ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ

ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ
ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ
    ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ - в логике и философии единичноепризнак конкретного предмета, отличный от признаков всех предметов, входящих в некоторый фиксированный класс, общее — признак этого предмета, сходный с признаком по крайней мере еще одного предмета данного класса. Всеобщее — признак, сходный с признаками всех предметов класса, особенное — любой невсеобщий признак. Наряду с этими двумя дихотомическими делениями используется трихотомическое деление признаков на единичные, особенные и всеобщие. Особенным в этом случае называют признак, сходный с признаками одних и отличный от признаков других предметов класса, т. е. любой общий, но не всеобщий признак. Понятия “единичное” и “общее” (“особенное” и “всеобщее”) относительны: они имеют строгий смысл, только если фиксирован класс предметов, по которому они определяются. При изменении этого класса общее может стать единичным, всеобщее — особенным и т. д. Предмет, представляющий собой единство единичных и общих (особенных и всеобщих) признаков, называют отдельным, индивидуальным, конкретным, партикулярным. Отдельным называют и признак, рассматриваемый в абстракции от тех отношений сходства и несходства, которые делают его единичным или общим. Ключевую роль в приведенных определениях играют отношения сходства. Основанную на них теорию общего называют теорией сходства, которая принадлежит Аристотелю. Из этой теории следует, что общих признаков всегда ровно столько же, сколько обладающих ими предметов. Это следствие оспаривается сторонниками теории тождества, согласно которой общий признак предмета не сходен с признаками других предметов, а тождествен им.
    На единичное и общее делятся не только признаки, но и предметы. Единичным называют предмет, состоящий только из единичных признаков, общим — предмет, состоящий только из общих признаков. Единичный предмет необходимо отличать от конкретного (индивидуального, партикулярного). Об общих конкретных предметах (доме вообще, человеке вообще) говорят общие конкретные понятия (“дом”, “человек”), об общих абстрактных (равенстве вообще, белизне вообще, интеллигентности вообще) — общие абстрактные (“равенство”, “белизна”, “интеллигентность”). Есть общие понятия, для которых не удается найти признака, присущего всем элементам их объема и только им. Причем такие понятия “с объемом, но без содержания” нередко составляют ядро науки. Таково, напр., понятие “элементарная частица”: фундаментального признака, который был бы присущ всем элементам его объема так же, как зарядовое число — всем химическим элементам, до сих пор не обнаружено, известны лишь сходства по видовым признакам. Л. Витгенштейн называет такие сходства “семейными”. Критики классической теории общего утверждают, что мы не знаем признака, общего и специфического для всех элементов объема таких понятий не в силу исторической ограниченности знаний, а потому, что его здесь действительно нет. Предметы объединены в объемы таких понятий не отношениями сходства, а генетическими связями. Именно эти связи создают высшую, конкретную общность, которая возникает там, где исчезает общее-сходное и на месте аддитивных множеств возникают генетические. Так понимаемое общее называют конкретным, генетическим. Классическое общее понятие задает класс предметов, составляющих его объем, указанием на классообразующий признак. Генетическое общее понятие решает ту же задачу иным путем: оно указ.-юает способ выведения всех элементов своего объема из одного, исходного элемента. Сам класс при этом рассматривается как род, а исходный элемент — как “предок — основатель рода” (Э. В. Ильенков). Таково, напр., понятие “число”. Предком — основателем “рода” чисел является целое положительное число, а генетическими процедурами, порождающими все другие числа и род чисел в целом, — алгебраические процедуры сложения, вычитания, деления и т. д. Классическое общее понятие позволяет включить в его объем заинтересовавший нас предмет после обнаружения у него классо-образующего признака, фиксируемого содержанием этого понятия. В генетическом общем понятии такого содержания нет. Здесь эта задача решается прослеживанием генетических связей данного предмета с “предком — основателем рода”. Генетическое общее понятие решает обе задачи, стоящие перед классическим: фиксирует класс объектов и позволяет решить, принадлежит ли выделенный предмет этому классу. Кроме того, оно выполняет функцию, совершенно недоступную классическому общему понятию, — позволяет вывести менее общее знание из более общего, например из формулы, описывающей коническое сечение, — формулы эллипса, гиперболы и параболы. Именно на этом основании такое знание называют конкретно-общим.
    Г.Д.Левин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ" в других словарях:

  • единичное и общее —         ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ. E. признак конкрет ного предмета, отличный от признаков всех предметов, входящих в фиксированный класс; О. признак этого предмета, сходный с признаком, по крайней мере, еще одного предмета данного класса. Всеобщее… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ, ОБЩЕЕ — (ВСЕОБЩЕЕ) философские категории, выражающие соотношение между бесконечным многообразием предметов и явлений окружающего мира и универсальностью управляющих ими законов. Единичное (отдельное, индивидуальное) это данный конкретный объект (предмет …   Тематический философский словарь

  • ЕДИНИЧНОЕ и ОБЩЕЕ — философские категории, своей совместностью выражающие пропорции сходного и различного в вещах, закономерно повторяющегося и исключительно случайного в мире, стандартного и уникального в деятельности, обычного и необычайного в жизни людей. Е. то,… …   Современный философский словарь

  • ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ, ОБЩЕЕ (ВСЕОБЩЕЕ) — философские категории, выражающие соотношение между бесконечным многообразием предметов и явлений окружающего мира и универсальностью управляющих ими законов. В любом объекте реально соединены и единичное (его неповторимая индивидуальность), и… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • ЕДИНИЧНОЕ —         отдельное, индивидуальное, филос. категория, выражающая относит. обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и во времени вещей и событий, присущие им специфич. неповторимые особенности, составляющие их… …   Философская энциклопедия

  • Единичное (философия) — Единичное, отдельное, индивидуальное философская категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и во времени вещей, событий, присущие им специфические индивидуальные особенности,… …   Википедия

  • ЕДИНИЧНОЕ — особенное И всеобщее, философские категории, выражающие объективные связи мира и характеризующие процесс его познания; единичное (отдельное, индивидуальное) определенный предмет, ограниченный в пространстве и времени; всеобщее (общее) сходное,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ И ВСЕОБЩЕЕ — ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ И ВСЕОБЩЕЕ, философские категории, выражающие объективные связи мира и характеризующие процесс его познания; единичное (отдельное, индивидуальное) определенный предмет, ограниченный в пространстве и времени; всеобщее (общее)… …   Энциклопедический словарь

  • ОБЩЕЕ —         всеобщее, принцип бытия всех единичных вещей, явлений, процессов; закономерная форма их взаимосвязи в составе целого. О. выражает определ. свойство или отношение, характерные для данного класса предметов, событий, а также закон… …   Философская энциклопедия

  • ЕДИНИЧНОЕ — англ. general particular singular; нем. Allgemeines Besonderes Einzelnes. чешскоЪеспё zvlaetni jedineun ё. Философские категории, обозначающие объективные связи мира и уровни их познания. ОБЩЕЕ сходное, отвлеченное от единичных и особенных… …   Энциклопедия социологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»