Бодрийар

Бодрийар
Бодрийар
    БОДРИЙАР (Baudrillard) Жан (род. 1929) — французский социолог и культуролог, профессор социологии университета Париж-Нантер (X).
    Постмодернистский этап (1980—90-е гг.) творчества Бодрийара во многом был подготовлен ранними трудами, посвященными своего рода социологическому психоанализу мира вещей и общества потребления. В центре его исследований — роль культуры в повседневной жизни, вещь-знак. В духе леворадикального протеста Бодрийар критикует общество потребления, чутко подмечая усталость от переизбытка — как в потреблении, так и в производстве вещей-объектов, доминирующих над субъектом. Пределов насыщения знаками нет, поэтому культура постепенно подменяется идеей культуры, ее симулякром, знаковой прорвой. В симуляционном потреблении знаков культуры таится соблазн, разрушающий классическое равновесие между мифом и логосом. Средневековая борьба между Богом и дьяволом сменилась конфликтом между белой магией избыточного потребления и его осуждением. Перенасыщение, удвоение объекта, экстаз полноты уводят культуру постмодернизма по ту сторону принципа реальности. Однако “ожирение” объекта свидетельствует не о насыщении, но об отсутствии пределов потребления. Неопределенность, обратимость становятся главными признаками постмодернистского культурного проекта. Бодрийар отмечает связь постмодернистской культуры с постнеклассическим научным знанием, высокими технологиями, средствами электронной информации. Их совокупное влияние на современную культуру он называет “кибер-блицем”, усиливающим шум, релятивистскую индетерминированность аксиологического поля.
    Конец классической способности суждения, снятие оппозиций между прекрасным и безобразным выливаются в постмодернистский художественный карнавал, чья единственная реальность — симулякры нейтральных, недифференцированных знаков и кодов. В результате симулякризации артефакта форма становится его единственным содержанием.
    Порывая с классической декартовской философией субъекта, Бодрийар создает свой вариант неклассической теории культуры, вдохновляясь патафизикой А. Жарри, абсурдизмом Э. Ионеско, идеями Ж. Батая о творческом выходе “Я” за свои пределы. Постмодернистская культура соблазна, избытка знаменует собой, по его мнению, триумф иллюзии над метафорой, чреватый энтропией культурной энергии. Теме “конца конца” посвящены его книги 1990-х гг. “Иллюзия конца”, “Идеальное преступление”, “Безразличный пароксист”. Эта проблема предстает в разных ипостасях — как прекращение существования истории в качестве события; как разрушение концептуально-аксиологического мышления; конец оппозиции индивидуальное — коллективное, оба члена которой оказались проглоченными виртуальной гиперреальностью; как разрастание “культуры смерти”. Бодрийар констатирует конец метафизики, метаязыка, метафоры в пользу чистого знака, чистого события: ведь все уже закончилось, поэтому ничто уже не заканчивается. Новой фатальной стратегией становится позиция безучастного наблюдателя-пароксиста, вставшего на нечеловеческую точку зрения и иронически превращающего сам анализ в объект, материальное событие языка.
    Полемизируя с М. Фуко, Р. Бартом, Ж. Лаканом, Ж. Деррида, Ж. Делезом, Ж.-Ф. Лиотаром, Бодрийар тем не менее остается в рамках постструктурализма, хотя и вносит в него такие новые понятия, как симулякр, соблазн, экстаз, ожирение и др. Он одним из первых почувствовал, что избыточность, “переполненность” являются теми признаками адаптации к изменившимся условиям бытования культуры, которые дают дополнительные возможности ее выживания.
    Взгляды Бодрийара (которого называют “гуру постмодерна”) оказали влияние на художественную практику симуляционизма (Х. Стайнбах, Д. Куне) и феминизма (С. Шерман, Ш. Левин, Б. Крюгер).
    Соч.: La société de consommation. Ses mythes. Ses structures. P., 1974; De la séduction. P., 1979; Simulacres et simulation. P., 1981; Les stratégies fatales. P., 1986; Amérique. P., 1986; Cool Memories, I-II, 1980-1985. P., 1987; La transparence du mal. P., 1990; Le paroxyste indifférent. Entretiens avec Philippe Petit. P., 1997; в рус. пер.: “О соблазне”. — “Иностр. литература”, 1994, № 1; “О совращении”. Ежегодник, Ad marginem. M., 1994; Система вещей. M., 1995.
    Лит.: Kellner D. Jean Baudrillard. From Marxism to Postmodernism and Beyond. Stanford, 1989.
    H. Б. Маньковская

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Бодрийар" в других словарях:

  • Бодрийар — (Baudrillard) Жан (p. 1929) Французский эстетик, культуролог и социолог. Профессор университета Париж Х. Снискал себе несколько двусмысленные титулы мага постмодернистской (см.: Постмодернизм) сцены, гуру постмодерна, Уолта Диснея современной… …   Энциклопедия культурологии

  • Бодрийар — Жан Бодрийяр Jean Baudrillard Философ, социолог, культуролог и фотограф Дата рождения: 29 июля 1929 …   Википедия

  • БОДРИЙАР Жан — БОДРИЙАР (Бодрийяр) (Baudrillard) Жан (20 июня 1929, Реймс 6 марта 2007, Париж), французский социолог и философ. Профессор социологии в университете Париж X Нантерр (Paris X Nanterre). Первые известные работы Бодрийара вышли в конце 1960 х гг.… …   Энциклопедический словарь

  • БОДРИЙАР (BAUDRILLARD) Жан — (p. 1929) французский философ, социолог, культуролог. Основные сочинения: Система вещей , К критике политической экономии знака (1972), Зеркало производства (1975), Символический обмен и смерть (1976), В тени молчаливого большинства… , О… …   Социология: Энциклопедия

  • БОДРИЙАР Жан — (BAUDRILLARD, Jean) (p. 1929) Французский социолог. Первоначально занимал критическую позицию по отношению к марксистской экономической теории, пренебрегающей, по его мнению, проблемами потребления, впоследствии сосредоточился на анализе… …   Социологический словарь

  • Бодрийар Жан — Жан Бодрийяр Jean Baudrillard Философ, социолог, культуролог и фотограф Дата рождения: 29 июля 1929 …   Википедия

  • Бодрийар, Жан — Жан Бодрийяр Jean Baudrillard Философ, социолог, культуролог и фотограф Дата рождения: 29 июля 1929 …   Википедия

  • Бодрийар, Альфред — Его Высокопреосвященство кардинал Альфред Анри Мари Бодрийар (фр. Alfred Henri Marie Baudrillart), (6 января 1859, Париж, Франция  30 мая 1949, там же). Французский кардинал. Титулярный епископ Эмерии Осроенской с 29 июля 1921 по 12… …   Википедия

  • БОДРИЙАР (BAUDRILLARD) Жан — (р. 1929) франц. социолог и философ. Преподает социологию в Парижском ун те. Первые работы Б. отмечены марксистским влиянием, одновременно он опирается также на Фрейда и Соссюра. В своей теории языка, задуманной как дополнение к марксистской… …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • Жан Бодрийар — Жан Бодрийяр Jean Baudrillard Философ, социолог, культуролог и фотограф Дата рождения: 29 июля 1929 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»