- СМЕНОВЕХОВСТВО
- СМЕНОВЕ́ХОВСТВО
-
общественно-политич. течение среди гл. обр. рус. эмигрантской интеллигенции, призывавшей к сотрудничеству с Сов. властью в расчете на бурж. перерождение Сов. гос-ва и коммунистич. партии. Социальной основой С. явилось нек-рое оживление капиталистич. элементов в Сов. гос-ве в связи с началом нэпа. Термин "С." происходит от названия сб. "Смена вех" (в отличие от сб. "Вехи", М., 1909), издававшегося в Праге и Париже в 1921–22 группой эмигрантов. Лидерами С. были: Н. В. Устрялов, Ю. В. Ключников, С. С. Лукьянов, А. В. Бобрищев-Пушкин, С. С. Чахотин, Ю. Н. Потехин.Лит.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 7 изд., ч. 1, М., 1954, с. 669–74.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- СМЕНОВЕХОВСТВО
-
СМЕНОВЕХОВСТВО — идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920-х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника “Смена вех”, вышедшего в Праге в 1921, куда вошли статьи Ю. В. Ключникова, Н. В. Устрялова, С. С. Лукьянова, А. В. Бобрищева-Пушкина, С. С. Чахотина, Ю. Н. Потехина. Идеи сменовеховства пропагандировали издававшийся в Париже журн. “Смена вех” (1921—22), берлинская газ. “Накануне”, в России— журн. “Новая Россия” (с авг. 1922 — “Россия”, среди его авторов И. Лежнев, С. Андриянов, В. Богораз-Тан, Н. Ашешев и др.). Представители сменовеховства пытались в свете новых политических реалий изменить позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России, включая отказ от вооруженной борьбы с новой властью, осознание необходимости сотрудничества с нею. Ведущим для сменовеховства был тезис о “великой и единой России”. Историческую миссию большевизма сменовеховцы видели в восстановлении России и преобразовании ее в могучее государство. Они исходили из мистической связи между территорией государства и культурой: “физически” мощное государство обладает и великой культурой. Виднейшим представителем сменовеховства Устряловым была разработана идеология национал-большевизма — использование большевизма в национальных целях. Эту идеологию П. Б. Струве назвал “гибридной формой идеологии, порожденной революцией” (ст. “Россия”). Евразиец П. Н. Савицкий объявил о своем единомыслии с Устряловым (“Еще о национал-большевизме”. Письмо П. Струве, 1921) и заявил, что он также связывает “будущее России с будущим Советской власти, именующей себя властью коммунистической” {Савицкий П. Континент Евразия. М., 1997, с. 273). Советская власть какое-то время лояльно относилась к движению сменовеховства, разрешая деятельность печатных органов, чтение лекций, ведение дискуссий, поскольку решением XII партийной конференцией был взят курс на использование всего ценного, что могли дать участники движения, в хозяйственной и культурной жизни страны. Некоторые лидеры движения получили высокие государственные посты, однако судьба большинства сменовеховцев оказалась трагической.Лит.: Мануйлов В. И. Две парадигмы: опыт современного прочтения “Смены вех”.— “Полис”, 1991, № 3.В. В. Ванчугов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.