ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ

ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ
ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ
    ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ — термин, используемый для критики общества массового потребления (или общества “всеобщего благосостояния”) как фетишизирующего потребление стандартных бытовых товаров и услуг в ущерб развитию духовных и интеллектуальных интересов граждан. В 50—60-е гг. в результате научно-технической революции, перехода к высокопродуктивному поточно-массовому хонвейернсму производству и внедрению системы маркетинга произошло преодоление нищеты населения ряда стран Запада. Успешная борьба профсоюзов отраслей массового производства за стандартный семейный бюджет и ограничение произвольных увольнений открыла семьям трудящихся доступ к потребительскому и ипотечному кредиту для оплаты многих товаров длительного пользования, модных и престижных предметов комфорта. Это действительно породило эйфорию массового престижного потребления и многие проявления “власти” и даже “тирании вещей” в семьях, бремя нарастающих долгов и стрессы от угрозы потерять все имущество при их невыплате.
    Однако массовый спрос на качественные товары заставил производство год за годом повышать культуру производства, внедрять новые типы и модели продукции, коренным образом изменил положение специалиста и изобретателя на производстве. Доступность кредита превратила скученные промышленные города в разветвленные системы пригородов мегаполисов, связанных не железными дорогами, а индивидуальным транспортом. Спрос населения на услуги вызвал быстрый рост этой трудоемкой сферы экономики и беспрецедентный спрос на специалистов и мастеров своего дела. В результате сфера услуг сосредоточила до 60—70% работающего населения мегаполисов. Однако расширение спектра и высокая стоимость услуг вызвали потребность в бытовых товарах, необходимых для замены услуг внутрисемейным трудом, возложили огромное и возрастающее бремя фактически отупляющего труда на женщину. Фетишизм удобств, положение женщины, скудость интеллектуального мира, узость духовных интересов многих семей вызвали острую критику потребительского общества и поворот внимания от проблем уровня к проблемам качества жизни.
    Но главное состоит в том, что потребительское общество обеспечило стандартные условия для нормального развития семьи уже с момента ее создания, рациональные условия интеллектуального развития нового поколения. Накопление его интеллектуального потенциала и его духовные интересы обусловили уже в 70—80-е гг. нарастающее непринятие молодежью прежних ценностей, рост значения свободного времени и др. ценностей информационного общества.
    Ю. А. Васильчук

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ" в других словарях:

  • ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ — ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО …   Юридическая энциклопедия

  • ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ — англ. society, consumer; нем. Konsumgesellschaft. Современное общество индустриально развитых стран, характеризующееся массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностных ориентации и установок. см.… …   Энциклопедия социологии

  • ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ (ОБЩЕСТВО МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ) — понятие, не имеющее строгого теоретич. или прикладного, эмпирич. характера, оформившееся в амер. соц. мысли второй половины 40 х начала 50 х гг. О.п. связано в обыденном сознании с определенной степенью развития производства, обеспечивающего для… …   Российская социологическая энциклопедия

  • ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО — добровольное объединение пайщиков, являю щееся юридическим лицом. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОБЩЕСТВА могут быть сельскими,поселковыми, районными, городскими и любыми другими. Высшим органом ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА является общее собрание пайщиков (или… …   Финансовый словарь

  • Потребительское общество — Об одном из значений термина см. также Общество потребления Потребительское общество добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путём объединения его членами… …   Википедия

  • «ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО» —         «общество потребления», «общество массового потребления», понятие, употребляемое в бурж. обществ. науках для обозначения состояния, которого достигли промышленно развитые капиталистич. страны. Основы концепции «П. о.» наиболее полно… …   Философская энциклопедия

  • Потребительское общество — (англ. consumer company/society) в РФ вид потребительского кооператива, добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных …   Энциклопедия права

  • ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО — см. Потребительский кооператив …   Юридический словарь

  • Потребительское общество — добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной… …   Официальная терминология

  • ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО — добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной… …   Юридическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»