АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ это:

АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ
АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ
(Anselm) (1033 — 1109) — теолог, представитель схоластики. С 1093 архиепископ Кентерберийский. Понимал веру как предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь». В противоположность умозаключениям к бытию Бога от бытия вещей развил т.н. онтологическое доказательство (онтологический аргумент) бытия Бога, выводящее его бытие из самого понятия Бога как всесовершенной сущности, необходимо включающей бытийственность. Проявившиеся в этом рассуждении понимание бытия как некоего «совершенства» и устремление к непосредственному интеллектуальному созерцанию Бога характерны для традиции августинианства. В полемике об универсалиях А. стоял на позициях схоластического реализма. Крайний теологический рационализм А. проявился в его трактате «Почему Бог вочеловечился?», где он пытался чисто логически доказать необходимость воплощения Бога в человеке.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ
    АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ (Anseimus Cantuariensis) (1033, Аоста, Италия—21 апреля 1109, Кентербери) — средневековый теолог и философ, часто называемый “отцом схоластики”; представитель августинианства. Был монахом (1060), приором (1062), затем аббатом (1078) бенедиктинского монастыря в Ле Бек, с 1093— архиепископ Кентерберийский.
    Ансельм — один из наиболее ярких представителей средневекового реализма. Согласно Ансельму, объекты, соответствующие общим понятиям, таким, как “человек”, “животное” и т. п., т. е. виды и роды реально существуют наряду с конкретными людьми или животными. Кто не может понять, как несколько индивидов составляют одного “человека”, тот никогда не поймет, как один Бог может быть в трех Лицах.
    Только в Боге, утверждает Ансельм, сущность и бытие тождественны. Мир в целом и все вещи в мире получают бытие от Бога. До акта творения то, что должно быть сотворено, предсуществует в Боге в образе его идей. Идеи не творятся Богом, они суть мысли Бога и потому вечно существуют в его уме. Все сотворенное получает существование действием Слова: Бог “сказал”, и предсуществующее в виде идей творение обретает реальное существование. Творческое Слово отличается от человеческих слов, но если все же сравнивать его с ними, то скорее всего это Слово можно уподобить внутреннему слову (представлению о вещи), общему для всех людей, независимо от того, на каком языке они говорят.
    У человека есть два источника знания: вера и разум. Познание для христианина начинается с акта веры: факты, которые он хочет понять, даны ему в Писании. Не понимать, чтобы верить, но верить, чтобы понимать, следует христианину. Между слепой верой и непосредственным видением Бога есть среднее звено — понимание веры, и такое понимание достигается с помощью разума. Разум не всегда способен постичь то, что является предметом веры, но он может обосновать необходимость веры в истины Откровения. Важнейшей его задачей является доказательство существования Бога.
    Ансельму принадлежат четыре доказательства бытия Бога. В трех из них, представленных в трактате “Монолог”, существование Творца доказывается a posteriori, исходя из рассмотрения творений. В основе этих доказательств лежат две предпосылки: (1) все творения отличаются друг от друга степенью обладания каким-либо совершенством, (2) вещи, наделенные совершенством в разной степени, получают свои относительные совершенства от совершенства как такового, совершенства в наивысшей степени.
    Первое доказательство исходит из того, что всякая вещь является благой, и хотя блага различны, но они единообразны именно как блага, как то, что приносит какую-либо пользу. Но вещи не являются одинаково благими, и ни одна из них не обладает всей полнотой блага. Они благи, поскольку в большей или меньшей степени причастны Благу самому по себе, причине всех частичных, относительных благ. Это Благо должно существовать: ведь существование вещей, которые имеют благо, предполагает существование того, чтоесть Благо. Благо само по себе есть наивысшее Бытие, и это Бытие мы называем Богом. Второе доказательство исходит из того, что все вещи существуют благодаря некоторой причине их бытия. Но есть ли единая причина бытия у всех вещей, или их много? Если причин много и они существуют сами по себе, то в них есть нечто общее: “существовать благодаря самому себе”, и эта общая природа и есть единая причина их бытия. Предположение о том, что многие причины взаимно производят друг друга, нелепо: никакая вещь не существует благодаря тому, чему она дает бытие. Поэтому есть только одна причина, существующая сама по себе.
    Исходный пункт третьего доказательства—констатация различных степеней совершенства в вещах. Градация совершенств не может быть бесконечной, поскольку число вещей конечно; поэтому с необходимостью существует природа, которая превосходит все и не превосходится ничем. Доводы, аналогичные приведенным во втором доказательстве, убеждают в том, что есть только одна наисовершеннейшая природа.
    В онтологическом доказательстве, изложенном в трактате “Прослогион”, ставится задача показать, что понятие бытия фактически, хотя и неявно, содержится в понятии “Бог”. На понятийном уровне представление о Боге может быть выражено формулой: “то, больше чего нельзя помыслить”. Каждый, даже безумец, отвергающий Бога, понимает смысл этого выражения, следовательно, оно есть в его понимании. Но оно не может быть в одном только понимании, но существует и реально. Ведь если оно есть только в понимании, то его можно помыслить и реально существующим, а это больше, чем быть им просто в понимании. В последнем случае “то, больше чего нельзя помыслить”, было бы тем, больше чего можно было бы помыслить, что приводит к противоречию. Следовательно, “то, больше чего нельзя помыслить”, существует и в понимании, и реально.
    В данном доказательстве предполагается, во-первых, что человек способен непосредственно, не восходя постепенно по лестнице сотворенных вещей, соприкоснуться с Первым бытием, во-вторых, что такое соприкосновение может произойти и в сфере мысли (как и все христианские мыслители, Ансельм считал, чтоосновной путь Богопознания — это путь религиозного опыта, а не чисто интеллектуальной деятельности). Некоторые из последующих мыслителей (SoHaeemnypa, Декарт) разделяли эти предпосылки Ансельма, другие (Фома Аквинский, Кант) их отрицали.
    Понятие истины .Ансельм распространял на все вещи: нечто истинно, если оно таково, каким должно быть согласно своей идее в Боге. На этом основано и его учение о свободе воли человека и грехопадении, изложенное в трактатах “Об истине” (De veritate), “О свободе выбора” (De übertäte arbitrie) и “О падении диавола” (De casu diaboli). Свобода воли, по Ансельму, отнюдь не состоит в возможности выбора между добром и злом, ибо в этом случае Бог и добрые ангелы оказались бы лишенными свободы. Воля всякого разумного существа может иметь двоякую направленность: к пользе и к справедливости. Первое стремление неотделимо от воли: все полезное является желанным; сама природа с необходимостью вынуждает нас желать полезного для себя. Воля, стремящаяся к полезному, несвободна. Свобода воли проявляется в стремлении к справедливости. Справедливость—это правильное (истинное, т. е. должное) направление воли, сохраняемое ради него самого, а не ради каких-либо преимуществ. Правильное направление воли заключается в том, чтобы желать только того, чего желает Бог. Пока человек сохраняет правильное направление воли, он свободен. Поскольку в стремлении к справедливости человек ничем не детерминирован, ничто не могло бы вынудить его отказаться от правильного направления, которое было сообщено его воле по милости Бога в момент творения, только от его собственного решения зависело, сохранять его или нет. Грехопадение означало утрату свободы, восстановление которой было- бы невозможным без искупительной жертвы Христа.
    . “Cur Deus homo” (Почему Бог человек?) — заглавие одного из трактатов Ансельма, в котором он пытается рациональными доводами обосновать необходимость искупления. Бог в силу своей справедливости должен был спасти человека, но оскорбление, нанесенное свободной волей человека, возомнившего себя равным Богу, должно быть возмещено. Если в учении Ансельма о человеческой свободе центральное место занимает понятие справедливости (или, чтото же самое, любви к Богу), то в учении о спасении — понятие сатисфакции. Удовлетворение за грех свободного существа должно было быть принесено также свободным существом, но тварное существо, порабощенное грехом, такого удовлетворения Богу принести не может. Это в состоянии сделать только Бог; но так как согрешил не Бог, а человек, то Бог должен стать человеком и произойти от Адама. Богочеловек (Христос) должен был принести свою жизнь в жертву во искупление грехов не по необходимости, а по свободному согласию.
    Соч.: MPL, t. 158—159; Sancti Anselmi Cantuariensis archiepiscopi pera omnia, vol. I—VI, ed. F. S. Schmitt. Stuttg.—Bad Cannstatt, 1968; в рус. пер.: Соч. M., 1995.
    Лит.: KoyreA. L'idée de Dieu dans la philosophie de S. Anselme. P., 1923; Barth K. Fides quaerens intellectum. Anselms Beweis der Existenz Gottes im Zusammenhang seines theologischen Programms. Z„ 1958; Southern R. W. Saint Anselm and his Biographer. Cambr., 1963; Henry D. P. The Logic of St. Anselm. Oxf., 1967; Sola ratione. Anselm Studien far Dr. h. c. F. S. Schmitt zum 75. Geburtstag, hrog. H. Kohlenberger. Stuttg., 1970; üopkins J. A Companion to the Study of St. Anselm. Minneapolis, 1972; Analecta Anselmiana. Untersuchungen über Person und Werk Anselms von Canterbury, Bd 1—5. Fr./M., 1969-76; Brecher R. Anselm's Argument. The Logic of Divine Existence. Gower, 1985; Rohls J. Theologie und Metaphysik. Der ontologische Gottesbeweis und seine Kritiker. Gütersloh, 1987.
    В. П. Гайденко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ" в других словарях:

  • АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ — (Anselm) (1033 1109) теолог, представитель схоластического реализма, с 1093 архиепископ Кентерберийский (Англия). Основные произведения: ‘Монолог’, ‘Прибавление к рассуждению’ (‘Proslogion’), ‘Диалог о грамматике’ и др. А.К. продолжал скорее… …   История Философии: Энциклопедия

  • АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ — (Аnsеlm) (1033 1109) теолог, представитель схоластического реализма, с 1093 архиепископ Кентерберийский (Англия). Основные произведения «Монолог», «Прибавление к рассуждению» (»Proslo gion»), «Диалог о грамматике» и др. А.К. продолжал скорее… …   Новейший философский словарь

  • Ансельм Кентерберийский — (Anselmus) (1033, Аоста, Италия, 21.4.1109, Кентербери, Англия), первый представитель зрелой схоластики. В 1060 г. вступил в бенедиктинский орден в нормандском монастыре Бек, где испытал влияние Ланфранка; с 1063 приор, с 1078 аббат этого… …   Энциклопедия культурологии

  • Ансельм Кентерберийский — В Википедии есть статьи о других людях с именем Ансельм (имя). Ансельм Кентерберийский Anselmus Cantuariensis Дата рождения: 1033/1034 Место рождения …   Википедия

  • Ансельм Кентерберийский — (Anselm) (1033 1109), богослов и философ, представитель ранней схоластики августиновского направления, церковный деятель, вёл борьбу за независимость церкви против королей Англии. Развил так называемое онтологическое доказательство бытия Бога,… …   Энциклопедический словарь

  • АНСЕЛЬМ Кентерберийский — СВ. (ок. 1033 1109), учитель церкви и архиепископ Кентерберийский. Родился в Аосте (Пьемонт, Италия) в знатной ломбардской семье. Вынужденный уйти из дома, поступил в известный монастырь в Беке (Нормандия), где в 1060 принял монашеский постриг, а …   Энциклопедия Кольера

  • Ансельм Кентерберийский — (1033 1109) философ и теолог, сторонник крайнего реализма. Родился в г. Аоста (Италия), преподавал в школах Нормандии, большую часть жизни провел в Англии. С 1093 г. главное лицо в англ. церкви архиепископ Кентерберийский. Отстаивал тезис о… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • Ансельм Кентерберийский — Ансельм (Anselm) Кентерберийский (1033, Аоста, Италия, ‒ 21.4.1109, Кентербери, Англия), теолог, представитель схоластики. С 1093 архиепископ Кентерберийский. Понимал веру как предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать,… …   Большая советская энциклопедия

  • Ансельм, Кентерберийский — АНСЕЛЬМ (Anselm) Кентерберийский (1033 1109), теолог и философ, представитель ранней схоластики августинианского направления (смотри Августин). Церковный деятель (вел борьбу за независимость церкви против королей Англии). Развил так называемое… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Ансельм Кентерберийский — (1033 1109) крупнейший представитель ранней схоластики. С 1093 г. он архиепископ Кентерберийский. Им написаны трактаты «Монолог» (1076), «Прибавление к рассуждениям» (1077 1078), «Диалог о грамматике», «Почему Бог является человеком» (1094 1098)… …   Великие философы: учебный словарь-справочник

Книги

  • История как символ. Философские заметки., Андрей из Лёвино,. Предлагаемая книга состоит из двух частей. Первая часть состоит из работы "История как символ" (завершена в 1988 г.), в которой рассматривается разворачивание историив непосредственной… Подробнее  Купить за 831 руб
  • История как символ, Андрей из Лёвино. Предлагаемая книга состоит из двух частей. Первая часть состоит из работы "История как символ" (завершена в 1988 г.), в которой рассматривается разворачивание историив непосредственной… Подробнее  Купить за 701 руб
  • История как символ, Андрей из Левино. Предлагаемая книга состоит из двух частей. Первая часть состоит из работы "История как символ" (завершена в 1988 г.), в которой рассматривается разворачивание истории в непосредственной… Подробнее  Купить за 546 руб
Другие книги по запросу «АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»