сохранившегося в памяти; Deja vu – мистическое ощущение того, что в прошлом человек уже испытывал то же самое, и Jamais vu – неверное впечатление о том, что прежде он никогда с данным явлением не сталкивался. См. Переживание de ja vu. Ранее существовавшие теории памяти: метафизическая теория, анамнезиса, ведущая свое начало от Платона, психологическая теория – со времени Аристотеля; с начала Нового времени – ассоционистская теория, психологическая теория 19 в. В духе последней Эвальд Геринг в своем произв. «Ьber das Gedдchtnis» (1870) пытается представить память как «всеобщую функцию организованной материи» и рассматривает также процессы наследования как осуществление этой функции. Р. Семон развил дальше эти идеи в своей теории мнемонии (см. Мнемония), более подробно разработанной Блейером в его теории памяти. Об искусстве памяти см. Мнемотехника.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ПА́МЯТЬ
форма психич. отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком данных своего опыта. Физиологич. основа П. – образование, сохранение и актуализация нервных связей в коре головного мозга. В зависимости от того, что запоминается и воспроизводится, различают 4 вида П. – двигательную, образную, словесно-логическую и эмоциональную. Двигат. П. связана с запоминанием и воспроизведением движений. Содержание образной П. составляет запоминание и воспроизведение чувств. образов предметов, явлений и их св-в. В зависимости от того, какими анализаторами воспринимаются и запечатлеваются объекты, образную П. делят на зрительную, слуховую, осязательную и т.д. Словесно-логическая, специфически человеч. П. включает в себя мысли, понятия, суждения, умозаключения; она занимает ведущее место в процессе обучения. Эмоц. П. связана с запоминанием и воспроизведением чувств совместно с вызывающими их объектами.
Осн. процессами П. являются запоминание, воспроизведение и забывание. Главный среди них – запоминание, к-рое определяет полноту и точность воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения. Осн. условия продуктивности запоминания связаны с тем, протекает ли оно в форме непроизвольного или произвольного процесса. Непроизвольное запоминание является продуктом деятельности человека, направленной на практич. или познават. цели, а не на собственно запоминание. Произвольное запоминание связано с постановкой цели запоминания и употреблением спец. способов и приемов ее достижения. В целом произвольное запоминание более продуктивно, чем непроизвольное, но в условиях, не благоприятных для первого (трудность понимания материала, недостаточное овладение способами логич. запоминания и др.), непроизвольное запоминание может быть более продуктивным. На всех своих этапах запоминание связано с пониманием, является смысловым. Случаи механич. запоминания, не связанного с пониманием, вызываются особенностями материала, трудностью его понимания. Механич. запоминание не является неизбежным, тем более – ступенью в развитии П.
Использование человеком приобретенного опыта осуществляется посредством воспроизведения. Наиболее простой его формой является узнавание, осуществляемое в условиях повторного восприятия объектов, закрепившихся ранее в П. Более сложным является собственно воспроизведение, когда воспроизводятся такие объекты прошлого опыта, к-рые в данный момент не воспринимаются нами. Узнавание и собственно воспроизведение также может быть произвольным и непроизвольным.
Забывание проявляется по-разному – от отд. ошибок в припоминании и узнавании до невозможности не только припомнить, но и узнать. Забывание может быть устойчивым, длительным и временным.
Индивидуальные особенности П. выражаются в различной быстроте, точности и прочности запоминания. По тому, какой материал – наглядный или отвлеченный – запоминается лучше, различают наглядно-образный, словесно-логический и промежуточный (средний) типы П.
В последние годы в связи с задачами инженерной психологии введены понятия кратковрем. и долговрем. П. Под кратковрем. П. понимают способность запомнить и воспроизвести определ. объем материала после одного кратковременного его предъявления. Объем этой П. ограничен и равен 7?2 элементов запоминаемого ряда букв, чисел, слов и пр. (Дж. А. Миллер). К долговрем. П. относят все случаи, когда на запоминание материала затрачивается больше чем одно повторение. В инженерной психологии введено также понятие оперативной П., под к-рой понимают процессы П., включенные в конкретные действия в качестве их способов, направленных на достижение целей этих действий и составляющих одно из условий их успешности.
Особое направление в исследовании П. составляет выявление ее структуры на физиологич. уровне (нейронные и биохимич. механизмы П., возможность ее локализации – проблема природы т.н. "следов П." и т.д.).
П. Зинченко. Харьков.
Проблема П. в истории философии. Для Платона и его последователей П. – одно из важнейших условий достоверности познания (см. Theaet. 190 с – 194 в; рус. пер., М.–Л., 1936), поскольку его гносеология основывается на концепции "воспоминания". Эта сторона учения Платона о П. получила затем особое развитие в гносеологии Плотина. От Платона идет известная идея "восковых таблиц П." – модель П., от к-рой полностью не отказалась и наука нашего времени. У Аристотеля П. посвящено соч. "П. и воспоминание" (франц. пер. Aristoteles, Psychologie. Opuscules, tr. J. Barthelemy – Saint-Hilaire, P., 1847). Он предугадал мн. совр. представления о природе П.: возрастные изменения, характерологич. особенности, дефекты П., активность, связь с идеей времени. Все процессы П. Аристотель делил на собственно П. и воспоминание, к-рое, в отличие от П., принадлежит исключительно человеч. духу и представляет собой не только осознание образа в его отношении к прошлому восприятию, но и результат усилия, с помощью к-рого мы преодолеваем нечеткое и неясное представление – реминисценцию. Положения Аристотеля о П. были впоследствии частично (и по-разному) продолжены стоиками и эпикурейцами, а в новое время – Гегелем.
Для традиции эмпиризма характерно отождествление законов ассоциации и П. (у Гоббса, напр., П. по существу выступает как иное обозначение опыта). При таком подходе проблематика исследования П. суживалась до уровня индивидуальных отклонений в воспоминаниях от первонач. впечатления (см., напр., Д. Юм, Трактат о человеч. природе, кн. 1, ч. 1, Юрьев, 1906, § 3). Филос. положения эмпиризма легли в основу первых экспериментально-психологич. исследований П. (Эббингауз).
Для рационализма проблема П. выступала как второстепенная. Декарт рассматривал П. как результат изменений в порах мозга, через к-рые проходят "жизненные духи". Под влиянием рационализма интерес к проблеме П. в последующей истории философии сводится лишь к вопросу о предпосылках искажений и ограниченности индивидуального опыта.
Как реакцию на ассоциационизм следует рассматривать концепции П. в ряде различных идеалистич. направлений, к-рые отрицали материальные основы П., стремясь объяснить ее полностью как проявление духа, в согласии с концепциями Платона и Августина. Противниками ассоциационистской концепции П. выступили также В. Вундт и представители вюрцбургской школы психологии мышления. Вундт подчинял законы ассоциаций более общим законам апперцепции – волевым актам, ставящим ассоциации в определ. отношения друг к другу; точно так же для вюрцбуржцев над воспоминаниями (как и над мышлением) господствуют "детерминирующие тенденции", определяющие направленность процессов П., устойчивость их результатов, легкость их появления (О. Кюльпе). Против ассоциационизма направлена и концепция П. в интуитивизме Бергсона (см. Материя и П., рус. пер., СПБ, 1911), согласно к-рой существует два различных, не сводимых друг к другу вида П. – двигательная ("П.-привычка"), общая по своей природе с другими, в основе своей физиологическими, функциями организма, и "истинная", или "образная" П., для к-рой мозг есть лишь орудие проявления, само по себе неспособное ни породить образов воспоминаний, ни изменить их природу. Концепция Бергсона легла в основу нек-рых совр. теорий П., в т.ч. в феноменологии и экзистенциализме.
В конце 19 в. проблемы П. начали рассматриваться в связи с теорией личности. Исторически это осуществилось на пути критики интеллектуализма и элементаризма вундтовской психологии во фрейдизме и реакции на ограниченность ассоциационизма Эббингауза. Для психоанализа П. – это та часть психич. жизни, к-рая выталкивается на поверхность сознания, результат игры подсознательного. По Фрейду, материал, к-рым располагает П., под влиянием личностных факторов подвергается двоякого рода воздействию – сгущению и искажению. Фрейдизм акцентирует внимание лишь на эмоц. аспектах П. Однако субъективизм психоанализа, односторонний отбор им фактов и произвольная их трактовка привели к резкому падению влияния его теории П. на рубеже 19–20 вв. Наиболее явно трактовка П. как предмета теории личности выступает в работах Ф. Бартлетта, к-рый считал, что П. не есть частная способность, объяснение к-рой следует искать лишь внутри ее самой. Наоборот, это – "результат бесконечной борьбы по овладению окружающим миром и его познания" (см."Remembering", Camb., 1950, p. 314). Экспериментальным путем Бартлетт показал, что при запоминании удерживается нек-рая основа воспринятого и связанный с ней эмоц. тон; остальное подвергается нек-рой переработке в сторону упрощения, схематизации. Каждое воспоминание включается в более общую схему, благодаря чему оно обязательно содержит элемент обобщения, основанного на прошлом опыте, т.е. в конечном счете обусловлено личностью. Т.о., воспоминание, по Бартлетту, есть не репродукция, а реконструкция элементов прошлого опыта; психологическая же сущность процессов П. оказывается ближе всего к творч. воображению.
Социально-психологич. концепции П. ведут свое начало от ученика Дюркгейма М. Хальбвакса, к-рый выдвинул тезис о том, что мы не можем мыслить к.-л. связанный с нами в прошлом объект иначе, как отнесенным к к.-л. социальной – этнич. или религ. группе, и, следовательно, субъективное прошедшее восстанавливается только благодаря соотнесению с фактами социальной жизни (см. М. Halbwachs, Les cadres sociaux de la mémoire, P., 1925). Наиболее известная и оригинальная общая концепция П. в зарубежной психологии и философии принадлежит П. Жане. Стремясь преодолеть интроспекционизм и индивидуализм предшеств. теорий, Жане указывает, что изолированный индивид не обладает П., т.к. он в ней не нуждается (см. P. Janet, L'évolution de la mémoire et de la notion du temps, v. 1, P., 1928, p. 219). П., по Жане, есть не что иное, как социальная реакция на отсутствие и вместе с тем попытка приспособления к тем трудностям, к-рые преподносит нам время. Следует, однако, отметить, что само понятие социального имеет у Жане ограниченный характер, означая по существу коллективно-психологическое.
Для сов. психологии наиболее характерным является стремление вскрыть специфич. особенности человеч. П. в ее онтогенезе. Осн. теоретич. положения о П. в сов. психологич. лит-ре были выдвинуты А. Н. Леонтьевым, П. И. Зинченко и А. А. Смирновым. П. понимается в неразрывной связи с трудовой деятельностью человека. Один из гл. тезисов при этом состоит в том, что использование средств П. для регулирования поведения есть отражение в духовной сфере тех процессов, к-рые уже реализовались в материальной сфере. Различие между орудием труда и "...тем средством – инструментом, которое изготовляет первобытный человек для своей памяти, заключается лишь в том, что в то время, как первое всегда направлено на внешнюю природу, с помощью второго он овладевает своим поведением" (Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1959, с. 321). Первонач. роль средства запоминания выполняли к.-л. случайные стимулы. Затем эту функцию перенимают создаваемые в процессе общения знаки и системы знаков (прежде всего язык). Последнее и определяет преимуществ. характер человеч. П. как П. логической. Наконец, с этой т. зр. раскрывается значение мн. факторов культуры (мифологии, обычаев и т.д.) как мнемонич. средств.
Лит.: Леонтьев А. Н., Развитие П. Эксперимент. исследование высших психологич. функций, М.–Л., 1931; Блонский П. П., П. и мышление, М., 1935; Занков Л. В., П. школьника, ее психология и педагогика, М., 1944; его же, Память, М., 1949; Зинченко П. И., Вопросы психологии П., в сб.: Психологич. наука в СССР, т. 1, М., 1959; его же, Непроизвольное запоминание, М., 1961; Смирнов Α. Α., Психология запоминания, М., 1948; Шемякин Φ. Η., "Автоматизмы" П. и мышление, "Изв. АПН РСФСР", 1956, вып. 81; Проблемы инженерной психологии, вып. 3 – Психология П., Л., 1965; Вулдридж Д., Механизмы мозга, пер. с англ., М., 1965.
М. Роговин. Москва.
Машинная П. Под машинной П. понимается комплекс устройств вычислит. машины, предназначенных для хранения информации различного назначения: входных данных, результатов вычислений, а также (для вычислительных машин с программным управлением) закодированных отд. приказов программ (команд) и самих программ. Вычислит. машины простейшего типа – арифмометры, настольные клавишные вычислит. устройства – обычно имеют П. для кратковрем. хранения вводимой в них числовой информации и результатов вычислений (т.н. р е г и с т р ы). Наиболее сложной структурой П. обладают цифровые электронные вычислит. машины – ЦВМ, устройства к-рых обычно наз. запоминающими устройствами (ЗУ).
Большинство ЗУ предназначено для хранения информации, записанной в натуральном двоичном коде (см. Кодирование), являющемся осн. языком ЦВМ. Конструкции устройств машинной П. отличаются большим разнообразием. Для ввода данных обычно используют ЗУ, в к-рых носителем информации являются бумажные карты и ленты с нанесенной на них системой отверстий (т.н. перфокарты и перфоленты). Вводимая информация, как правило, печатается на бумаге и реже выдается на специальные индикационные регистры. Значительно разнятся по типу устройства машинной П., предназначенные для хранения информации, циркулирующей в процессе ее обработки внутри ЦВМ. Здесь различают оперативные ЗУ (ОЗУ) и ЗУ с долговрем. хранением информации (ДЗУ). Первые используются для хранения информации, непосредственно участвующей в обработке, а также для хранения самих программ обработки, вторые – для более длит. хранения программ и информации, к-рые будут использоваться в дальнейшем.
Одно из важнейших качеств. различий между П. человека и существующих устройств машинной П. заключается в том, что процесс выборки информации из П. человека носит ассоциативный характер, в то время как у технич. ЗУ такой выбор носит т.н. а д р е с н ы й характер, основанный на том, что каждое из слов, записываемых в ЗУ, определяется с помощью своего адреса, т. е; номера ячейки ЗУ, в к-рую оно помещается (каждое слово размещается в ЗУ в наименьшей дискретной единице П. – ячейке). Принцип адресности приводит к противоречию между большой емкостью и быстродействием ЗУ, т.к. при большой емкости ЗУ приходится усложнять их адресную часть, что приводит к увеличению времени обращения к ЗУ, т.е. к снижению его быстродействия. В наст. время ведутся работы по созданию машинной Π. ассоциативного типа. В таких ЗУ поиск информации осуществляется не по заданному адресу ее местонахождения, а по нек-рым признакам самой информации. Механизм выборки по ассоциациям позволит значительно облегчить и ускорить процесс поиска информации, приблизив работу машинной П. к работе П. человека.
Лит.: Крайзмер Л. П., Устройства хранения дискретной информации, М., 1961; Субье-Ками Α., Двоичная техника и обработка информации, пер. с франц., М., 1964.
Ю. Барабошкин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Антонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ПАМЯТЬ" в других словарях:

  • память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПАМЯТЬ — жен. (мнить, мнети) способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. Память, относительно прошлого, то же. что заключенье, догадка и воображенье, относительно будущего. Ясновидение будущего… …   Толковый словарь Даля

  • ПАМЯТЬ — Единственной мерой времени является память. Владислав Гжегорчик Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего. Тадеуш Котарбиньский В своей памяти каждый из нас художник: каждый творит. Патришия Хампл Многие путают свое воображение со своей …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ПАМЯТЬ — памяти, мн. нет, жен. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. Острая память. «Рыцари хотят послушать твоих песен, коли страх не отшиб у тебя памяти.» Пушкин. «Память может изменить вам.» Чернышевский. Зрительная… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПАМЯТЬ — ПАМЯТЬ, и, жен. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. Моторная п. (память привычка). Эмоциональная п. (память чувств). Образная п. Врезаться в …   Толковый словарь Ожегова

  • память — без памяти, быть на памяти, в здравом уме и твердой памяти, врезаться в память, выйти из памяти, выскочить из памяти, держать в памяти, завязать на память узелок, залечь в память, изгладиться из памяти, приводить на память, свежо в памяти,… …   Словарь синонимов

  • ПАМЯТЬ — способность к воспроизведению прошлого индивидуального опыта; одно из осн. свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внеш. мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и… …   Биологический энциклопедический словарь

  • Память —  Память  ♦ Mémoire    Осознание прошлого в настоящем, как в потенции (способность), так и в действии (запоминание или припоминание). Как и любая форма сознания, память актуальна, но становится таковой лишь в силу своей способности воспринимать… …   Философский словарь Спонвиля

  • память — у всех различна. Это связано с индивидуально психологическими и возрастными особенностями людей. На основании подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций замечаются подъемы и спады в памяти. Так, возраст 18 25 лет отличается высоким… …   Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • память — ПАМЯТЬ, истор. – Документ распорядительного характера (прим. авт.). – Память воеводы (3. 3). Сл.РЯ XI XVII. 14. 141: память (в 9 м знач.) «общее название письменных сообщений, деловых записей, документов различного характера» (1490 г.). Память… …   Словарь трилогии «Государева вотчина»


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»