ГЭ У

ГЭ У
ГЭ У
    ГЭ У (кит., буквально— выверение вещей, а также постижение вещей, изучение объектов, классификация предметов)—основополагающий термин китайской гносеопраксиологии. Гэ у—одно из 8 “основоположений” (тяо му) первой книги конфуцианского Четверокнижия “Да сюэ” (5—3 вв. до н. э.), т. е. гл. 42/39 “Ли цзи”, связанное прежде всего со следующим “основоположением” — “чжи чжи”: “доведение знания до конца (чжи чжи) состоит в выверении вещей”. Древнейший комментатор текста Чжэн Сюань (127—200) определил “гэ” как “привлечение”, подразумевая адекватную реакцию “вещей”, уподобленных им “делам”, т. е. всех объективных явлений, на правильное знание. С превращением в неоконфуцианстве “Да сюэ” в самостоятельное произведение, первое в Четверокнижии, особое значение приобрел и термин “гэ у”. Чэн И интерпретировал его с помощью тезиса “Чжоу в” об “истощающем [исследовании] принципов” (цюн ли). Чжу Си развил и канонизировал эту интерпретацию. Воспользовавшись определением “гэ” как “достижения” в каноническом словаре “Эр я” (“Приближение к классике”, 3—2 вв. до н. э.), он отождествил гэ у с постижением заключенных в “делах и вещах” принципов (ли). Его главный оппонент в неоконфуцианстве Ван Ячмин предложил понимать “гэ” как “выправление” (чжэн), имея в виду правильное отношение к “вещам” (у), которые в свою очередь сводились к делам, а те — прежде всего к помыслам, заключенным в “собственном сердце” (шэнь синь) и направленным на “усовершенствование своей личности” (ею шэнь).
    В ходе начавшегося в 17 в. развития критики как чжусианства, так и янминизма на первый план выдвинулось истолкование гэ у в качестве практического отношения к вещам, по выражению Янь Юаня (1635—1704), их “выверения руками” (шоу гэ ци у). В конце 19 в. этим термином стали обозначаться западные естественные науки, в современном языке он имеет значение “естествознание, природоведение”.
    Лит.: Кобзев А. И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983; Lau D. A Note on Ke Wu.—“Bulletin of the School of Oriental and African Studies”, 1967, v. 30.
    А. И. Кобзев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»