КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
    КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (Κύριλλος о Αλεξανδρείας αρχιεπίσκοπος) (ум. 444, Александрия) — греческий церковный деятель и богослов. С 412 — архиепископ Александрийский. Был полновластным главой христианской церкви в Египте и непримиримым борцом за первенство александрийского патриархата над другими епископскими кафедрами Востока (Константинополь, Антиохия). Отличался крайней нетерпимостью к инакомыслящим: активно преследовал новациан (гетеродоксальное христианское течение) и евреев; по-видимому, был причастен к расправе над Ипатией. Опирался в своей деятельности на массы египетского монашества. После 428 выступил основным противником константинопольского патриарха Нестория и его христологического учения. На Эфесском соборе в 431 добился осуждения Нестория. Причислен клику святых.
    Кирилл — один из наиболее значительных богословов своего времени, продолжатель традиций Александрийской школы, создатель христологической доктрины, синтезировавшей христологические идеи Афанасия Александрийского, каппадокийщев и Аполлинария Лаодикийского. Он автор большого количества трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и догматике. Многие его произведения имеют полемический характер. Комментарии Кирилла на книги Ветхого Завета являются типичным образцом аллегорического метода, культивировавшегося в рамках Александрийской школы. Среди новозаветных комментариев наибольшее значение имеет “Толкование Евангелия от Иоанна” (4-е Евангелие оказало определенное влияние на христологию Кирилла). Кириллу принадлежит одна из последних по времени христианских апологий — “О святой христианской религии против безбожного Юлиана” (сохранилась не полностью); на основании этого труда можно реконструировать значительную часть трактата императора Юлиана “Против галилеян”. Произведения Кирилла, посвященные собственно догматической проблематике, можно разделить на ранние (до начала полемики с Несторием), посвященные гл. о. тринитарной проблеме и полемике с арианами (“Сокровищница”, “О святой и неразделенной Троице” и др.) и воспроизводящие аргументацию Афанасия Александрийского и каппадокийцев, и написанные после 428. Почти все труды этого периода связаны с полемикой против Нестория и затрагивают христологическую проблематику (“Главы (или анафематизмы)”, “Схолии о воплощении Единородного”, “О правой вере”, “Слово против нежелающих исповедовать Святую Деву Богородицей”, “О том, что един Христос” и др.). В своем христологическом учении Кирилл в противоположность антиохийской христологии (ДиодорТарсийский, Федор Мопсуэстийский, Несторий, Феодорит Кирский и др.), ставившей акцент на строгом различении божественной и человеческой природы Христа, энергично настаивал на его единстве. Божественная и человеческая природа, по Кириллу, соединяется и образуется “единая воплотившаяся природа Бога-Слова” (μια γύσις του θεού Λωγου σεσαρκομένη — формула, приписывавшаяся Афанасию Александрийскому, но на самом деле принадлежавшая Аполлинарию Лаодикийскому). Человеческая плоть, воспринятая Божественным Словом, стала плотью самого Бога. Поэтому Кирилл отказывается приписывать человеческие качества и действия Христа (включая страдания и крестную смерть) исключительно его человеческой природе. Сам Бог страдал и был распят на кресте. Поэтому и “Богородица” — наиболее точное наименование Девы Марии (антиохийские богословы предпочитали называть ее Христородицей). Кирилл не отрицал человеческой природы Христа, но полагал, что она не может быть выделена как нечто самостоятельное и отличное от его божественности.
    Посмертная судьба христологического учения Кирилла достаточно сложна. Хотя христологическое определение Халкидонского собора 451 во многом противоречит христологии Кирилла, авторитет его личности в Церкви оставался непререкаемым, а влияние его христологии возрастало (решения V Вселенского собора 553, богословие Леонтия Византийского, Иоанна Дамаскина и др.). В то же время противники Халкидонского собора (монофизиты) заявляют себя прежде всего продолжателями богословия Кирилла (Диоскор Александрийский, Тимофей Элур, Север Антиохийский и др.).
    Соч.: MPG, t. 68—77; Dialogues sur la Trinité, v. 1—3, ed G. M. de Durand. P., 1976-1978 (Sources Chrétiennes, t. 231, 237, 246); Deux dialogues christologiques, ed. 0. M. de Durand. P., 1964 (Sources Chrétiennes, t. 97); Contre Julien, v. 1—2, ed. P. Burguiere, P. Evrieus. P., 1985 (Sources Chrétiennes, t. 322); Lettres festales, v. 1—2, ed. L-Arragon etc. P., 1991-1993 (Sources Chrétiennes, t. 372, 392); Творения, т. 1-15. M., 1889-1912.
    Лит.: Лященко Т. Св. Кирилл, Архиепископ Александрийский: Его жизнь и деятельность. К., 1913; Вишняков А. Император Юлиан Отступник и полемика с ним св. Кирилла архиепископа Александрийского. Симбирск, 1908; Флоровскии Г. В. Византийские отцы V— VIII вв. М., 1992, с. 43—73; Кирилл Александрийский и Несторий, ересиарх V века. М., 1997; Шабуров Н. В. Кирилл Александрийский и герметизм.— “Мероэ.”, 1989, вып. 4, с. 220—227; RehrmannA. Christologie des hl. Cyrill von Alexandrien. Hildesheim, 1902; HebenspergerJ. H. Die Denkwelt des hl. Cyrill von Alexandrien: Eine Analyse ihres philosophischen Ertrags. Miinch., 1924; Du Manoir de Juaye H. Dogme et spiritualité chez Saint Cyrille d'Alexandrie. P., 1944; KerriganA. St. Cyril of Alexandria Interpreter of the Old Testament. Roma, 1952; Diepen H. M. Aux origines de l'antropologie de Saint Cyrille d'Alexandrie. P., 1957; Wilken R. L. Judaism and the Early Christian Mind: A Study of Cyril of Alexandria's Exegesis and Theology. N. Haven—L„ 1971; Malley W.H. Hellenism and Christianity: The Conflict between Hellenic and Christian Wisdom in the Contra Galilaeos f the Julian the Apostate and the Contra Julianum of St. Cyril of Alexandria. Roma, 1978.
    Я. В. Шабуров

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ" в других словарях:

  • Кирилл Александрийский — Кирилл Александрийский, Kyrillos, ум. в 444 г., греческий христианский писатель. О жизни К. до 412 г. нам известно мало. Он был племянником патриарха Александрийского Теофила, вероятно, некоторое время жил среди коптов. Возможно, принимал участие …   Античные писатели

  • КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ — (ум. 444) христианский церковный деятель и богослов, главный оппонент несторианства, отец Церкви. Племянник Феофила Александрийского и его преемник в качестве епископа г. Александрия (с 412). В борьбе с ересью Нестория сформулировал принципы… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Кирилл Александрийский — В Википедии есть статьи о других людях с именем Кирилл (значения). Кирилл Александрийский греч. Κύριλλος Α΄ Αλεξανδρείας …   Википедия

  • Кирилл Александрийский — (?  444), христианский церковный деятель и богослов, отец Церкви; епископ г. Александрия (с 412). В борьбе с несторианством сформулировал принципы православной христологии (учение о боговоплощении как реальном соединении в личности Христа двух… …   Энциклопедический словарь

  • КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ — СВ. (376 444), архиепископ Александрийский и учитель церкви, возглавивший оппозицию несторианству. В юности под влиянием своего дяди Феофила выступил против Иоанна Златоуста. Став епископом Александрийским в 412, Кирилл закрыл церкви еретиков… …   Энциклопедия Кольера

  • КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ — свт. (ок.377–444), егип. экзегет и полемист, отец Церкви. К. принадлежал к егип. роду, к–рый бессменно правил Александрийской Церковью со времен свт.*Афанасия Великого. Точный г. рожд. К. неизвестен, неизвестно, где и у кого он учился. Но труды… …   Библиологический словарь

  • Кирилл Александрийский — (ум. 444)    святитель, один из отцов Церкви, богослов и толкователь Священного Писания, создатель ортодоксального учения о Богочеловеке. Представитель александрийской богословской школы; с 412 г. – архиепископ Александрийский. С 428 г. боролся… …   Православие. Словарь-справочник

  • Кирилл Александрийский —           (ок. 376 444) патриарх Александрии 412 444, один из наиболее реакцион. церк. деятелей 5 в. К. А. возгл. жестокие преследования «еретиков» и язычников в Александрии, сопровождающ. уничтожением культурных ценностей. По подстрекат. К. А. в …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ — (ум. в 444) патриарх Александрии с 412, богослов, один из т. н. отцов церкви, деятельность к ро го была сосредоточена на борьбе с ересями новатиан, несториан, евно миан. К. написал большое количество сочинений, в к рых дается толкование евангелий …   Атеистический словарь

  • Кирилл Александрийский — КИРИ́ЛЛ АЛЕКСАНДРИ́ЙСКИЙ (?–444), христ. церк. деятель и богослов, отец Церкви; гл. оппонент несторианства. Племянник Феофила Александрийского и его преемник в качестве епископа г. Александрия (с 412). В борьбе с ересью Нестория… …   Биографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»