“БХАГАВАДГИТА”

“БХАГАВАДГИТА”
“БХАГАВАДГИТА”
    “БХАГАВАДГИТА” (санскр. Bhagavadgitä— “Песнь Бхагавата”, “Песнь Господа”, т.е. Кришны)—древнеиндийская религиозно-философская поэма. Первоначально самостоятельное произведение, “Бхагавадгита” в дальнейшем вошла в эпический свод “Махабхарата” (кн. 6, гл. 23—40). Состоит из 700 стихов (шлок), разделенных на 18 глав (сакральное число, повторяющее членение “Махабхараты”). Основное учение “Бхагавадгиты” было сформулировано в 3—2 вв. до н. э., но формирование текста поэмы растянулось почта на 1500 лет—от эпохи “Чхандогья-упанишады” (7—6 вв. до н.э.) до 8—9 вв.—времени появления первых комментариев на “Бхагавадгиту”.
    “Бхагавадгита” повествует о событиях, непосредственно предшествовавших великой битве между кауравами и пандавами—двумя крупнейшими индийскими племенными кланами. Потрясенный мыслью о предстоящем убийстве близких людей, вождь пандавов Арджуна хочет уклониться от битвы. Не в силах выпутаться из противоречия между долгом воина и голосом совести и рассудка, удерживающим его от выполнения этого долга, Арджуна обращается за советом к Кришне. После ответа Кришны он полностью разрешает свои сомнения и готов принять участие в битве. Эта фабула, однако, служит лишь поводом для изложения учения устами Кришны. Учение “Бхагавадгиты” было синтезом мистико-ритуалистических спекуляций Упанишад, раннего этапа учений санкхьи и йоги, а также эмоционально окрашенного теизма вишнуистской секты бхагаватов с их культом Кришны как воплощения Вишну-Нараяны. Реальность (сат), по “Бхагавадгите”, не может быть постигнута органами чувств: это неописуемый, вечный, неизменный, бескачественный, бездеятельный Абсолют, тождественный Брахману Упанишад. Он описывается также как абсолютный субъект—“кшетра джня” (знающий поле), противопоставленный множеству познаваемых им объектов (кшетра). Однако в отличие от Упанишад, “Бхагавадгита” придает более высокий статус не безличному Абсолюту, а личностному божеству— Ишваре. В духе учения санкхьи “Бхагавадгита” относит к “миру объектов” (кшетра, Пракрит”) не только неодушевленные предметы, но и психические состояния, объясняемые в терминах концепции трех гун, а также эмпирическое сознание (четана). Этика “Бхагавадгиты” строится с учетом ее основной сотериологической установки—возможно более полного уподобления Абсолюту, слияния с ним. Один из путей к этому—основанная на полном отречении от мира медитативная практика йоги, другой путь (карма-йога) — пребывая в мире, совершать предписанные шастрами действия,, без стремления к их “плоду” (выгодному результату), осуществляя тем самым как бы отрешенность от деяний “изнутри” при сохранении внешней активности, т. е. “бездействие в действии”. В этом принципиальное отличие “Бхагавадгиты” от призывов Упанишад к полному отказу от деятель
    ности. Еще один путь к освобождению — совершение действий в виде жертвы Бхагавану (причем подчеркивается предпочтительность “жертвы знанием” конкретной материальной жертве). Наконец, наиболее с т. зр. “Бхагавадгиты” совершенный путь—это путь бхакти (бхакти-йога или бхакти-марга—сами эти термины относятся к более позднему времени), понимаемый как благоговейная любовь к Бхагавану, почитание его.
    Согласно указаниям “Бхагавадгиты” и большинства комментариев, текст поэмы должен быть не “понят”, “осмыслен” (в современном значении этих слов), а выучен наизусть и затем регулярно повторяться (вслух либо про себя). Отсюда традиция интерпретации “Бхагавадгиты” как особого инструмента психической тренировки. Образы поэмы внутренне противоречивы, так что при достаточно долгом повторении адепт приходит к освобождению этих образов от всякого конкретного содержания. В результате возникает состояние длящегося, непрерывного знания-припоминания (его непрерывность сравнивается комментаторами со струёй бесшумно льющегося масла), лишенного всякого представления о предмете; это состояние чистого процесса осознавания, замкнутого на самое себя и неописуемого в понятиях получает в “Бхагавадгите” разные наименования: “брахмананирвана” (II, 72, V, 24—26); “нирвана” (VI, 15), состояние “твердой (стойкой, прочной) мудрости” (II, 54-58) и др.
    Соединившая в себе элементы различных умозрительных систем, “Бхагавадгита” оказала влияние на многие школы индийской философии и прежде всего на веданту. Она вошла в состав “тройственного канона”, т. е. ведантийской канонической литературы, породив обширную комментаторскую традицию. Наиболее важные комментарии Шанкары, Рамануджч, Ведантадешики, а также кашмирских шиваитов (см. Кашмирский шиваизм) отражают развитые в различных школах веданты подходы к пониманию ключевых дня этого направления проблем соотношения Атмана и Брахмана, действенности знания, действия и религиозного почитания на пути к освобождению. Идеи “Бхагавадгиты” имели важное значение для индуистского возрождения 19—20 вв., особенно для А. Гхоша, Вивекананды, Ганди и Радхакришнана.
    Лит.: “Бхагавадгита”, пер., введение и прим. Б. Л. Смирнова. Ашхабад, 1980, кн. 6, га. 25—42; Семенцов В. С. “Бхагавадгята” в традиции и в современной научной критике. М., 1985; Lamotte E. Notes sur la Bhagavadgitä. P., 1929; Ellgerton F. The Bhagavadgitä. GarvaidMass., 1941; The Bhagavadgitä, with a conun. based on the original sources, by R. G. Zaetmer. Oxf., 1969.
    В. С. Семенцов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "“БХАГАВАДГИТА”" в других словарях:

  • БХАГАВАДГИТА — (санскр. Bhagavadgita «Песнь Господина мира») авторитетнейший и популярнейший памятник индуизма, сочетающий многообразие идей с силой художественной экспрессии, включенный в корпус «Махабхараты» и содержащий 18 глав и более 700 стихов. «Б.»… …   Философская энциклопедия

  • «БХАГАВАДГИТА» —         (санскр., букв. песнь Бхагава та, т. е. бога Кришны), одна из наиболее известных частей «Махабхараты», входящая в состав её 6 й кн. (18 глав); посвящена религ. филос. проблемам. Время создания «Б.» обычно определяется 2 й пол. 1 го тыс.… …   Философская энциклопедия

  • БХАГАВАДГИТА — памятник религиозно философской мысли Древней Индии, часть 6 й книги Махабхараты ; возникла в середине 1 го тыс. до нашей эры; философская основа индуизма. Главным путем к освобождению мокше в Бхагаватгите считается карма йога йога действия, вкл …   Современная энциклопедия

  • БХАГАВАДГИТА — памятник религиозно философской мысли Др. Индии, часть 6 й книги Махабхараты , возник в сер. 1 го тыс. до н. э., философская основа индуизма. Главным путем к освобождению мокше в Бхагавадгите считается карма йога йога действия, включающая… …   Большой Энциклопедический словарь

  • БХАГАВАДГИТА — «БХАГАВАДГИТА», памятник религиозно философской мысли Др. Индии, часть 6 й книги «Махабхараты», возник в сер. 1 го тыс. до н. э., философская основа индуизма (см. ИНДУИЗМ). Главным путем к «освобождению» мокше (см. МОКША (в индуизме)) в… …   Энциклопедический словарь

  • Бхагавадгита — (Bhagavadgita, санскрит Песнь богов ), часть 6 й книги эпической поэмы Махабхарата , излагающая религ. основы индуизма. Написана во 2 й пол. 1 тыс. до н.э. в форме диалога между принцем из рода Пандавов Арджуной и его наставником возницей Богом… …   Всемирная история

  • “Бхагавадгита” — БХАГАВАДГИТА , памятник религиозно философской мысли Древней Индии, часть 6 й книги Махабхараты ; возникла в середине 1 го тыс. до нашей эры; философская основа индуизма. Главным путем к освобождению мокше в Бхагаватгите считается карма йога йога …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Бхагавадгита — Статья по тематике Священные писания индуизма Веды Риг веда · Яджур веда · Сама веда · Атхарва веда Деление Самхиты · Брахманы · Аран …   Википедия

  • БХАГАВАДГИТА — [санскр. Песнь Бхагавата, т. е. бога Кришны], один из важнейших памятников индуизма, поэма метафизического и нравственно этического содержания; входит в 6 ю кн. эпоса «Махабхарата»; относится к смрити, или священному преданию. Время создания ок.… …   Православная энциклопедия

  • БХАГАВАДГИТА — (санскр. Песнь Благословенного, Вишну Кришны), религиозно философская поэма из 700 двустиший, разбитых на 18 глав и входящих в состав 6 й книги великого древнеиндийского эпоса Махабхарата. Построена в форме диалога между Арджуной, одним из… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»