ФОРМАЛИЗМ в искусстве

ФОРМАЛИЗМ в искусстве
ФОРМАЛИЗМ в искусстве
эстетич. концепция, усматривающая коренной принцип иск-ва в суверенной самоценности формы, не зависящей от художеств. содержания. Ф. исходит из принципиального противопоставления реального мира и искусства и рассматривает иск-во не как отражение действительности, а как творчество "новой реальности", автономных художеств. структур. Провозглашая сущностью иск-ва мир "чистой формы", Ф. тем самым оправдывает крайние разновидности эстетич. субъективизма и индивидуализма – вплоть до абстракционизма в изобразит, иск-ве, "заумного языка" и "летризма" в поэзии и т.д.
Первым провозвестником Ф. в сер. 19 в. был музыковед Э. Ганслик (1825–1904). Выступив против сведения музык. содержания к к.-л. отвлеченным идеям, лит., живописным и т.п. внемузык. ассоциациям, он в конечном итоге вообще отрицал наличие к.-л. содержания в музыке: "Музыка состоит из звуковых последований, звуковых форм, не имеющих содержания, отличного от них самих... Пусть всякий по-своему называет и ценит действие на него музыкальной пьесы – содержания в ней нет, кроме слышимых нами звуковых форм, ибо музыка не только говорит звуками, она говорит одни звуки" ("О музыкально-прекрасном", М., 1895, с. 170).
Теорию Ф. в 1880-х гг. развил и обосновал Фидлер ("Moderner Naturalismus und künstlerische Wahrheit", Lpz., 1881, и др.). Опираясь на идеи неокантианства, он противопоставил хаосу и бесформенности реального мира гармонию, ясность подлинного искусства, к-рое с помощью формы достигает господства над темными стихиями природы. В качестве принципа иск-ва, разрешающего спор между подражанием и "преобразованием действительности", Фидлер выдвинул принцип "порождения" действи-тельности, утверждая, что "содержанием художественного произведения является не что иное, как самое формообразование" ("Vom Wesen der Kunst", Münch., 1942, S. 140).
Идеи Фидлера оказали большое влияние на развитие формалистич. искусствознания конца 19 в., особенно в области изобразит, иск-ва – А. Хильдебранда (1847–1921) ("Проблема формы в изобразит, иск-ве", Strassburg, 1893, рус. пер., М., 1914), венскую школу во главе с А. Риглем (1858–1905), выдвинувшим идею "художественной воли" как принцип художеств, созидания ("Stilfragen", В., 1893; "Die spätrömische Kunstindustrie...", Bd 1–2, W., 1901–1923), и в особенности Вёльфлина, работы к-рого способствовали распространению методов Ф. в литературоведении (О. Вальцель, 1864–1944) и театроведении (школа М. Германа в Германии). Сильной стороной конкретных искусство-ведческих работ формалистов была тщательная разработка методики анализа структуры художеств, образа и его материальных элементов – слова в поэзии, пластики в скульптуре, звуковых структур в музыке и т.д. Гл. обр. на этой почве была предпринята попытка размежевания общего искусствознания и эстетики (см. М. Дессуар, "Наука об искусстве").
К общим формалистич. выводам приходили в своих работах 1914–25 рус. исследователи поэтич. языка, объединившиеся в группу "Опояз" (Б. Эйхенбаум, В. Шкловский, Ю. Тынянов и др.). Они декларировали: "Новая форма является не для того, чтобы выразить новое содержание, а для того, чтобы заменить старую форму, уже потерявшую свою художественность" (Шкловский В., см. "Поэтика". Сб. по теории поэтич. языка, П., 1919, с. 120). Вместе с тем их конкретный анализ и выработанная ими частная методология, хотя и в односторонней форме, подготовили плодотворный материал для совр. структурной поэтики и семиотич. изучения иск-ва вообще. То же относится и к теории Ф. в целом: будучи бессильной в понимании иск-ва как отражения действительности, она содержала много ценного материала для раскрытия структуры художеств. произведения.
Лит.: Зиммель Г., Кант и совр. эстетика, пер. с нем., [СПБ, 1904]; Романов Н. И., Введение в историю иск-ва, М., [1915]; Задачи и методы изучения иск-в, П., 1924; Стоиков Α., Критика абстрактного иск-ва и его теорий, М., 1964; Vеnturi L., Storia della critica d'arte, 2 ed., Firenze, [1948]; Mоrpurgo-Tagliabue G., L'esthétique contemporaine, Mil., [I960]. См. также лит. к ст. "Наука об искусстве", Фидлер.
Г. Недошивин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ФОРМАЛИЗМ в искусстве" в других словарях:

  • формализм в искусстве — (от лат. forma внешний вид) предпочтение, оказываемое форме в ущерб содержанию. Рубрика: Художественные методы и направления Прочие ассоциативные связи: абстракционизм, единство содержания и формы …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • ФОРМАЛИЗМ — склонность выражаться логически и абстрактно, стягивать все философские проблемы в одну формулу. Кант, например, сводит все проблемы к вопросу: «Как возможны априорные синтетические суждения? ». Этическая доктрина Канта представляет собой образец …   Философский словарь

  • ФОРМАЛИЗМ — направление в эстетике, искусстве, литературе, акцентирующее значение формы в ущерб содержанию или даже при полном забвении последнего; в этике термин, обозначающий всякую этическую теорию, которая, подобно этике И. Канта, кладет в основу своих… …   Философская энциклопедия

  • ФОРМАЛИЗМ — [< лат. forma вид, образ, изображение] 1) соблюдение внешней формы в ущерб сути дела; 2) противопоставляющее себя актуальным задачам общественной жизни направление в эстетике, искусстве, литературе и т. п., придающее главное значение форме в… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • формализм — а, м. formalisme m., нем. Formalismus <лат. 1. Преобладание внешней формы, правил в каком л. деле; формальное отношение к чему л. БАС 1. Тяжелый формализм, военная вытяжка (руки по швам! ) и гражданское подобострастие в одежде, наружности и… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Формализм (социальн.) — Формализм (франц. formalisme, от лат. formalis √ относящий к форме), предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности (см. Содержание и форма). В области человеческих отношений Ф. проявляется в… …   Большая советская энциклопедия

  • ФОРМАЛИЗМ — ФОРМАЛИЗМ, формализма, мн. нет, муж. 1. Приверженность к соблюдению внешних формальностей в ущерб существу дела, строго формальное отношение к чему нибудь. Бюрократический формализм. Излишний формализм в работе. 2. Направление (в искусстве, в… …   Толковый словарь Ушакова

  • ФОРМАЛИЗМ — 1) предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности. Проявляется в безукоснительном следовании правилам этикета, ритуала даже в тех случаях, когда жизненная ситуация делает это бессмысленным, в прекло …   Большой Энциклопедический словарь

  • ФОРМАЛИЗМ — ФОРМАЛИЗМ, а, муж. 1. Соблюдение внешней формы в чём н. в ущерб существу дела. Бюрократический ф. 2. В искусстве, эстетике и других гуманитарных науках: общее название направлений, придающих первенствующее значение форме, внешнему выражению. Ф. в …   Толковый словарь Ожегова

  • ФОРМАЛИЗМ — англ. formalism; нем. Formalismus. 1. Соблюдение внешней формы в ущерб существу дела. 2. В философии свойственный различным видам идеализма отрыв формы от содержания. 3. Искусствоведческое направление в XIX XX вв., претендующее на раскрытие… …   Энциклопедия социологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»