- МЕЧНИКОВ Лев Ильич
- МЕ́ЧНИКОВ Лев Ильич
-
[18(30) мая 1838 – 18(30) июня 1888 ] – рус. географ, социолог и публицист, брат И. И. Мечникова. Учился в Харьковском ун-те (1855–56), Петерб. медико-хирургич. академии (1857), Петерб. ун-те. Не закончил образования, т.к. преследовался за участие в студенч. движении. С 1860 участвовал в нац.-освободит. борьбе итал. народа, волонтер в "тысяче" Гарибальди; был ранен. В сер. 60-х гг. в Италии сблизился с Бакуниным, усвоил нек-рые его идеи. Переехав в Женеву (1865), принимал участие в делах Интернационала и рус. революц. пропаганды, сотрудничал в герценовском "Колоколе". В 1874–76 читал лекции в Токийском ун-те; в 1883–88 занимал кафедру в Невшательской Академии наук (Швейцария), участвуя в подготовке труда Э. Реклю ("Nouvelle géographie universelle. La terre et les hommes", v. 1–19, 1876–94; рус. пер. – "Земля и люди. Всеобщая география", т. 1–19, 1898–1901). В 1889 в Париже на франц. яз. вышло гл. соч. М. "Цивилизация и великие историч. реки.Географич. теория развития совр. обществ" ("La civilisation et les grands fleuves historiques", рус. пер. 1898, более полный – 1924).M. – представитель географической школы в социологии. В обществе, по М., имеет место постоянный прогресс, проявляющийся в "...нарастании общечеловеческой с о л и -д а р н о с т и" ("Цивилизация...", 1924, с. 42). Различные формы солидарности проявляются в кооперации; область социологии охватывает все факты, где наблюдается кооперация. М. понимал кооперацию в значит. степени натуралистически, видя ее даже в механич. связи первичных недифференциров. многоклеточных организмов. Прогресс социальной связи состоит в том, что она все более принимает психологич. характер и выливается в форму свободного союза. Общество движется от деспотизма с его угнетением личности к анархии с ее полной свободой. Выступая против расистских идей К. Фохта, Ш. Летурно и др., подвергая в этой связи критике колониалистскую политику капиталистич. гос-в, М. видел основу историч. развития в условиях географич. среды и прежде всего в гидросфере. Водные пути, по М., являясь как бы синтезом географич. условий, оказывают гораздо большее влияние на развитие общества, чем др. компоненты среды. В соответствии с тем, чтό составляет основу цивилизации – река, море или океан, – М. делил историю человечества на три периода; 1) Речной, охватывающий 4 древних цивилизации (Египет на Ниле, Месопотамия на Тигре и Евфрате, Индия на Инде и Ганге, Китай на Янцзы и Хуанхэ); отличит. черты этого периода – деспотизм и рабство. 2) Средиземноморский, или средневековый (с основания Карфагена до Карла Великого), характеризующийся крепостничеством, подневольным трудом, олигархич. и феод. федерациями. 3) Океанический, охватывающий новое время (с открытия Америки); этот период, по М., только начинается; в нем должны осуществиться свобода (уничтожение принуждения), равенство (ликвидация социального неравенства), братство (солидарность согласованных индивидуальных сил). Данная М. периодизация внутренне противоречива и не может объяснить, напр., отсутствие синхронности в развитии восточных (Индия, Китай) и западных (Египет, Месопотамия) цивилизаций, отнесение одинаковых по типу гос-в (Египет и Финикия) к разным историч. периодам, а неодинаковых (Рим и гос-во Карла Великого) – к одному, исчезновение тех или иных культур в неизменяющихся географич. условиях и т.д. Тем не менее теория М. сыграла положит. роль в борьбе с религиозно-мистич. концепциями общества.Соч.: Географич. теория развития историч. народов, "Вестник Европы", 1889, т. 2, No 3.Лит.: Плеханов Г. В., О книге Л. И. М. (Л. М., "Цивилизация и великие историч. реки"), Соч., т. 7, М.–Л., 1925; его же, Л. И. Мечников [Некролог ], там же: Романенко В. М., Борьба Л. И. Мечникова против мальтузианства, социал-дарвинизма и расизма, "Вопр. философии", 1956, No 5; Семенов И. Е., Рус. гарибальдиец Л. И. М., "Уч. зап. историч. фак-та Кирг. ун-та", вып. 5, 1958.А. Поляков. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.