МУР Джордж Эдуард

МУР Джордж Эдуард
МУР Джордж Эдуард
(Moore), (4 ноября 1873 – 24 окт. 1958) – англ. философ, проф. Кембриджского ун-та (1925–39), член Британской академии наук (с 1918), гл. редактор журн. "Mind" (1921–47). Примкнув в начале своей филос. деятельности к неогегельянству, М. затем переходит на позиции неореализма. В работе "Опровержение идеализма" ("The refutation of idealism", опубл. в "Mind", new series, v. 12, 1903, Oct., No 48) подверг критике субъективный идеализм и англ. неогегельянство за отождествление ими "реальности" и "опыта". Предпринятый М. гносеологич. анализ ощущений приводит его к т. зр., согласно к-рой в ощущениях имеется нек-рый общий всем им элемент – "сознание" и элемент различия – "объект", независимый от сознания, хотя и имманентный ему. Этот "объект" (или физич. объект), по М., не совпадает полностью с тем, что непосредственно дано в чувствах человека ("чувственно данным", sense-datum). "Чувственно данное" (к-рое М. понимал наподобие "нейтрального элемента" махизма) совпадает лишь с частью внешних проявлений физич. объекта, воспринимаемой нами, или же находится с объектом в нек-ром более общем отношении, причем "ни один философ... не объяснил, каково это отношение... – там, где это не тождество ("чувственно данного" и части внешних проявлений физич. объекта. – Ред.)". ("Visual sense-data", в кн.: "British Philosophy in the Mid-Century", L., 1957, p. 211). "Чувственно данное" М. рассматривал в качестве непосредств. объекта познания, тем самым повторяя берклианскую подстановку ощущений на место объекта. Вместе с тем М. принимал "взгляд здравого смысла на мир", заимствуя этот подход у шотландской школы (Т. Рид): во Вселенной существуют материальные объекты и акты сознания; последние связаны лишь с нек-рыми материальными телами; материальные тела могут существовать, когда мы их не сознаем, и т.д. (см. "Some main problems of philosophy", L., N. Y., 1958, p. 10–11). Однако, согласно M., "здравый смысл" не исключает возможности того, что мир по своей природе духовен, или что существует божеств. разум, акты этого разума и загробная жизнь. Отстаивая "взгляд здравого смысла", М. тем самым отвергал сведение философии к позитивистскому "анализу" знания, хотя и считал анализ понятий важной областью философской деятельности. Поскольку всякое понятие выражается в языке, анализ понятий есть одновременно "анализ языка"; при этом, в отличие от логического анализа философии, у М. – это анализ обыденного языка, а не искусственных "языков науки". Развивая эту линию философии М., его последователи (Райл, Остин, Уисдом, Строусон и др.) пришли к философии т.н. лингвистич. анализа.
М. разработал собственную концепцию этики, исходный пункт к-рой – тезис, что этика основана на неопределимых понятиях "добра" и "зла", представляющих собой данные интуиции качества (подобные чувственным качествам) и имеющих объективное значение; эти понятия несводимы к к.-л. "внеморальным" качествам, в частности ни к пользе, ни к удовольствию. Отвергая, т. о., как утилитаризм и гедонизм, так и эгоизм и альтруизм, М. формулирует "этич. нейтрализм": долг каждого из нас состоит в улучшении баланса добра и зла во всей совокупности опыта, т.е. во всей Вселенной, частью к-рой этот опыт является. Получая "космическое" звучание, этика М. в то же время индивидуалистична, оторвана от жизни общества.
Согласно М., этич. положения отличны от суждений (для к-рых имеет смысл ставить вопрос об истинности или ложности), они лишь раскрывают эмоции говорящего, возбуждают эмоции у слушателей или (в скрытом виде) выражают повеление. Эти положения М. стоят у истоков двух линий в совр. англо-амер. этике: эмотивизма и т.н. "анализа этич. высказываний".
Соч.: Principia ethioa, Camb., 1903; Ethics, L., [1912 ]; Philosophical studies, L., 1920, new ed., [L. ], 1959; A defence of common sense, в кн.: Contemporary British philosophy, 2 series, L.–N. Y., [1925 ]; Proff of an external world, "Proceedings of the British Academy", L., 1939, v. 25; Philosophical papers, L.–N. Y., [1959 ].
Лит.: Богомолов А. С., Философия англо-амер. неореализма, М., 1962; История философии, т. 5, М., 1961; The philosophy of G. E. Moore, ed. by P. A. Schilpp, Evanston – Chi., 1942; White A. R., G. B. Moore, A critical exposition, Oxf., 1958.
А. Богомолов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "МУР Джордж Эдуард" в других словарях:

  • Мур Джордж Эдуард — (1873 1958), английский философ, дал обоснование неореализма («Опровержение идеализма», 1903); разработал метод логического анализа. В этике стоял на позициях интуитивизма. * * * МУР Джордж Эдуард МУР (Moore) Джордж Эдуард (1873 1958), английский …   Энциклопедический словарь

  • МУР Джордж Эдуард — (1873 1958) английский философ, дал обоснование неореализма ( Опровержение идеализма , 1903); разработал метод логического анализа. В этике стоял на позициях интуитивизма …   Большой Энциклопедический словарь

  • Мур, Джордж Эдуард — МУР Джордж Эдуард (1873 1958), английский философ. Дал обоснование неореализма (“Опровержение идеализма”, 1903). Признавал безусловную истинность суждений “здравого смысла”, исследование которого связывал с анализом обыденного языка.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Мур Джордж Эдуард — Мур (Moore) Джордж Эдуард (4.11.1873 Лондон, ≈ 24.10.1958, Кембридж), английский философ идеалист. Профессор Кембриджского университета (1925≈39), член Британской АН, главный редактор журнала «Майнд» («Mind», 1921≈47). В ст. «Опровержение… …   Большая советская энциклопедия

  • МУР Джордж Эдуард — Джордж Эдуард (1873–1958), англ. философ, выступил с обоснованием неореализма ( Опровержение идеализма , 1903); разработал метод логич. анализа. В этике стоял на позициях интуитивизма …   Биографический словарь

  • МУР Джордж Эдуард — (Moore, George Edward) (1873 1958), английский философ. Родился в Лондоне 4 ноября 1873. В 1898 1904 член совета Тринити колледжа Кембриджского университета, с 1911 читал лекции по этике, а с 1925 профессор философии в Кембридже. В 1940 1944… …   Энциклопедия Кольера

  • МУР Джордж Эдуард — (1873 1958) англ. философ идеалист, представитель неореализма. В работе «Опровержение идеализма» (1903) М. подверг критике субъективный идеализм, противопоставив ему тезис: «Ощущение включает сознание и объект, независимый от сознания», причем… …   Атеистический словарь

  • МУР (Джордж Эдуард) — британский философ (Лондон, 1873 Кембридж, 1958). Его главное произведение «Principia ethi са» (1903) помогает проследить влияние Канта и Гегеля на британскую философию: он заимствует у них идею, что благо это объект непосредственной интуиции,… …   Философский словарь

  • МУР Джордж Эдуард (1873-1958) — британский философ, представитель неореализма. Преподавал философию в Кембридже (1911 1939) и в университетах США (1940 1944). Главный редактор журнала Mind (1921 1947). Основные сочинения: Природа суждения (1899), Принципы этики (1903),… …   История Философии: Энциклопедия

  • Мур Джордж Эдвард — Джордж Эдвард Мур George Edward Moore Дата и место рождения: 4 ноября, 1873 Дата и место смерти: 24 октября, 1958 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»