МОСС

МОСС
МОСС
(Mauss) Марсель (1872—1950) — фр. социолог и социальный антрополог. Заведовал кафедрой истории религий нецивилизованных народов Высшей школы практических исследований (с 1900), проф. социологии в Коллеж де Франс (с 1931). Образование получил в Бордоском ун-те. М. был племянником, учеником и сотрудником Э. Дюркгейма, активным приверженцем дюркгеймовской социологической школы. После смерти основателя школы он руководил ею в качестве главного редактора жур. «L'Annee sociologique» (1925— 1927). В политическом плане М. был сторонником реформистского социализма. Будучи в целом последователем Дюркгейма, М. тем не менее отказался от антипсихологизма своего учителя, стремясь в своих исследованиях к синтезу социологического и психологического подходов в изучении человека. Он подчеркивал важность исследования «целостного человека» в единстве его социальных, психических и биологических свойств. В отличие от Дюркгейма, М. не был склонен к разработке универсальных теорий, сосредоточившись гл. обр. на структурно-функциональном и сравнительно-историческом исследованиях конкретных фактов в рамках конкретных социальных систем. Главная работа М., ставшая классической, — «Опыт о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах» (1925); в ней он на огромном историко-культурном материале обосновывает ключевое значение даров как универсальной формы обмена до развития товарно-денежных отношений. Дары, по М., формально добровольны, реально обязательны; давать, брать и возвращать дар — это обязанности, нарушение которых влечет за собой социальные санкции. В этом произведении М. выдвинул идею «целостных социальных фактов»: ориентацию на комплексное исследование фактов и выявление наиболее фундаментальных из них, пронизывающих все стороны социальной жизни и выступающих одновременно как экономические, юридические, религиозные и т.д. Большое научное значение имели и др. исследования М., в частности «О некоторых первобытных формах классификации» (1903, в соавт. с Дюркгеймом), «Опыт о сезонных вариациях в эскимосских обществах» (1906, при участии А. Беша), «Об одной категории человеческого духа: понятие личности, понятие «Я» (1938) и др. В области общей социологической теории идеи М., особенно идея «целостных социальных фактов», оказали определенное воздействие на труды Г.Д. Гуревича и К. Леви-Строса. Работы М. и его преподавательская деятельность повлияли на развитие различных отраслей социального знания, в частности этнологии, фольклористики, исторической психологии, индологии и др.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

МОСС
        (Mauss) Марсель (10.5.1872, Эпиналь, —10.2. 1950, Париж), франц. этнограф и социолог. Племянник Дюркгейма, его ближайший ученик и наиболее активный участник его школы. В политич. плане — сторонник идей Жореса; участвовал в основании газ. «Юма-ните», некоторое время выполнял функции секретаря редакции.
        Приверженец теории Дюркгейма в целом, М. в неявной форме подверг пересмотру некрые её положения. Он фактически отказывается от резкого антипсихологизма Дюркгейма, стремясь к осуществлению сотрудничества между социологией и психологией. В отличие от Дюркгейма, рассматривавшего человека как двойств, существо, воплощающее и индивидуальную, и доминирующую над ней социальную реальность, М. формулирует понятие о «тотальном» (целостном) человеке в единстве его биологич., психич. и социальных черт. Он в большей степени, чем его учитель, делает акцент на системно-структурном рассмотрении социальных объектов.
        Работы М. посвящены гл. обр. исследованию различных сторон жизни архаич. обществ: самая значительная — «Опыт о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах» («Essai sur le don. Forme archai-que de 1'echange», 1925), в которой на большом этногра-фич. и историч. материале показано, что до развития товарных отношений универсальным средством обмена являются взаимные дары, которые, будучи формаль-но добровольными, в действительности строго обязательны. М. выдвинул идею «тотальных социальных фактов», из которой вытекает установка на комплексное исследование социальных фактов и выявление наиболее фундаментальных из них в конкретных социальных системах; эти факты являются одновременно экономическими, юридическими, религиозными, эстетическими и т. п. Несмотря на расплывчатость и многозначность этой идеи, она оказала некоторое влияние на Гурвича и Леви-Строса. М. воспитал много специалистов в области этнологии, фольклористики, индологии, историч. психологии и т. д.
        Oeuvres, t. 1—3, P., 1968—69; Manuel d'ethnographie, P., 1947; Sociologie et anthropologie, P., 19684.
        Гофман А. Б., Социологич. концепции Марселя М., в сб.: Концепции зарубежной этнологии. Критич. этюды, М., 1976; Cazeneuve J., Sociologie de Marcel Mauss, P., 1968.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

МОСС
(Mauss), Марсель (10 мая 1872 – 10 февр. 1950) – франц. бурж. этнолог и социолог, племянник и ученик Дюркгейма. С 1900 – проф. Практической школы высших исследований, в 1925–27 – ректор франц. ин-та социологии, с 1939 – проф. Коллеж де Франс, руководитель "Année sociologique" [2 sér. ] (с 1925), "Annales sociologiques", sér. В ("Soc. religieuse") (c 1939); M. – издатель посмертных соч. Дюркгейма.
Для M. антропология – универсальная наука о человеке, включающая демографич., экономич., моральный, религ. и правовой аспекты. Социология и психология, по М., – части антропологии. Первая основывается на не вполне четком понятии "социальной морфологии", объединяющем все условия жизни той или иной этнич. и обществ. группы. Различиям в типе "социальной морфологии" соответствуют различия типов морали, экономики и правовых отношений ("Essai sur les variations saisonières des sociétés eskimos", "Année soc", v. 9). В социальных ин-тах символически выражаются характерные особенности того или иного общества; самая символизация – явление "коллективного", а не индивидуального сознания; последнее приобретает символич. характер только в случаях патологии. Символы как предмет социологич. и этнологич. исследования оказываются, с этой точки зрения, более реальными, чем то, что символизируется.
Несмотря на постоянное подчеркивание идеалистически понимаемого примата "социального" и тезис о полном подчинении психологии социологии, в работах М., по сравнению с трудами его учителя, все отчетливее акцент на индивидуальное развитие и тенденция к психологизации социальных явлений. Вне прямого влияния фрейдизма М. начал развивать идею бессознательного, проявляющегося, по его мнению, в религии, магии и гл. обр. в языке. Работы М. оказали влияние не только на совр. бурж. социологию и этнологию, но также на психиатрию (антиклинич. направление), особенно американскую.
Соч.: La religion et les origines du droit pénal, P., 1897; De quelques formes primitives de classification, "Année sociologique", 1903, [t. ] 6; Esquisse d'une théorie générale de la magie, "Année sociologique", 1904, [t. ] 7 (совм. с H. Hubert); La prière, [s. 1. ], 1909; Rapports réels et pratiques de la psychologie et de la sociologie, "J. Psychol, normale et pathologique", 1924, No 10; Effet physique chez l'individu de l'idée de mort..., там же, 1926; Essai sur le don. Forme archaique de l'échange, "Année sociologique", [2 sér. ], [t. ] 1, P., 1925; Divisions et proportions des divisions de la sociologie, там же, [t. ] 2, P., 1927; Une catégorie de l'esprit humain: la notion de personne, "J. Royal Anthrop. Inst.", 1938, v. 68; Manuel d'ethnographie, P., 1947; La nation, "Année sociologique", 3 sér. (1953–54), 1956; Sociologie et anthropologie, P., 1950 (сб. ранее опубликованных работ).
Лит.: Роговин М. С., Социологич. концепции совр. франц. и амер. психопатологии, "Ж. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова", 1964, т. 6 4, No 2.
М. Роговин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

МОСС
    МОСС (Mauss) Марсель (10 мая 1872, Эпиналь — 10 февраля 1950, Париж) — французский социолог и этнограф. Племянник Э.Дюркгейма, его ученик. Получил философское образование. Преподавал историю первобытных религий в Практической школе высших исследований. С 1931 — профессор социологии в Коллеж де Франс. Содействовал созданию Института этнологии, принимал самое деятельное участие в подготовке работы Дюркгейма “Самоубийство”, а также в издании журнала “Anne sociologique” (1898).
    Мосс полагал, что наука об обществе должна носить позитивный характер как в своих методах, так и в результатах. Изучение человеческих обществ включает в себя морфологию, исследующую структурированные человеческие группы; социальную физиологию, направленную на познание социальных представлений и движений; и, наконец, общую социологию, имеющую своим объектом общественные явления в различных аспектах рациональной и межнациональной жизни. Вместе с тем Мосс преодолевает радикальный антипсихологизм Дюркгейма и делает акцент на системно-структурном рассмотрении социальных объектов. Социология, с его точки зрения, должна прояснить социально значимые феномены.
    Главным предметом исследования Мосса являются первобытные общества. Он широко пользовался сравнительным методом, который ориентировал на изучение общих типов поведения, позволял выявить их собственную специфику, “архаичные”, “первобытные” формы. Мосс радикальным образом порывает с эволюционизмом и приближается к позиции, которая позднее была развита в структурной антропологии. Центральное место в творчестве Мосса занимает его работа “Опыт о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах” (1925). На обширном этнографическом материале он показывает, что явление обмена неотделимо от прочих аспектов социальной жизни. В самом предельном своем значении основу обмена составляют не столько материальные блага, сколько символическое содержание, знаки могущества, общности, принадлежности к определенной касте и пр. Так, в “potlatch” индейцев северного побережья Тихого океана и в “kuia” меланезийцев можно увидеть обширные системы взаимных обменов, которые носят тотальный характер, являясь одновременно экономическими, религиозными, политическими, юридическими, матримониальными и т. д.
    Из понятия тотального социального факта вытекает идея о том, что между различными социальными явлениями устанавливаются отношения взаимных компенсаций и превращений. Так, по Моссу, принцип безличностной сверхъестественной силы “mana” со всеми своими разновидностями у различных народов позволяет понять символизм таких ритуалов, как жертвоприношение и молитва, а большинство религиозных обрядов интерпретировать как символические системы. Для того чтобы понять какой-либо социальный факт, нужно выявить его отношение к другим социальным феноменам в общем и особом контексте. Взгляды Мосса оказали влияние на развитие структурной антропологии К. Леви-Строса.
    Соч.: Oeuvres, t. 1-3. Ρ, 1968-1969; Sociologie et antropologie. R, 1968. Лит.: CavwuveJ. Sociologie de M. Mauss. P., 1968; Merlau-Ponty M. De Mauss a Levy-Strauss.— В кн.: Eloge de la philosophie et d'autres essais. P., 1965.
    M. M. Федорова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "МОСС" в других словарях:

  • МОСС — (Maiiss) Марсель (10.05. 1872, Эпиналь 10.02.1950, Париж) французский социолог и социальный антрополог, заведовал кафедрой истории религий нецивилизованных народов Высшей школы практических исследований (с 1900), профессор социологии в Коллеж де… …   Энциклопедия социологии

  • МОСС —         (Mauss) Марсель (1872 1950) франц. социолог, этнолог и социальный антрополог, последователь Дюркгейма.         Приверженец социологии Дюркгейма в целом, М. в неявной форме пересмотрел нек рые ее важные положения. Он по существу отказался… …   Энциклопедия культурологии

  • МОСС — (Mauss) Марсель (1872 1950) французский социолог и антрополог. Получил философское образование в Бордосском университете. Изучал историю религии, индологию и сравнительную индоевропейскую лингвистику в Высшей школе практических исследований, где… …   Новейший философский словарь

  • МОСС — Московская конференция по синтаксису и семантике Источник: http://mskit.ru/news/n67247/ …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Мосс К. — Кейт Мосс Кейт Мосс в 2005 году Дата рождения 16 января 1974(35 лет) Место рождения Кройдон Рост 168 см Вес 48 …   Википедия

  • Мосс — Слово Мосс (англ. moss) имеет следующие значения: Мосс  город в Норвегии Мосс, Глен (р. 1983)  новозеландский футболист. Мосс, Кейт (Kate Moss; р. 1974)  топ модель Мосс, Керри Энн (Carrie Anne Moss; р. 1967)  киноактриса …   Википедия

  • Мосс М. — Марсель Мосс Marcel Mauss Дата рождения: 10 мая 1872 Место рождения …   Википедия

  • Мосс Т. — Позиция вратарь Рост 183 см Вес 87 кг Клубы …   Википедия

  • Мосс, Пётр — Пётр Мосс польск. Piotr Moss Дата рождения 13 мая 1949(1949 05 13) (63 года) Место рождения Быдгощ …   Википедия

  • Мосс Пётр — Быдгощ Пётр МОСС (польск. Piotr Moss, 13 мая 1949, Быдгощ) – польский и французский композитор. Содержание 1 Биография …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»