ВЕРОЯТНОЕ И ДОСТОВЕРНОЕ

ВЕРОЯТНОЕ И ДОСТОВЕРНОЕ
ВЕРОЯТНОЕ И ДОСТОВЕРНОЕ
    ВЕРОЯТНОЕ И ДОСТОВЕРНОЕ — философские категории: достоверное—знание, истинность которого строго установлена; вероятное — знание, истинность которого лишь подтверждена. Вероятное знание называют также правдоподобным; в этом смысле говорят, напр., о правдоподобных рассуждениях в математике. В трехзначных логиках по этому критерию различают не два, а три вида знания: достоверное знание называют истинным, опровергнутое—ложным, а знание, по отношению к которому не сделано ни того, ни другого,—неопределенным.
    Истинным называют знание, соответствующее своему предмету, а достоверным—знание, истинность которого удостоверена. Удостоверить знание—значит испытать его всеми доступными на данном историческом этапе критериями истинности. Достоверность знания необходимо отличать не только от его истинности, но и от веры в истинность. Утверждение, что Солнце вращается вокруг Земли, для предшественников Коперника было очевидным, но это не сделало его достоверным. Именно со времен Коперника наука руководствуется принципом “Бойся очевидности!”. Итак, истинность знания—основа его достоверности, а достоверность — основа веры в него.
    Вероятное и достоверное часто выступают как два этапа в становлении одного и того же знания: сначала истина доказывается приблизительно, а затем—строго. Однако было бы ошибкой утверждать, что достоверное и вероятное знания всегда тождественны по своему внутреннему содержанию и представляют собой лишь две стадии превращения “истины в себе” в “истину для нас”. Понять проблему достоверного и вероятного — значит увидеть, что в большинстве случаев это разные виды знания, различающиеся не глубиной проникновения в предмет, а самим предметом. Есть знания, которые достоверны уже в момент своего рождения (напр., “целое больше части”) и есть знания, которые так и останутся лишь вероятными, напр., некоторые исторические сведения. Задачу отличить знание, которое может стать достоверным, от знания, способного быть лишь вероятным, ставил еще Аристотель. Первое он называл знанием, второе—лишь мнением. Предмет знания, по Аристотелю,—то, что не может быть иным, напр., сумма внутренних углов треугольника. Такое знание может существовать и в форме гипотезы, и в форме вероятного знания, но рано или поздно становится достоверным. Предмет мнения—то, что может быть иным, скажем, форма данной вещи. Мнение, по Аристотелю, может быть истинным или ложным, но не может быть достоверным. Оно может быть лишь “заслуживающим доверия” (“to endexon”). Объективной основой для различения вероятного и достоверного является наличие в любом знании трех составляющих: доказанной, опровергнутой и гипотетической. Достоверное знание в чистом виде—это идеализация. Но в науке имеют дело преимущественно с вероятным знанием. По этой причине предпочитают говорить не о доказательстве, а лишь о подтверждении. Вероятным является большинство наших знаний, и большинство наших практических действий базируется на них. Поэтому исследование законов, по которым формируется, подтверждается и оспаривается вероятное знание,—задача не менее серьезная, чем исследование законов, по которым формируется достоверное знание.
    Г. Д. Левин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ВЕРОЯТНОЕ И ДОСТОВЕРНОЕ" в других словарях:

  • вероятное и достоверное —         ВЕРОЯТНОЕ И ДОСТОВЕРНОЕ. Достоверным называют знание, вера в истинность которого строго обоснована методами, принятыми на данном историческом этапе развития науки; вероятным знание, истинность которого этими методами лишь подтверждена. И… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ДОСТОВЕРНОСТЬ — обоснованность, доказательность, бесспорность знания. Достоверное суждение такое суждение, в котором выражается прочно обоснованное знание, напр.: «Луна спутник Земли», «Вода кипит при 100°С» и т.п. Достоверные суждения разделяются на два вида:… …   Философская энциклопедия

  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВО — рассуждение, устанавливающее истинность к. л. утверждения путем приведения др. утверждений, истинность которых уже установлена. В Д. различаются тезис утверждение, которое нужно доказать, и основание, или аргументы, те утверждения, с помощью… …   Философская энциклопедия

  • Вероятность — (Probability) Теория вероятности Квантовая вероятность и вероятность перехода Содержание Содержание Раздел 1. Основное положение теории . Раздел 2. Квантовая вероятность. Раздел 3. Вероятность перехода. Теория вероятности – это наука,… …   Энциклопедия инвестора

  • гипотеза — (от греч. hipothesis основание, предположение) положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления. Г. может касаться существования… …   Словарь терминов логики

  • доказательство — рассуждение, устанавливающее истинность к. л. утверждения путем приведения других утверждений, истинность которых уже доказана. В Д. различаются тезис утверждение, которое нужно доказать, и основание, или аргументы, те утверждения, с помощью… …   Словарь терминов логики

  • индукция — (от лат. inductio наведение) умозаключение, в котором связь посылок и заключения не опирается на логический закон, в силу чего заключение вытекает из принятых посылок не с логической необходимостью, а только с некоторой вероятностью. И. может… …   Словарь терминов логики

  • Индукция в философии — Индукция, или наведение способ умозаключения от частного к общему. Термин И. впервые встречается у Сократа (Έπαγωγή). Но И. Сократа имеет мало общего с современной И. Сократ под И. подразумевает нахождение общего определения понятия путем… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Кант — (Immanuel Kant, первонач. Cant) основатель философского критицизма, представляющего главную поворотную точку в истории человеческой мысли, так что все развитие философии, если не по содержанию, то по отношению мысли к этому содержанию, должно… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • САРТР —         (Sartre) Жан Поль (1905 1980) франц. писатель, философ, критик, обществ, деятель. Окончил в 1929 Высшую нормальную школу в Париже, в 1933 34 изучал нем. философию, стажируясь при Франц. ин те в Берлине. Преподаватель философии. Первые… …   Энциклопедия культурологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»