“О РАБСТВЕ ВОЛИ” это:

“О РАБСТВЕ ВОЛИ”
“О РАБСТВЕ ВОЛИ”
    “О РАБСТВЕ ВОЛИ” (De servo arbitio) — полемическое богословское произведение М. Лютера. Написано в 1525 в разгар крестьянской войны в ответ на сочинение Эразма Роттердамского “Диатриба, или рассуждение о свободе воли” (1524). Собрав воедино формулы Писания, предостерегающие от преувеличения возможностей человека, Лютер декларирует бескомпромиссную доктрину абсолютного божественного предопределения. Он не останавливается перед тем, чтобы уподобить человека взнузданной лошади, которая всегда уже оседлана либо Богом, либо Сатаной. Знаменательно, однако, что “О рабстве воли” не содержит в себе мотивов фатализма и квиетизма, которые должны бы быть непременным выводом из подобной доктрины.
    Лютер держится народной этимологии, согласно которой свободная воля есть совсем не то, что обсуждают на своих диспутах теологи. Народ полагает, что так называется сила, которая сама по себе может направляться на что угодно, никому не уступает и не подчиняется. Утверждая, что перед БоΓΟιΜ человек не имеет свободной воли, Лютер подразумевает прежде всего именно этот концепт можествования, силы и эффективности, связанный со средневековой парадигматикой власти. Одновременно он сохраняет понятие свободы христианина (независимой совести, независимого убеждения), очерченное в его собственных ранних сочинениях (1520—23). Минимум (но также и фундаментальное выражение) этой свободы он видит в возможности принять или отринуть Слово (благую истину Евангелия).
    Говоря языком этики и герменевтики, Лютер понимает человека как существо, свободное либо подчиниться явленной достоверности смысла, либо сбежать от нее в привычную ложь (видимость, иллюзию). Говоря языком современной психологии, проблема свободы очерчивается им как проблема установки (первичного выбора мировоззрения и жизневоззрения, который предшествует любым практическим волевым актам и невидимо их детерминирует). Хотя позиция Лютера покоится на достаточно очевидном противоречии (“выбор до выбора”, “воля до воли”, “активная пассивность”), она открывает возможности для логически убедительного обоснования персональной активности нового типа. Абсолютное предопределение у Лютера, по строгому счету, имеет в виду только перспективу небесного спасения, но не посюсторонние успехи и неудачи. “У человека нет свободы воли в отношении того, что выше его, но она есть в отношении всего, что ниже его” (см. в кн.: Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986, с. 336). К сфере, которая “ниже человека”, Лютер относит, во-первых, “весь прочий тварный мир, отданный Богом в пользование людей”, во-вторых, их собственные изобретения и установления. Неудивительно, что церковь, основывавшаяся на лютеровском понимании предопределения, смогла стать, с одной стороны, воспитателем предельно волевых работников, с другой — глашатаем политически независимого социального поведения (слово Евангелия, читаем мы в “О рабстве воли”, “утверждает христианскую свободу, и мы не позволим втянуть себя в рабство в соответствии с человеческими обычаями и законами”), Лютер отстаивает понятие предопределения, антитетичное по отношению к понятиям фортуны, фатума, природной причинности и необходимости. Он проповедует такую веру в Провидение, которая, подобно уважению к нравственному закону у Канта, возвышает личность над всем “механизмом природы” — над принуждением вещей, обстоятельств и институтов.
    Лютер не пытается оспорить центральный (логически безупречный) тезис Эразма: Писание — это прежде всего совокупность императивных высказываний, а любое такое высказывание (запрет, предписание или совет) уже предполагает свободную волю в том, к кому оно обращено. Вместе с тем он с полемическим блеском отводит модально-этическую интерпретацию данного тезиса, предложенную Эразмом. Бог, утверждал Эразм, не мог повелеть людям того, что им не по силам; иначе его пришлось бы признать злостным насмешником (“все, что предписано, возможно”). Нет, возражает Лютер, мы из опыта знаем, что можно и из доброго расположения требовать выполнения невыполнимого. Так, напр., родители поступают с детьми, чтобы разрушить их наивное самомнение в отношении своих способностей и умений. Именно этот смысл имеют, по мнению Лютера, и императивы Писания (предписанные “дела Закона”), Все они объявлены Богом ради самоиспытания человека, сокрушения его самонадеянности и гордыни. “Дела Закона” непременно должны исполняться, но, как оказывается, только для осознания нашей слабости, поврежденности грехом и обретения мобилизующей веры в благодать. Такова категорическая педагогика “О рабстве воли”, глубинная диалектика духа, которую исповедовал Лютер. Если бы концепция “Диатрибы” была верна, замечает он, то трагический опыт праведников свидетельствовал бы нам только о том, что никто из людей не спасется. Надо сердцем пережить эту безжалостную очевидность, чтобы вдруг расслышать подлинный смысл библейских формул о спасении предвечно избранных. На фоне развенчанной идиллии Эразма они звучат как обнадеживающая весть. Для человека, прошедшего страдательный опыт обретения веры (опыт “второго рождения”), суровый промысел Божий, отчаивающий кабинетных рационалистов, — это шифр и синоним спасительной благодати.
    Таков финальный пафос “О рабстве воли” — пафос беззаветного следования за Спасителем Христом, в выстраданном сознании своей избранности, прямой (соратнической) причастности к победоносному правому делу.
    Работа Лютера, написанная на великолепной народной латыни и предназначенная для чтения вслух, оказала мощное воздействие на раннепротестантскую проповедь. Она положила начало обширной литературе, воспитывавшей волевого человека подвижнического, пассионарного и энтузиастического склада (такого, напр., как борцы за независимость Нидерландов или солдаты армии Кромвеля).
    “О рабстве воли” завершает раннереформационную критику утилитарно-расчетливой сотериологии (т. н. теории “добрых дел”). Единственно приемлемую версию свободной воли Лютер видит в “неподкупной воле”, очищенной от всякой заботы о небесных наказаниях и наградах и приписывающей Богу все свои заслуги. Одновременно “О рабстве воли” является мощным философско-теологическим прологом к критике ренессансного титанизма, т. е. обожествления человека как творца и созидателя. В этот соблазнительный образ, говорил Лютер, “я не поверю до тех пор, пока мне не предъявят хоть одну сотворенную людьми лягушку...; сотворением вшей мне не хотелось бы вас отягощать” (там же, с. 340).
    Лютеровская концепция предопределения опирается на авторитет апостола Павла, Иоанна Златоуста, Августина и обнаруживает удивительное созвучие с некоторыми идеями, высказанными православными богословами Древней Руси (напр., Илларионом в его “Слове о законе и благодати”). Проблематика “О рабстве воли” будет обсуждаться в догматических и казуистических сочинениях таких протестантских теологов, как Ж. Кальвин, Дж. Нокс и Ч. Бакстер. Одни интуиции Лютера получат при этом более строгое, аналитически продуманное выражение, другие будут утеряны или опустятся до фаталистических и вульгарно-детерминистских банальностей. Сочинение Лютера остается объектом пристального внимания протестантской неоортодоксии. Оно заслуживает интереса современной философии, этики, психологии и герменевтики, не говоря уже о теологии (любых вероисповеданий) и об истории религии.
    Лит.: Шестов Л. Sola fide- Только верою. Р., 1966, с. 113-277; Schwarwaller К. Theologia crucis. Luthers Lehre von Prädestination nach “De servo arbitrio”. Munch., 1970; Mailer R. Das reformatorische Denken und die Philosophie. Luthers Entwurf einer transzendentalpraktischen Metaphysik. Bonn, 1980. См. также лит. к ст. Лютер.
    Э. Ю. Соловьев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "“О РАБСТВЕ ВОЛИ”" в других словарях:

  • «О РАБСТВЕ ВОЛИ» — (De servo arbitio) – полемическое богословское произведение М.Лютера. Написано в 1525 в разгар крестьянской войны в ответ на сочинение Эразма Роттердамского «Диатриба, или рассуждение о свободе воли» (1524). Собрав воедино формулы Писания,… …   Философская энциклопедия

  • О рабстве воли — (лат. De Servo Arbitrio) книга Мартина Лютера, написанная в ответ Эразму Роттердамскому. Написана в дек …   Википедия

  • СВОБОДА ВОЛИ — понятие европейской моральной философии, окончательно оформившееся у И. Канта в значении интеллигибельной способности индивида к моральному самоопределению. В ретроспективном плане (до или посткантовские теории) термин «Св.» можно рассматривать… …   Философская энциклопедия

  • ВОЛЯ — [греч. θέλημα, θέλησις; лат. voluntas, velle], сила, неотъемлемо присущая природе разумного существа, благодаря к рой оно стремится достигнуть желаемого. В Свящ. Писании понятие В. имело следующие основные смыслы: В. Божия, выражающаяся в… …   Православная энциклопедия

  • ЛЮТЕР — (Luther) Мартин (1483 1546) нем. теолог и общественный деятель эпохи Реформации, основатель протестантизма. С 1501 по 1505 учился в Эрфуртском ун те, в 1505 получил степень магистра свободных искусств. Пережив острый духовный кризис, поступил в… …   Философская энциклопедия

  • Loci communes — Титульный лист Loci communes Loci communes (Общие принципы теологии или Общие места; полное название: лат. Loci communes rerum theologicarum)  первое систематическое изложение протестантской догматики …   Википедия

  • Лютер Мартин — Мартин Лютер Лютер и его отношение к философии и возрожденческому гуманизму     Не раз говорили, что где Эразм кивает, там Лютер бросается ( ubi Erasm us innuit ubi Luterus irruit ). Действительно, Лютер (1483 1546) в духовной и политической… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • ГЕРМЕНЕВТИКА БИБЛЕЙСКАЯ — отрасль церковной библеистики, изучающая принципы и методы толкования текста Свящ. Писания ВЗ и НЗ и исторический процесс формирования его богословских оснований. Г. б. иногда воспринимается как методическая основа экзегезы. Греч. слово ἡ… …   Православная энциклопедия

  • ЛЮТЕР, ЛЮДЕР — (Luther) Мартин (1483 1546) немецкий мыслитель и теолог, идеолог Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. Магистр ‘свободных искусств’ Эрфуртского университета (1505). Возглавил кафедру моральной философии (с 1508), доктор… …   История Философии: Энциклопедия

  • ЛЮТЕР, Людер Мартин (1483-1546) — немецкий мыслитель и теолог, идеолог Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. Магистр свободных искусств Эрфуртского университета (1505). Возглавил кафедру моральной философии (с 1508), доктор теологии (1512) Виттенбергского… …   История Философии: Энциклопедия

Книги

  • В надежных объятиях Смерти, Анна Пальцева. Быть оружием в руках темного мага не самая приятная вещь, но меня опять даже не спросили, а просто похитили, заставили потерять силу воли и превратили в машину для убийств. Такому раскладу я… Подробнее  Купить за 149 руб электронная книга
  • Невидимая брань, Никодим Святогорец, прп.. Рукопись «Невидимая брань» была обнаружена на Афоне и подготовлена к изданию великим афонским духовным писателем и переводчиком, преподобным Никодимом Святогорцем (1748–1809), а переведена на… Подробнее  Купить за 90 руб
  • Невидимая брань, Святогорец Никодим Преподобный. Никодим Святогорец (1749 — 1809) — афонский монах, богослов, толкователь Канонов Православной Церкви, почитается как святой в лике преподобных.Вниманию читателей предлагается… Подробнее  Купить за 75 руб
Другие книги по запросу «“О РАБСТВЕ ВОЛИ”» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»