НИРВИКАЛЬПА-САВИКАЛЬПА

НИРВИКАЛЬПА-САВИКАЛЬПА
НИРВИКАЛЬПА-САВИКАЛЬПА
    НИРВИКАЛЬПА—САВИКАЛЬПА пратьякша (санскр. nirvikalpa-savikalpa pratyaksa — чувственное восприятие с ментальными конструкциями и без ментальных конструкций) — в индийской эпистемологии обозначение двух этапов чувственного восприятия {пратьякша}. На первом этапе (нирвикальпа) познаваемый объект выступает как нечто еще неопределенное, недифференцированное, неопределимое в словах и понятиях. На следующем этапе (савикальпа) он становится объектом суждения. Исследователи толкуют эти два этапа как соответственно “довербальный-вербальный”, “допредикативный-предикативный”, “допропозициональныйпропозициональный”.
    Само деление восприятия на два этапа вводится буддийским философом Дигнагой с целью отделить истинное познание собственной природы вещей (сварупа-лакшана) отложного мысленного конструирования (викальпа), предметом которого являются созданные в нашем сознании обобщенные ментальные образы (саманья-лакшана). С точки зрения Ф. И. Щербатского, савикальпа подобна кантовскому синтезу апперцепции, тогда как нирвикальпа выступает неким трансцендентальным источником, который практически не дает никакого познания.
    Если Дигнага полагал, что нирвикальпа и савикальпа имеют разные сферы действия и разные объекты, то вайшешик Прашастапада, первым из брахманистских философов воспринявший это деление восприятия (хотя и без употребления соответствующих терминов), а также последующие вайшешики и найяики считали их этапами одного и того же процесса в отношении одного и того же объекта. Для них савикальпа столь же истинна, как и нирвикальпа, а то, в чем буддийский философ видит лишь ложные ментальные конструкции, обретает у них характер реально существующих универсалий. Для рационалистических и реалистических школ ньяи и вайшешики переход от нирвикальпы к савикальпе является необходимым этапом эмпирического познания, тогда как для направлений сотериологнчеекой ориентации (буддизм, йога) он расценивался как потеря непосредственного, а значит, и истинного характера познания и неизбежное увеличение ложного знания, препятствующего достижению высшей религиозной цели.
    В. Г. Лысенко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "НИРВИКАЛЬПА-САВИКАЛЬПА" в других словарях:

  • ПРАТЬЯКША —     ПРАТЬЯКША (санскр. pratyaksa присутствующий перед глазами, видимый, воспринимаемый, непосредственный) в индийских религиозно философских системах непосредственное, чувственное восприятие, возникающее благодаря контакту органов чувств и их… …   Философская энциклопедия

  • ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — многообразие локальных характеристик в контексте родовых признаков философии, которое можно реконструировать на материале текстов инд. культуры в историческом движении традиционалистского полиформизма. Под родовыми признаками философии,… …   Философская энциклопедия

  • БХАСАРВАДЖНЯ —     БХАСАРВАДЖНЯ, Бхавасарваджня (санскр. Bhàsarvajna, Bhàvasarvajna) (9 10 в.) философ найяик, деятельность которого составила значительную веху в развитии средневековой иьяи после Уддйотакары, автора субкомментария к “Ньяя сутрам”. Уроженец… …   Философская энциклопедия

  • ПАРАТАХ-ПРАМАНЬЯ —     ПАРАТАХ ПРАМАНЬЯ (санскр. paratahprдmдnya достоверность, [зависящая] от другого) в индийской философии общее обозначение эпистемологических доктрин, отрицавших внутреннюю самодостоверность знания (как в учениях типа сватах праманья) и… …   Философская энциклопедия

  • ПРАШАСТАПАДА — (см. ПАДАРТХАДХАРМАСАНГРАХА) Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ПРАШАСТАПАДА …   Философская энциклопедия

  • Санкхья — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога …   Википедия

  • Самкхья — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога · Ньяя · Вайшешика · Пурва мимамса · Веданта (Адвайта · …   Википедия

  • Самхья — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога · Ньяя · Вайшешика · Пурва мимамса · Веданта (Адвайта · …   Википедия

  • Санхья — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога · Ньяя · Вайшешика · Пурва мимамса · Веданта (Адвайта · …   Википедия

  • Расасвада — вкушение сущности или блаженства Савикальпа Самадхи; это препятствие к высшей Адвайтической реализации, тк оно уводит медитирующего от попытки Нирвикальпа Самадхи или Асампраджната Самадхи …   Словарь йоги и веданты


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»