НРАВСТВЕННОЙ САНКЦИИ ТЕОРИИ

НРАВСТВЕННОЙ САНКЦИИ ТЕОРИИ
НРА́ВСТВЕННОЙ СА́НКЦИИ ТЕО́РИИ
или а п п р о б а т и в н а я э т и к а (от лат. approbatio – одобрение, санкция), – класс этич. теорий, для к-рых характерен авторитарный способ обоснования нравственности. В истории этики в большинстве теорий моральные понятия обосновывались по принципу целесообразности (т.н. консеквенциальная этика): добро определялось как то, что способствует осуществлению тех или иных целей или к.-л. результата, напр., содействует развитию какого-то историч. процесса (эволюционная этика), приносит людям наслаждение, счастье, пользу (см. Гедонизм, Эвдемонизм, Утилитаризм). В теориях же данного типа содержание моральных понятий выводится из того факта, что они кем-то санкционированы, провозглашены или утверждены к.-л. авторитетом, к-рый и считается конечным и высшим основанием (критерием) нравственности. Осн. вопросом относительно происхождения и природы морали считается вопрос о том, кто является ее законодателем. С этой т. зр. оказывается невозможным рацион. анализ морали, основывающийся на знании законов общества и потребностей человека. В зависимости от того, кто выставляется в качестве законодателя нравственности, Н. с. т. подразделяются на три вида – теологические, или теории божеств. санкции, психологические, или теории нравств. чувства, и социально-аппробативные.
Теория б о ж е с т в . с а н к ц и и исходит из общей посылки религ. этики, что единств. законодателем морали является бог, к-рый провозгласил законы нравств. жизни человека. Но сами эти законы понимаются различно: либо как разум, либо как воля бога. В отличие от теологов, допускающих в каких-то пределах возможность рацион. обоснования этих законов (Фома Аквинский, Ж. Маритен, Э. Жильсон), представители религ.-аппробативной этики считают, что содержание моральных понятий определяет воля бога, к-рая не поддается рацион. объяснению, должна быть принята исключительно на веру и раскрывается человеку только в откровении (К. Барт, Р. Нибур и др. представители протестантской неоортодоксии). Это фидеистское истолкование нравственности содержит в себе элементы как морального догматизма, так и волюнтаризма.
Теория нравств. чувства имела большое распространение в Англии в 17–18 вв. (Смит, Юм, Шефтсбери, Хетчесон). В совр. бурж. этике ее представителями являются Э. А. Вестермарк (Финляндия), Мак-Дугалл, А. Роджерс, Ф. Шарп (США), А. Сатерленд и А. Шэнд (Англия). Согласно этой концепции, содержание понятий добра и зла, на основе к-рых человек вырабатывает принципы поведения и оценивает поступки, определяется особыми чувствами одобрения и осуждения, коренящимися в человеч. психике. Этому положению иногда придается и тот смысл, что высказываемые людьми оценки и предписания в сущности ничего не говорят об объективном значении тех или иных поступков, а выражают лишь субъективные эмоции людей. В зависимости от того, понимаются ли моральные чувства как врожденные или воспитуемые, теория нравств. чувства тяготеет либо к моральному абсолютизму (Шефтсбери, Роджерс), либо к релятивизму (Вестермарк, Шарп).
Социально-аппробативная теория была выдвинута на рубеже 19–20 вв. франц. социологами Дюркгеймом и Леви-Брюлем. Они выступили с критикой традиц. представлений о том, что моральные понятия людей несут в себе какое-то объективное содержание. Согласно их взглядам, значение понятий добра и зла сводится к тому, что одни поступки общество одобряет, а другие осуждает, что в этих понятиях выражена санкция общества и ничего более. Такое понимание нравственности указывает лишь на авторитет общества в вопросах морали, но не раскрывает происхождения нравств. идей и не идет дальше констатации к.-л. санкционированных существующим обществом нравств. норм и принципов.
Лит.: Смит Α., Теория нравств. чувств, СПБ, [1895 ]; Дюркгейм Э., О разделении обществ. труда, О., 1911; Юм Д., Трактат о человеч. природе. Кн. третья. О морали, Соч., т. 1, М., 1965; Hutсheson F., A system of moral philosophy, L., 1755; Sutherland Α., The origin and growth of the moral instinct, v. 1–2, L., 1898; Schaftesbury Α., Characteristics of men, manner, opinions, times, [another ed. ], v. 1–2, L., 1900; Lévy-Bruhl L., La morale et la science de moeurs, 9 éd., P., 1927; Westermarck Ε. Α., The origin and development of moral ideas, L., 1906; MacDougall W., An introduction to social psychology, L., 1908; Shand A. F., The foundations of character..., 2 ed., L., 1920; Rоgers A. K., The theory of ethics, N. Y., 1922; Durkheim E., Les formes élémentaires de la vie réligieuse, 4 éd., P., 1960; Sharp F. C, Ethics, N. Y.–L., 1928; Westermarсk Ε. Α., Ethical relativity, N. Y., 1932; Βarth Κ., The doctrine of the word of god, N. Y., 1936; Вrunner Ε., Das Wort Gottes und der moderne Mensch, В., [1937 ]; его же, The scandal of Christianity, Phil., 1951; его же, Gott und sein Rebell, Hamb., 1958; Niebuhr R., The nature and the destiny of man. A Christian interpretation, Ν. Υ., 1955.
О. Дробницкий. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "НРАВСТВЕННОЙ САНКЦИИ ТЕОРИИ" в других словарях:

  • Теологическая теория нравственной санкции — (гр. – учение) – система теологических идей и доказательств того, что законодателем в области нравственности является Господь Бог. Нравственные нормы устанавливаются Им и потому имеют объективный и безусловный характер. Эти нравственные нормы в… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • ЭТИКА — 1) наука о морали. Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю. От слова «этос», обозначавшего в гомеровской древности место обитания, а в последующем устойчивую природу к. л. явления, в т.ч. нрав, характер,… …   Философская энциклопедия

  • СМИТ — (Smith) Адам (1723 1790) брит, экономист и философ. Род. в Шотландии, образование получил в ун тах Глазго и Оксфорда. В 1751 1763 проф. логики и моральной философии в Глазго. С. отличал широкий круг научных интересов этика, политическая экономия …   Философская энциклопедия

  • ШЕФТСБЕРИ — (Schaftsbury) Антони Эшли Купер (1671 1713) англ. философ. Занимался гл. обр. проблемами этики и эстетики. Эстетизировал мир, рисовал величественную картину вечно творимого и творящегося космоса, пронизанного гармоническим единством. Образ… …   Философская энциклопедия

  • ХЕTЧECOH — Х а т ч е с о н (Hutcheson), Фрэнсис (8 авг. 1694 – 1747) – шотл. философ. Проф. моральной философии в Глазго (с 1729). Систематизировал и развивал идеи Шефтсбери; оказал влияние на Юма и А. Смита. Согласно X., в основе красоты, нравственности и… …   Философская энциклопедия

  • Эстетика — составляет особую отрасль философии, занимающуюся красотой и искусством. Самый термин Э. происходит от греческого αίσθετικός, что значит чувственный, и в таком смысле встречается еще у самого основателя науки о прекрасном, Канта, в Критике… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Санкция — (лат. – строжайшее постановление) – обобщенное название группы методов управления, характеризующихся строжайшим предписание неукоснительного выполнения (или невыполнения) каких либо действий. Это может быть законодательный акт (закон, указ,… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Цицерон — (М. Tullius Cicero) римский оратор, философ и государственный деятель. Как по внутренним причинам (разносторонности его способностей и деятельности), так и по внешним (обилию источников), это самая богатая из всех завещанных нам древним миром… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • МОРАЛЬ — (от лат. moralitas, moralis, mores традиция, народный обычай, позднее нрав, характер, нравы) понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и… …   Философская энциклопедия

  • ДОЛГ — (греч. deon; лат. officiuum, obligatio; нем. Pflicht; англ. duty, obligation; фр. devoir, obligation; ит. devere) одно из фундаментальных понятий этики, которое обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам; нравственную… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»