КУДРЯВЦЕВ-ПЛАТОНОВ

КУДРЯВЦЕВ-ПЛАТОНОВ
КУДРЯВЦЕВ-ПЛАТОНОВ
    КУДРЯВЦЕВ-ПЛАТОНОВ Виктор Дмитриевич [3(15) октября 1828, Новоторжский у. Псковской губ. — 3 (15) декабря 1891, Москва] — русский философ и богослов. В 1852 окончил Московскую духовную академию. С 1854 преподает там на кафедре метафизики, с 1857 экстраординарный, с 1858 ординарный профессор и член академической конференции, в 1870—84 декан богословского факультета, неоднократно исполнявший должность ректора академии. Доктор богословия (1873). Кудрявцев-Платонов — крупнейший в России систематизатор теистической философии, ученик Ф. А. Голубинского. Начальный период творчества Кудрявцева-Платонова (1852—71) — апологетический. Философ выступает против натуралистического эволюционизма, стремясь поразить его собственным его оружием: исходя из эмпирических фактов и аналогических выводов из них. Именно с эмпирической точки зрения материалистическое объяснение происхождения жизни и человека несостоятельно: в заключении у материалиста содержится всегда больше, чем в посылках. Второй объект критики — атеистический способ объяснения самого феномена религии. Представление об эволюции религии от элементарных форм к совершенным несостоятельно уже потому, что даже в политеистических религиях обнаруживаются неопровержимые следы “остаточного” монотеизма (в каком бы “превращенном виде” они не представали). Попытки же социального объяснения религии в целом (из потребности “господ”, из чувства страха перед необъяснимыми явлениями и т. п.) алогичны: апеллировать к авторитетности религии можно только тогда, когда она уже авторитетна для объектов социальной регуляции; между чувствами страха и благоговения отношение не столько родства, сколько противоположности. Методом исключения всех альтернативных решений Кудрявцев-Платонов считает необходимым принять происхождение идеи Божества из воздействия самого Божества на реципиента его идеи. Третий оппонент философа — религиозный индифферентизм: считать, чточеловек может быть добр независимо от своих религиозных взглядов, неверно ввиду невозможности отрыва морали от того мировоззрения, к которому она принадлежит как часть к целому В концепции промысла Божия Кудрявцев-Птатонов полемизирует с деизмом и пантеизмом.
    Апологетическая тенденция преобладает и на втором этапе (1871—83), но здесь уже ощутимо стремление дать положительное, конструктивное решение дискутируемых проблем. Кудрявцев-Платонов отстаивает необходимость, помимо изучения истории религии, также и философии религии: самые полные сводки фактов сами по себе ничего не дадут нам для пошпания истины о религии. К признанию высшей целесообразности в мире ведут два пути: опыт демонстрирует нам факты и меру значимости действительной целесообразности, разум же a priori говорит нам о том, чтонет действия без причины. Целесообразность в космосе — прелюдия к более совершенной целесообразности в духовном мире. В “философии биологии” Кудрявцев-Платонов отстаивает концепцию витализма.
    Третий этап творчества (1884—91) — самый краткий и одновременно интенсивный: философ переходит к положительному “системостроительству”, исследованию самой природы философии, которая есть наука об абсолютном и идеях, рассматриваемых в отношении к абсолютному и бытию феноменальному Будучи по своей внутренней сущности метафизикой, философия должна брать на себя и функцию своего рода метанауки, формирующей и в то же время исследующей аппарат всех других наук. Оптимальный путь философии — срединный между чистым эмпиризмом и абстрактным дедуктивизмом, ибо по отдельности они ведут в метафизические крайности. В отличие от познания научного, в котором истина не мыслится как непосредственное знание, в философии “самодостоверность и бесспорность мышления” являются критериями истины. Кудрявцев-Платонов систематизирует все известные к его времени доказательства бытия Божия, исследуя в качестве их коррелятов и доказательства бессмертия души. Подвергая критике учение Канта и вместе с тем учитывая его результаты, Кудрявцев-Платонов утверждает, что мы познаем не только “оптическое устройство” нашего познавательного зрения, но и объективный мир вне нас, ибо единый “закон” устанавливает корреляцию между внутренним и внешним миром. Показательно, что кантовская терминология нашла отражение в том обозначении его собственной теистической системы, которую он определяет как “монизм трансцендентальный”.
    Соч.: Соч., т. 1—3. Сергиев Посад, 1893—94; Введение в философию. М., 1889; Начальные основания философии. М., 1889.
    В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "КУДРЯВЦЕВ-ПЛАТОНОВ" в других словарях:

  • Кудрявцев-Платонов — Кудрявцев Платонов, Виктор Дмитриевич Виктор Дмитриевич Кудрявцев Платонов Имя при рождении: Викторъ Дмитріевичъ Кудрявцевъ Род деятельности: религиозный философ Дата рождения: 1828 год(1828 …   Википедия

  • Кудрявцев-Платонов В. Д. — Виктор Дмитриевич Кудрявцев Платонов Имя при рождении: Викторъ Дмитріевичъ Кудрявцевъ Род деятельности: религиозный философ Дата рождения: 1828(1828) Место рождения …   Википедия

  • Кудрявцев-Платонов, Виктор Дмитриевич — Виктор Дмитриевич Кудрявцев Платонов Имя при рождении …   Википедия

  • Кудрявцев Платонов Виктор Дмитриевич — Виктор Дмитриевич Кудрявцев Платонов Имя при рождении: Викторъ Дмитріевичъ Кудрявцевъ Род деятельности: религиозный философ Дата рождения: 1828(1828) Место рождения …   Википедия

  • Кудрявцев-Платонов, Виктор Дмитриевич — профессор философии в Московской духовной Академии, род. 3 октября 1828 г. в Новоржевском уезде Псковской губернии, ум. 3 декабря 1891 г. Сын полкового священника. Первоначальные условия его образования сложились не совсем благоприятно: его отец …   Большая биографическая энциклопедия

  • Кудрявцев-Платонов Вик. Дм — КУДРЯВЦЕВ ПЛАТОНОВ Вик. Дм. (1828 91) религ. философ метафизик. Род. в Новоржевском у. Псковской губ., в семье полкового свящ. После окончания дух. семинарии поступил в Моск. дух. академию, где ему за блестящие успехи была дана стипендия митр.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • КУДРЯВЦЕВ–ПЛАТОНОВ — Виктор Дмитриевич (1828–91), рус. правосл. философ и богослов. Род. в Псковской губ. в семье полкового священника. Окончил МДА (1852), где был оставлен при каф. библ. истории и греч. яз., но затем перешел на каф. истории философии, где в 1857… …   Библиологический словарь

  • Виктор Дмитриевич Кудрявцев-Платонов — Имя при рождении: Викторъ Дмитріевичъ Кудрявцевъ Род деятельности: религиозный философ Дата рождения: 1828(1828) Место рождения …   Википедия

  • Виктор Кудрявцев-Платонов — Виктор Дмитриевич Кудрявцев Платонов Имя при рождении: Викторъ Дмитріевичъ Кудрявцевъ Род деятельности: религиозный философ Дата рождения: 1828(1828) Место рождения …   Википедия

  • Кудрявцев-Платонов, Виктор Дм. — философ, р. 3 ок. 1828 в Новоржевск. у., Псковск. г., с. свящ., проф. Моск. дух. акад., † 3 д. 1891 в Сергиевом Посаде. {Венгеров} …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»