БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО
БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО
    БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО — одна из основных идей в русской религиозно-философской и богословской мысли, противополагаемая человекобожию, т. е. утверждению человеческого начала вне Бога, в оторванности от Богочеловека. Впервые основательно проблема отношения человекобожия к Богочеловечеству с использованием именно этих терминов была рассмотрена в творчестве Ф. М. Достоевского. По его мнению, безбожная свобода пуста и приводит человека к самообожествлению, к человекобожеству, выливаясь в бесчеловечность и жестокость. Человекобожество, т. е. то, что для Достоевского было антиидеалом, страстно утверждалось Ф. Ницше. Человечность и сострадательность должны быть преодолены и отброшены, человек—лишь средство для явления сверхчеловека, порывающего с христианской (“рабской”) и гуманистической моралью. Вл. Соловьев в “Чтениях о Богочеловечестве” (1878—81) пытался ввести человекобожество как ступень, или составную часть, в богочеловеческий процесс. Даже в секулярном прогрессе он усматривал тайное веяние Духа Христова. Внерелигиозный гуманизм приобрел у него положительный смысл: гуманизм необходим, без него цели христианства не могли бы реализоваться (правда, в конце жизни, в “Повести об антихристе”, он пересмотрел этот подход). В личности Иисуса Христа произошло соединение божественной и человеческой природы, и явился Богочеловек. То же, т. е. соборное воплощение Бога, должно осуществиться, по мысли Соловьева, в христианском человечестве. Только в Церкви (истине Богочеловечества) может человек найти оправдание и опору для творчества или исторического делания. Следуя за Соловьевым, С. Н. Булгаков настаивает уже на универсальности идеи Богочеловечества как принципа, пронизывающего и человекобожество. Он показывает это на примере анализа взглядов Л. Фейербаха. Будучи противником христианства, последний проповедует его основную истину, хотя и парадоксальным образом” “утверждая единство, солидарность человечества, но единство без единящего центра, святость без святящей основы” (Булгаков С. Н. Соч. в 2 т.” т. 2. М., 1993, с. 212). Булгаков создает богословскую трилогию “О Богочеловечестве” (“Агнец Божий”; “Утешитель”; “Невеста Агнца”. П., 1933—45). В ней он верен основной рус. идее Богочеловечества, полагая, что оно реализуется через Духа Святого, есть обожение твари. “Гуманистический” же прогресс, напротив, им резко осуждается, ибо движущей силой его является “не любовь, не жалость, но горделивая мечта о земном рае, о человекобожеском царстве от мира сего; это—новейший вариант старого иудейского лжемессианизма” (Булгаков С. Н. Православие. Очерки учения Православной церкви. П., 1985, с. 348). Н. А. Бердяев в “Русской идее” формулирует Богочеловечество как “тему русской мысли”: “Человек в том лишь случае сохраняет свою высшую ценность, свою свободу и независимость. если есть Бог и Богочеловечество”. Путь молодого Маркса от гуманизма к коммунизму, равно как и путь русского социализма от Белинского к коммунизму был, по Бердяеву, утверждением человека вне Богочеловечества и вел к отречению от человечности. Человек должен обожиться, но он может это сделать только через Богочеловека. “Богочеловечество предполагает творческую активность человека. Движение идет и от человека к Богу, а не только от Бога к человеку... Это есть творческое движение, продолжающееся миротворение”. Идея Богочеловечества как сущности христианства “мало раскрывалась” западной мыслью и является “оригинальньм порождением русской христианской мысли”, в которой христианская философия понимается как “философия богочеловеческая” (Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990, с. 146). С. Л. Франк отмечал, что и у многих мистиков, особенно немецких, имеется представление о рождении не только нашего я в Боге, но и Бога в нас, в чем и заключается богочеловечность, и лишь в ней открывается “истинная, конкретная полнота как человечности, так и Божества” (Франк С. Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии.—Он же. Соч. М,, 1990, с. 508). И Бог “есть истинный Бог именно как Богочеловек” (Том же, с. 509). Богочеловеческое бытие человека раскрывается в осознании внутреннего единства человека с Богом, а поскольку это связано с соборной природой нашего я, мы имеем откровение Богочеловечества. Разработка идеи Богочеловечества осуществлялась в основном в русской дореволюционной и эмигрантской философии.
    В. В. Лазарев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО" в других словарях:

  • Богочеловечество — Богочеловечество  понятие русской религиозной философии, восходящее к христианскому учению о единстве «неслитном, неизменном, нераздельном, непреложном» божественной и человеческой природы Исуса Христа. Богочеловечество достаточно сложное… …   Википедия

  • БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО — важнейший термин и центральная тема рус. религ. философии кон. XIX сер. XX в.; в трудах отцов и учителей Церкви, в правосл. богословии и церковной лит ре этот термин не употребляется самостоятельно, вне отношения к Богочеловеку (см. Иисус… …   Православная энциклопедия

  • Богочеловечество — ср. Всё, что связано с Богочеловеком. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Богочеловечество — Богочелов ечество, а …   Русский орфографический словарь

  • БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО — одно из ключевых понятий рус. религиозной философии, восходящее к христианскому учению о единстве божественной и человеческой природы Иисуса Христа, определяемом как неслитное, неизменное, нераздельное и непреложное (Халкидонский собор, 451 г.).… …   Русская философия: словарь

  • Богочеловечество — одно из центр. понятий христианства и рус. религ. философии, народ Божий. Церковь как мистич. тело Христово, часть Богочеловека (по содержат. соотношению этих понятий символов), новый, народившийся от Христа (по духовному преемству) род человеч …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Богочеловечество —    одно из ключевых понятий рус. религиозной философии, восходящее к христианскому учению о единстве божественной и человеческой природы Иисуса Христа, определяемом как «неслитное, неизменное, нераздельное и непреложное» (Халкидонский собор, 451… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • ЭСХАТОЛОГИЯ — учение о конечности мира и человека, о том или ином характере исхода мировой истории, наличного бытия. Мифическая и религиозная традиции представляют преимущественно сюжетно образные, символические варианты Э. (многочисленные варианты мифов о… …   Современный философский словарь

  • Соловьёв, Владимир Сергеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Соловьёв. В Википедии есть статьи о других людях с именем Соловьёв, Владимир. Владимир Сергеевич Соловьёв …   Википедия

  • Исихазм — Необходимо освещение с различных точек зрения. Статью нельзя назвать рекламной, но в ней слабо представлена критика. Пожалуйста, добавьте информацию из публикаций и других источников, позволяю …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»