“АНТИ-ДЮРИНГ”

“АНТИ-ДЮРИНГ”
“АНТИ-ДЮРИНГ”
    “АНТИ-ДЮРИНГ”—название, под которым вышло русское издание произведения Ф. Энгельса “Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом” (“Herrn Eugen Duehring's Umwaelzung der Wissenschaft”. Lpz., 1878). Первоначально публиковалась в виде серии статей в немецкой социал-демократической газете “Vorwaerts” с января 1877 по июль 1878.
    Книга написана в форме критического анализа воззрений немецкого философа Дюринга, получивших некоторое распространение в рядах германской социал-демократии, с целью показать несостоятельность его претензий на якобы совершенный им переворот в философии и науке и его выступлений против марксизма. Полемика с “незначительным противником” позволила Энгельсу систематически изложить марксистские взгляды, основанные на последовательном проведении линии материализма и диалектики при решении проблем бытия и познания природы, общества и человека. В книге три отдела: философия, политическая экономия, социализм. Им предпослано введение, посвященное истории возникновения научного социализма. Прежде всего Энгельс отмечает ущербность метода, используемого Дюрингом,—-метода мысленного конструирования действительности из априорно принятых принципов. Выведение действительности из понятия Энгельс называет идеологией, противостоящей науке, для которой принципиален результат, а не исходный пункт исследования. Мир един не потому, что его мыслят единым. Его единство объективно и состоит в его материальности, что доказывается длительной историей развития философии и естествознания. Исходя из данных истории философии и современного ему естествознания, Энгельс дает диалектико-материалистическую трактовку категорий пространства, времени, движения, защищает науку, в частности теорию Ч. Дарвина, от ретроградной критики Дюринга. Он показывает, что в своем движении наука все более полно раскрывает объективную диалектику природы, что диалектика не навязывается ей философией, а вытекает из данных самой науки. Энгельс убежден, что именно диалектическое мышление соответствует естествознанию того времени, что вечных, твердо установленных истин, на которые ориентирован Дюринг, не так уж много в науке. По его мнению, наука в основном оперирует относительными истинами. Тем более это касается наук об обществе, отражающих изменчивую историческую реальность, взаимоотношение и борьбу общественных классов. В подходе к общественным процессам Энгельс противопоставляет априоризму Дюринга принцип историзма, применив его непосредственно к анализу морали и права. В классовом обществе сосуществуют кодексы морали разных классов. Но та мораль более “истинна” и прогрессивна, которой принадлежит будущее. Идея равенства в буржуазном праве выражала требование уничтожения классовых привилегий, идея пролетарского равенства—уничтожение самих классов. Признание относительной истинности научного знания не преуменьшает его значения. Лишь руководствуясь знанием о мире, его законах, человек может овладеть им. Свобода есть познанная необходимость и деятельность на основе этого познания. Отдел философии в “Анти-Дюринге” заканчивается характеристикой общих законов диалектики и принципов их применения: они служат методом исследования, а не средством доказательства тех или иных выводов. Прогресс научного познания мира делает излишним какую-то особую систему философии (натурфилософию), оставляя на ее долю теоретико-методологические проблемы. Но опора философии на науку остается, что явствует из, самой книги Энгельса.
    Во втором отделе “Анти-Дюринга” наряду с разъяснением основных понятий и проблем политической экономии излагается и отстаивается материалистическое понимание соотношения экономики и политики, роли насилия в истории, происхождения классов. Дюринг считал насилие источником экономического неравенства и обосновывал это положение априорной “логической схемой” взаимоотношений двух изолированных индивидов, один из которых с помощью насилия порабощает другого. Энгельс показал, что “робинзонада” не дает адекватного объяснения. Порабощение возникает на определенном уровне развития производства, когда оно становится экономически выгодным. Для появления частной собственности требуются экономические предпосылки, которые создаются не насилием, а развитием производства. Возможности имеющихся в обществе средств насилия также зависят от развитости производства, что наиболее наглядно видно на примере оснащения современных армий. Классы исторически возникали не только путем завоеваний, превращения пленных в рабов, но и в результате разложения первобытной общины, когда люди, выполнявшие определенные функции в органах родового строя, превращали последние в органы политического господства, а сами становились правящим классом. Так что именно экономика является фундаментом политического насилия.
    Завершает работу отдел, посвященный истории возникновения и характеристике теоретических принципов научного социализма (коммунизма). Переход от утопического социализма к научному был подготовлен теоретически К. Марксом и произведен на основе созданных им материалистической диалектики, материалистического понимания истории и теории прибавочной стоимости. Было доказано, что социализм есть продукт противоречий капитализма, который в ходе своего развития накапливает элементы собственного отрицания в виде мощных производительных сил, делающих излишними эксплуатацию и разделение общества на классы, и пролетариата — класса, способного осуществить исторически назревшую задачу смены капитализма социализмом. Новый общественный строй соответствует достигнутому уровню развития производства, устраняет классы и социальные антагонизмы и открывает возможность научного управления общественными отношениями. Переход к социализму—скачок из царства необходимости в царство свободы. Социализм представляется Энгельсу таким общественным укладом, в котором анархия производства сменится планомерностью, нивелируется противоположность города и деревни, умственного и физического труда, труд превратится в первую жизненную потребность, политика—в управление вещами и производственными процессами, произойдет отмирание государства, будет обеспечено всестороннее развитие личности и т. д. В творческом наследии Маркса и Энгельса данная работа является единственным систематическим изложением всех трех составных частей марксизма.
    В. Ж. Келле

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "“АНТИ-ДЮРИНГ”" в других словарях:

  • 'АНТИ-ДЮРИНГ' — (полное назв. Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом ), одно из главных произв. Ф. Энгельса. Эта полемич. работа, созданная в 1876 78, содержит всестороннее изложение трёх составных частей марксизма диалектич. и историч.… …   Демографический энциклопедический словарь

  • «АНТИ-ДЮРИНГ» —         название, под которым вошло в историю классич. произв. Ф. Энгельса «Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом». Эта полемич. работа, направленная против нем. мелкобурж. идеолога Дюринга, содержит всестороннее изложение …   Философская энциклопедия

  • анти-Дюринг —         «АНТИ ДЮРИНГ» сокращенное название книги ф. Энгельса «Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом» (Engels F, Herrn Eugen Duehring s Umwaelzung der Wissenschaft). Как серия статей печаталась в немецкой социал… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Анти-Дюринг — («Анти Дюринг»,)         название, под которым вошло в историю классическое произведение Ф. Энгельса «Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом». «А. Д.» полемическая работа, направленная против немецкого мелкобуржуазного… …   Большая советская энциклопедия

  • "АНТИ-ДЮРИНГ" — название, под к рым вошло в историю классич. произведение Ф. Энгельса Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом . А. Д. – полемич. работа, направленная против нем. мелкобурж. идеолога Е. Дюринга, содержит всестороннее… …   Философская энциклопедия

  • Анти-Дюринг — «Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом» (нем. Herrn Eugen Dührings Umwälzung der Wissenschaft), общеизвестный как «Анти Дюринг»  книга, написанная немецким философом Ф. Энгельсом; опубликована в 1878 году; до… …   Википедия

  • АНТИ-ДЮРИНГ — (назв.; книга Ф. Энгельса, содержащая критику воззрений нем. философа Евгения Дюринга (1833 1921)) Скажите, / не вы ли / автор «Анти Дюринга»? (рфм.: недурненько) РП Ирон. М927 (304) …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • «АНТИ-ДЮРИНГ» — название, под к рым вошла в историю книга Ф. Энгельса «Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом», впервые изданная отд. книгой в 1878. Подвергнув критике мелкобурж. эклектич. взгляды нем. философа Дюринга, Ф. Энгельс дал в… …   Атеистический словарь

  • ДЮРИНГ —         (Duhring) Евгений (12.1.1833, Берлин, 21.9.1921, Новавес, близ Потсдама), нем. философ; занимался также вопросами политэкономии и права. Д. предпринял попытку построить систему «философии действительности», которая утверждала бы новый… …   Философская энциклопедия

  • Дюринг — Дюринг, Евгений Евгений Дюринг Eugen Dühring Дата рождения: 12 января 1833(1833 01 12) Место рождения: Берлин Дата смерти: 21  …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»