ВРИТТИ

ВРИТТИ
ВРИТТИ
    ВРИТТИ (санскр. vrtti—стиль или манера)—категория индийской эстетики. Впервые встречается в Натьяшастре (“Наука театра”, компендиум, сформировавшийся ко 2—3 вв.), где характеризует основные способы сценического воплощения драмы. Выделялось четыре разновидности стиля — спиритуальный, или саттвати (sättvati) вритти, энергичный—арабхати (ärabhati), изящный—кайшики (kaisiki) и вербальный — бхарати (bhârati), каждый из которых подразделялся на более мелкие подвиды (Натьяшастра 22.25—61). Важным считался саттвати вритти, специфический стиль, предполагающий, что для вхождения в роль исполнитель должен аккумулировать свою внутреннюю духовную энергию, как бы перевоплощаясь при этом в изображаемого персонажа, что позволяло добиваться подлинности игры и проявлять имитируемые состояния как свои собственные. Арабхати вритти представлял собой жесткую, “мужскую” манеру игры, опиравшуюся на энергичные движения и жесты, уместные при представлении сценической битвы. Ему противопоставлялся кайшики вритги, или изысканный “женский” стиль, основывающийся на широкой гамме изящных танцевальных движений. И наконец, речевая выразительность драмы характеризовалась с помощью бхарати вритти. По всей видимости, категория стиля сформировалась на достаточно раннем этапе развития театра и затем не раз подвергалась переосмыслению. Хотя в Натьяшастре говорится о том, что все вритги должны присутствовать в любом драматургическом произведении, на самом деле лишь два из десяти канонических видов драмы, притом наиболее разработанные и поздние, основывались на четырех стилях. Остальные восемь, исполнявшиеся по преимуществу мужчинами, были лишены изящного, или “женского”, стиля. При этом четыре наиболее древние разновидности драмы, относящиеся к периоду мистериальной сцены, не включали в себя и вербальный стиль, что косвенно свидетельствует о превалировании в них движения и жеста. Позднейших теоретиков, напротив, в первую очередь интересовал язык художественного Произведения, и они интерпретировали категорию вритти либо как поэтический стиль, принятый в том или ином районе Индии, либо как манеру, имитирующую городскую или деревенскую речь.
    ff. P. Лидова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ВРИТТИ" в других словарях:

  • Вритти — (Vrittis) Буквально: водоворот . Вритти (мысли) низшего ума (читты) разделяются, согласно Патанджали, на пять групп: (1) правильные идеи; (2) ложные идеи; (3) фантазии; (4) идеи, приходящие во время сна; (5) воспоминания. В санскрите они носят… …   Словарь йоги

  • Вритти — мысле волна; умственная модификация; ментальный водоворот …   Словарь йоги и веданты

  • Читта-Вритти-Ниродха — (Chitta vritti nirodha) Остановка разума (см.): управление (ниродха) течением мыслей (Вритти, см.) в уме (Читта). Посредством медитации (дхьяна) приводит к созерцанию (самадхи), что в свою очередь ведет от разделения и различения (вивека) к… …   Словарь йоги

  • Антармукха-Вритти — состояние, в котором ум направлен внутрь и оторван от объектов …   Словарь йоги и веданты

  • Ахам-Вритти — самовозносящая мысль …   Словарь йоги и веданты

  • Нишчаявритти — Вритти или состояние ума, когда имеет место решение …   Словарь йоги и веданты

  • Татастхавритти — Вритти безразличия; нейтральность, где нет ни притяжения, ни отталкивания …   Словарь йоги и веданты

  • САНКХЬЯ —         (санскр., букв. число, перечисление, расчёт), одна из шести др. инд. ортодоксальных (брахманских) филос. школ, признающих авторитет Вед. Вместе с тем С. основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении. В… …   Философская энциклопедия

  • ДХВАНИ —         (санскр., букв. звук, отзвук), одно из центр. понятий др. инд. поэтики и эстетики. Учение о Д. получило завершение в соч. Анандавардханы «Дхваньялока» («Свет Д.»), созданном в кон. 9 в. в Кашмире. Тема Д. анализировалась и позднее, напр.… …   Философская энциклопедия

  • СУТРА —         (санскр., букв. нить, отсюда путеводная нить, линия поведения, правило, данное в виде изречения, руководство, план), в др. инд. филос. литературе афористич. высказывание, содержащее утверждение филос. характера (определение понятия или… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»