АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ

АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
    АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ — обобщенное название новой дисциплины и нового подхода к истории мысли и социальных институтов, которые М. Фуко начал разрабатывать в 1960-е гг. (ср. “Рождение клиники: археология взгляда медика” (1963); “Слова и вещи: археология гуманитарных наук” (1966)), а также его одноименная работа “Archéologie du savoir” (P., 1969; рус. пер.: К., 1996). Археология знания как научная дисциплина не похожа ни на традиционную археологию (изучение общества по материальным остаткам человеческой жизнедеятельности), ни на традиционную историю наук или идей (поиск влияний и преемственностей в мысли). В основу археологии знания Фуко кладет темы, взятые у Фрейда, Ницше, Маркса, но преломленные сквозь призму французской эпистемологии (Г. Башляр, Ж. Кангилем) с ее акцентом на радикальной прерывности в развитии знания. Археология знания опирается не на сознание, а на бессознательное; не на факты, а на высказывания; не на субъективные очевидности, а на устойчивые механизмы общественного функционирования; не на телеологию накопления знаний, а на связные ансамбли синхронных закономерностей. Предмет археологии знания не задан заранее, он строится в результате применения метода, в котором есть критические и позитивные моменты. Критическая работа предполагает расчленение всех традиционных целостностей — материальных или идеальных (субъект, сознание, дух, историчность), отнесенных в прошлое (причины, начала, истоки) или в будущее (цель, telos, предназначение). Позитивная работа требует установления между полученными элементами (“дискурсивными фактами”; слово “дискурсивный” значит здесь “произведенный в качестве высказывания в социуме”) новых связей и отношений.
    “Археология знания” (1969) Фуко—это трактат о методе. В этой работе Фуко стремится осмыслить тот путь, которым он ощупью двигался в своих предыдущих работах, изучая возникновение знаний (медицинских, психиатрических, биологических, экономических и проч.) и соответствующих им социальных практик и институтов. Поэтому в “Археологии знания” вводится ряд новых понятий, в других “археологиях” практически не встречавшихся. Это “дискурсивная формация”, “высказывание”, “позитивность”, “архив”, “историческое априори” и др. При вводе любого нового понятия у Фуко негативные характеристики всегда перевешивают позитивные; напр., нам яснее, чем не должны быть “дискурсивные факты” (они не должны соответствовать логическим суждениям, языковым предложениям или психическим намерениям), нежели то, чем они, по мысли Фуко, являются.
    Дискурсивная формация (формация—явный отголосок марксистской системы понятий) — это результат многосторонней критико-реконструктивной работы. Она фиксирует общее поле объектов (не слова и не вещи), типы высказываний об объектах, способы материального воплощения высказываний (то, чтопозволяет им накапливаться, повторяться), основные стратегии их функционирования. Высказывание — элементарная единица дискурсивной формации, но не позитивно данный “факт”. Совокупности высказываний строятся согласно безличным правилам, которые не принадлежат ни гносеологическому субъекту, ни конкретному индивиду, но некоему по-структуралистски анонимному субъекту дискурсивной практики. Эти правила выявляются в процессе подстановок, исключений, смещений тех или иных дискурсивных элементов. Между дискурсивными формациями и высказываниями как их главными единицами существует своего рода круговая зависимость: высказывания образуют формации, а формации порождают высказывания. Закономерности этого общего поля взаимодействий нельзя назвать ни эмпирическими, ни идеальными; они определяются на уровне “реальности высказываний” или “исторических a priori”— своего рода “архивов”, в которых хранятся не вещи и не бумаги, а набор правил (образования предметов, понятий, высказываний). Такой архив всегда конечен и ограничен, но сама эта ограниченность “позитивна”, поскольку она задает веер возможностей высказывания и действия в тот или иной исторический период.
    Т. о., археология знания заменяет традиционную ось понятий эпистемологии (сознание—познание—наука) новой осью (дискурсивная практиказнаниенаука). Главный акцент археологии знания — на “дискурсивных практиках”, порождающих “знание” (savoir). Особый статус “знания” не предполагает высокой степени теоретизации N формализации, свойственных собственно “науке”, но требует внимания к многообразию связей и разрывов внутри дискурсивного материала в самых различных областях. В обосновании археологии знания Фуко отмежевывается как от структурализма (структурное исследование—это лишь часть археологического поиска), так и от философий, опирающихся на понятие субъекта и идеологию гуманизма. Целью археологии знания остается разрушение культурно-исторических предрассудков, противостояние навязываемым нам “антропологическим универсалиям”. “Психическая болезнь”, “преступность”, “сексуальность” и, конечно, сам “человек—все это слова, понятия, практики (дискурсивные и недискурсивные), содержание которых исторически изменчиво. И потому от исследователя требуется не восхождение к “конституирующей субъективности”, а нисхождение к “конституированной объективности”, к тем конкретным практикам, посредством которых субъект строит себя в поле опыта — в жизни и в познании.
    Н. С. Аетономова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ" в других словарях:

  • АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ — ’АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ’ (‘L archeologie du savoir’, 1969) работа Фуко, завершающая первый, так называемый ‘археологический период’ в его творчестве и составляющая своеобразный триптих с работами ‘Рождение клиники. Археологический взгляд медика’… …   История Философии: Энциклопедия

  • археология знания —         АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ особая область исследований, разрабатывавшаяся М. Фуко в 1960 е; одноименная работа М. Фуко (Archeologie du savoir. P., 1969; рус. пер.: СПб., 2004). Результаты разработок Фуко в области А. з. запечатлены, прежде всего,… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ — ( L archeologie du savoir , 1969) работа Фуко, завершающая первый, так называемый археологический период в его творчестве и составляющая своеобразный триптих с работами Рождение клиники. Археологический взгляд медика (1963) и Слова и вещи.… …   История Философии: Энциклопедия

  • АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ — ( L’archeologie du savoir , 1969) работа Фуко , завершающая первый, так называемый археологический период в его творчестве и составляющая своеобразный триптих с работами Рождение клиники. Археологический взгляд медика (1963) и Слова и вещи.… …   Социология: Энциклопедия

  • АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ — метод историко гуманитарного познания, провозглашенный Фуко в противовес истории идей . Последняя отклоняется Фуко по причине расплывчатости ее исходных допущений (каковы историческое влияние , ментальность , духовный прогресс ). Методологический …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • археология — и, ж. archéologie f. Наука о древности (включая письменность, языки, материальную культуру). Сл. 18. Книга для любителей Археологии или познания словесности древних. Содержит: I. Археологию, собственно так называемую. II. Показания классических… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • АРХЕОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКАЯ — отрасль библеистики, изучающая Свящ. Писание в свете открытий, совершаемых археологией на Др. Востоке в М. Азии, Месопотамии, Вост. Средиземноморье, Египте и др. связанных с ними территориях. Хронологически охватывает эпоху позднего каменного,… …   Православная энциклопедия

  • Археология — (от Архео... и греч. lygos слово, учение)         наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. Вещественные источники это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие,… …   Большая советская энциклопедия

  • АРХЕОЛОГИЯ ХРИСТИАНСКАЯ — раздел археологии, изучающий древности раннехрист. общин и гос в, преимущественно позднеантичной и раннесредневек. эпох. А. х., исследующая раннюю историю христ. Церкви, предоставляет материалы для общей церковной археологии. Зародилась как одна… …   Православная энциклопедия

  • АРХЕОЛОГИЯ — [от греч. ̓αρχαῖος древний и λόγος слово, знание], область науки, изучающая прошлое по его материальным остаткам. Имеет огромное значение для развития библеистики, истории Церкви (особенно истории богослужения и церковного искусства) и др.… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»