ОЛИВИ

ОЛИВИ
ОЛИВИ
    ОЛИВИ, Петр Иоанн, или Пьер-Жан Олье (Petrus Joannes livi, Pierre-Jean Olieu) (1248/49, Сериньян, Лангедок—• 14 марта 1298, Нарбон, Лангедок) — французский теолог, философ и естествоиспытатель; монах-францисканец, интеллектуальный лидер спиритуалов. Бакалавр (ок. 1270), преподавал в Монпелье, Нарбоне, Флоренции (1273—92). Ряд его тезисов неоднократно осуждался (ок. 1283, 1311/12, 1319) и реабилитировался ( ! 287) генеральным капитулом ордена. Автор большого числа трактатов, в которых, будучи августинианцем, отвергает не только аристотелизм, но и многие положения школы Бонавентуры.
    Исходя из того, что между обладающим беспредельной свободой и абсолютным могуществом Богом и Его творением пролегает непреодолимая метафизическая бездна. Оливи ΟΙ вергал ряд широко обсуждавшихся в его время тезисов (напр о допустимости вне Бога актуальной бесконечности и т. п.), признавая, однако, вслед за Ансельмом Кентерберийским, онтологическое доказательство бытия Бога Им также проводилось различение между онтологическим и понятийным уровнями реальности, в каждом из которых действ"то•т свои ”аконы и нормы. При этом умножение понятий не влечет за собой умножения в сфере бытия, поскольку онтологические сущности не могут умножаться сверх необходимости. Касаясь вопроса о природе человека, Оливи выступает за множественность в нем субстанциальных форм: так, человеческое тело, помимо его единства с душой, актуализируется еще и формой телесности (forma corporeitatis) В учении о соотношении сущности и потенций души Оливи предвосхищает теорию формального — как промежуточного между чисто логическим и реальным — различия Дунса Скота, когда утверждает, что производимое нами в уме разделение единой души на вегетативную, сенситивную и разумную имеет отношение к реальному бытию, ибо коренится в самой природе души. (Этот же вид промежуточной дистинкции обнаруживается между сущностью и индивидуальным существованием, между бытием и его трансцендентелаями, между родовыми и видовыми понятиями и т. д.) При этом, согласно Оливи (и в противоположность томистской доктрине), разумная часть души — как высшая, активная и отделимая от тела — не может быть его непосредственной формой, но соединяется с телом лишь через вегетативную и сенситивную части, оформляющие тело напрямую и взаимодействующие с разумной душой при помощи общей для них духовной материи. Этот тезис Оливи — как несовместимый с концепцией субстанциального единства человека и учением об обладании Христом человеческой природой во всей ее полноте - был осужден на Вьеннском соборе ] 3 Ч
    Считая неубедительной августиновскую теорию озарения разума божественным светом вечных истин, — явно, впрочем, как и учение о “семенных причинах” (rationes sйminales), не отрицаемую в силу авторитета традиции, — Оливи объяснял постепенное развитие высшего познания из низшего взаимодействием потенций души (colligatio potentiarum): благодаря единству ее духовной материи акт познания, зарождающийся в вегетативной и сенситивной частях души, продолжается в ее разумной части, где и формирует понятие вещи. Оливи особо подчеркивает интенпиональную направленность познающего субъекта на постигаемый им объект, который, не оказывая никакого влияния на ход познавательного процесса, фактически является лишь его конечной причиной (causa terminativa) или, в крайнем случае, причиной содействующей (causa cooperans). Тем самым Оливи фактически отказывается как от признания необходимости посредствующей роли чувственных и умопостигаемых образов (species sensibiles el intelligibьes), так и от различения деятельного и потенциаль
    ного разумов. Самопознание души также осуществляется через непосредственное обращение ее интеллектуального взора на себя и свои волевые акты, неотъемлемая свобода которых, собственно, и отличает, по Оливи, человека от остальных творений.
    В области естественных наук Оливи (до Ж. Буридана и др. представителей Парижской школы) поддерживал выдвинутую в 6 в. Иоанном Филопоном теорию импульса (impulsus) как особого качества, сообщаемого метательному снаряду его первоначальной движушей силой.
    Оливи оказал значительное влияние на дальнейшее развитие схоластики, в особенности на представителей францисканской мысли: Дунса Скота, Петра Ауреоли, У. Оккама. Соч.: Summa quaestionum in secundum librum Sententiarum, ed. В Jausen (Bibl. Franc. Schol. Med. Aev. IV-VI). Quaracchi, 1922-26; Tria Scripta sui ipsius apologetica, éd. D. Laberge.— “Arch. Franc. Hisi.” 28 (1935), p. 115-155, 374-407; 29 (1936), p. 98-141, 365-395; De Domina, ed. D. Paceni. Quaracchi, 1954. Лит.: Bettoni E. Le doctrine filosofiche di Pietro di Giovanni Olivi. Mil., 1960; EmmenA., Simoncioli F. La Dottrina dell'Olivi sulla contemplazione.- “Studi Francescani” 60 (1963), p. 382-445; 61 (1964), p. 108167; Parlée С. Peter John Olivi: Historical and Doctrinal Study.— “Franciscan Studies” 20 (1960), p. 215-296.
    A. M. Шишков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ОЛИВИ" в других словарях:

  • оливи́н — оливин …   Русское словесное ударение

  • ОЛИВИ, — ОЛИВИ, Петр Иоанн, или Пьер Жан Олье (Petras Joannes Olivi, Pierre Jean Olieu) (1248/49, Сериньян, Лангедок – 14 марта 1298, Нарбон, Лангедок) – французский теолог, философ и естествоиспытатель; монах францисканец, интеллектуальный лидер… …   Философская энциклопедия

  • оливи́н — а, м. Минерал желто зеленого цвета, входящий в состав изверженных пород и каменных метеоритов. [От лат. oliva маслина] …   Малый академический словарь

  • оливи — Декоративний мотив на випуклих обломах, подібний до бус …   Архітектура і монументальне мистецтво

  • Оливи, Ив. Антон. — р. 1760, д р медиц., † 7 июня 1821. {Венгеров} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Оливи, Ив. Антонов. — (Olivi), доктор медицины; род. 1760 г., † 61 года от роду, 7 июня 1821 г. {Половцов} …   Большая биографическая энциклопедия

  • оливин — оливин, оливины, оливина, оливинов, оливину, оливинам, оливин, оливины, оливином, оливинами, оливине, оливинах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • оливин — а; м. [от лат. oliva маслина] Минерал желто зелёного цвета, входящий в состав изверженных пород и каменных метеоритов. * * * оливин группа минералов подкласса островных силикатов, члены изоморфных рядов форстерит Mg2SiO4  фаялит Fe2SiO4  тефроит… …   Энциклопедический словарь

  • Оливин — м. Силикат магния и железа; полудрагоценный камень зеленоватого цвета разных оттенков. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • 75.100 — Мастила, технічні оливи та суміжна з ними продукція ГОСТ 9.052 88 ЕСЗКС. Масла и смазки. Методы лабораторных испытаний на стойкость к воздействию плесневых грибов. Взамен ГОСТ 9.052 75 ГОСТ 9.054 75 ЕСЗКС. Консервационные масла, смазки и… …   Покажчик національних стандартів


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»