ИНДОНЕЗИЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

ИНДОНЕЗИЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
ИНДОНЕЗИЙСКАЯ ФИЛОСО́ФСКАЯ И ОБЩЕ́СТВЕННАЯ МЫСЛЬ
Индонезия – страна древней и самобытной культуры. Население ее, живущее на 3 тыс. островов и говорящее на 250 языках и диалектах, стоит на разных ступенях социально-экономич. и культурного развития. Мн. народы, осевшие на Малайском архипелаге, внесли свой вклад в сокровищницу индонез. культуры. В бурж. лит-ре, посвященной Индонезии, принято считать, что сама история этой страны началась лишь с приходом на острова архипелага в первых веках н.э. индийцев (см., напр., J. Crawfurd, History of the Indian archipelago..., Edinburgh, v. 1–3, 1820; F. G. Carpenter, Java and the East Indies..., N. Y., 1923). Однако находки памятников материальной культуры на терр. Индонезии свидетельствуют о том, что еще задолго до прихода индийцев население Явы и др. островов достигло относительно высокого уровня развития с. х-ва и ремесла. Осн. формой обществ. организации индонез. общества в этот период была самостоят. деревенская община – деса. В общине господствовал анимизм с его верой в духов и культом предков.
К началу нашей эры в Индонезии происходит процесс разложения первобытнообщинного строя, образования классового общества и создания рабовладельч. гос-в. Ускорению этого процесса способствовало проникновение в Индонезию индийцев, приведшее к образованию ряда индо-малайских гос-в. Выходцы из Индии, стоявшей на более высокой экономич., социальной и культурной ступени развития, оказали значит. влияние на последующее развитие индонез. общества. Проникновение индийцев в Индонезию сопровождалось распространением индуизма и буддизма.
Новый период в развитии индонез. цивилизации характерен образованием в Индонезии ряда крупных гос-в, подобных Шривиджайе и Малайе. По мере развития производит. сил рабовладельч. отношения в Индонезии сменяются феодальными. К 8 в. феодализм становится господств. строем на Яве и в прибрежных районах Суматры. Этот период характеризуется постепенным ослаблением влияния выходцев из Индии на обществ. и культурную жизнь Индонезии. В конце 10 в. на Вост. Яве происходит кодификация яванского законодательства, развивается лит-ра на яванских языках. Первыми яванскими лит. памятниками были переводы отд. частей инд. эпоса Рамаяны (в 9 в.) и Махабхараты (в 11 в.). Однако постепенно яванские переводчики и поэты все менее строго придерживаются текстов оригиналов. В 12 в. при переводе одной из частей Махабхараты – "Бхаратайодхи", получившей на Яве название "Брата-джуда", переводчик, заимствовав лишь сюжет инд. эпоса, фактически создал новое, оригинальное произведение, в к-ром действие происходит в Индонезии. В сер. 14 в. буддийский монах Пропанка составил оду "Нагаракертагама", прославляющую подвиги яванского короля Картанагара; в ней содержатся ценные сведения о социальных условиях Индонезии, о религии и идеологии страны. В 14 в. в Индонезии начинает распространяться ислам, занесенный сюда из Индии. Дальнейшему распространению ислама в Индонезии способствовало проникновение на архипелаг европейцев, совпавшее с распадом гос-ва Маджапахит в 16 в. Захват португальцами ряда опорных пунктов на Молуккских о-вах побудил многих индонез. феодалов перейти в ислам для организации совместного отпора экспансии европейцев. Процесс этот продолжался и после того, как на смену португальцам пришли голландцы, начавшие в конце 16 в. завоевание Индонезии. Тем не менее, вплоть до 19 в. влияние ислама на индонез. обществ. жизнь и идеологию было довольно поверхностным. В ислам было обращено в основном гор. население. Подавляющая масса крестьянства придерживалась старых индуистско-буддистских или еще более древних анимистич. верований. Поворот крестьянства к исламу произошел в 19 в., в результате чего к концу 19 в. подавляющее большинство населения страны (ок. 90%) стало мусульманским. Ислам оказал определенное социальное воздействие на индонез. общество. Угнетенные массы индонез. народа, и в первую очередь крестьянство, находят в исламе, и особенно в вахаббизме с его идеями социальной справедливости, идеологич. основы своей борьбы не только против голландцев, но и против собственной аристократии, помещиков и племенных вождей. Ввиду того что ислам в Индонезии проповедовался на малайском языке, распространение его по всей стране усилило значение малайского языка как общеиндонезийского. Отражением этого факта был расцвет классич. лит-ры на малайском языке в Индонезии, отмечавшийся в 17 в. Окончат. закабаление Индонезии Голландией привело к превращению ее в конце 19 в. в рынок сбыта и сферу приложения капиталов метрополии. Это повлекло за собой дальнейшее усиление эксплуатации нар. масс, что вызвало стихийный подъем крест. борьбы, нередко принимавшей форму сектантских движений. Участники сектантских движений идеализировали прошлое и нередко надеялись на возвращение "золотого века" после прихода мессии (рату адил).
Усиление борьбы индонез. народа вынудило голл. пр-во провозгласить в 1901 т.н. этический курс. Помимо ряда экономич. мероприятий, "этический курс" предусматривал открытие школ для детей индонез. чиновников и аристократии. В результате в стране образовалась прослойка интеллигенции, к-рая знакомится с европ. лит-рой и обществ.-политич. мыслью. Изучаются произведения Руссо, Локка, социалистов-утопистов, Мадзини, Сореля и др. Из этой среды выходят первые обществ. деятели, выступавшие за ослабление колониального гнета, за преодоление культурного застоя. Гл. средством они считали распространение образования среди широких нар. масс. К числу этих деятелей относится Адженг Картини (1879–1904), дочь яванского регента, к-рую называют предтечей нац.-освободит. движения в Индонезии.
В начале 20 в. возрастает активность молодой нац. буржуазии, стремившейся к созданию нац. орг-ций. В 1908 по инициативе врача Вахидина Судирохусода была основана орг-ция "Буди Утомо" ("Высокая цель"), носившая просветит. характер. На 1-м конгрессе "Буди Утомо", собравшемся в октябре 1908, было провозглашено, что целью об-ва является развитие западного и традиц. индонез. образования, возрождение индонез. культуры.
Распространение в Индонезии западных социально-экономич. и филос. учений и европ. системы образования привело к ослаблению влияния ислама среди части населения страны. Поэтому в среде индонезийского мусульм. духовенства и части интеллигенции назревает стремление к модернизации религии, к приспособлению ее к изменяющимся социально-экономич. условиям страны. Теоретич. базой модернизации были идеи егип. религ. реформатора М. Абдо. Организационно модернистское течение в Индонезии оформилось в 1912, когда была создана религ.-просветит. орг-ция "Мухаммадия". В 1913 возникла политич. организация "Сарекат ислам" ("Союз ислама"), выражавшая в основном интересы торгово-пром. буржуазии. Однако вскоре она превратилась в своеобразный блок всех антиимпериалистич. сил Индонезии. В 1914 по инициативе участников голл. социал-демократич. движения возникло Социал-демократич. объединение Индонезии, к-рое вначале занималось пропагандой идей марксизма среди интеллигенции и рабочих, но вскоре наладило связи с левым крылом "Сарекат ислама" и через него оказывало существ. влияние на политику всей партии.
Новый этап в развитии нац.-освободит. борьбы в Индонезии наступил под влиянием Октябрьской революции в России. Усилилось распространение идей марксизма-ленинизма в стране, следствием чего было образование в 1920 Коммунистич. партии Индонезии, выдвинувшей лозунг полной независимости страны и возглавившей борьбу рабочего класса за гегемонию в нац.-освободит. движении индонез. народа. Подъем нац.-освободит. движения и распространение марксизма-ленинизма оказали огромное влияние на идеологич. жизнь страны, на развитие филос. и социологич. мысли. Пытаясь предотвратить дальнейшее распространение идей марксизма-ленинизма, модернисты стремились противопоставить им идеи социальной справедливости и демократии, будто бы заложенные в исламе. Эти идеи модернистов послужили идеологич. основой для деятельности партии Машуми (осн. в 1943), выражавшей интересы феодалов и компрадоров, к-рая выдвинула доктрину о создании в Индонезии гос-ва, основанного на принципах ислама.
Отрицат. влияние колониального ига сказалось и на состоянии филос. и социологич. мысли в Индонезии. До 1945 в стране не было систематич. изучения философии. Политика удушения нац. культуры, проводимая голландцами, привела к господству в Индонезии зап.-европ. филос. течений. Нек-рые из совр. индонез. философов, подобно богослову Хамке, получившему образование в Каире, являются представителями религ. исламистских школ, и их взгляды отражают учения егип. мусульм. философов. Др. часть философов-идеалистов (А. Негоро, А. Такдир и др.) обратилась к реакц. теориям зап. философии.
Однако реакционная бурж. зап. философия не могла удовлетворить нац. буржуазию, участвовавшую в нац.-освободит. движении. Идеологом нац. буржуазии и организатором Национальной партии явился президент Республики Индонезии доктор Ахмед Сукарно. Филос. и социологич. взгляды Сукарно отражены в ряде его работ, напр. "Индонезия обвиняет" (рус. пер. 1956) и "Сарина" (рус. пер. 1958). Сукарно считает, что "... вполне очевидна правильность теории, что мораль, понятия о вежливости и невежливости, обычаи, этика, право и т.д. и т.п. не являются абстрактными явлениями, а зависят и определяются социальными и материальными отношениями" ("Сарина", М., 1958, с. 84). Характеризуя антиимпериалистич. нац.-освободит. борьбу индонез. народа, Сукарно писал: "...Наша борьба есть часть великой борьбы во всем мире против империализма, борьба, которая ослабляет империализм, революционная борьба" (там же, с. 235). Вместе с тем на филос. взгляды Сукарно значит. влияние оказывает идеология ислама. Филос. и социологич. взгляды Сукарно легли в основу выработанных им пяти принципов ("панча сила") Индонезийского гос-ва: национализм, гуманизм, демократизм, социальное благосостояние, вера в бога. "Панча сила" являются фундаментом офиц. идеологии Национальной партии – "мархаэнизма", на основе к-рой разработана программа бурж.-демократич. реформ. В условиях полуфеод. Индонезии эта программа имеет прогрессивный характер и поэтому ее поддерживают передовые слои общества и Коммунистич. партия Индонезии.
Индонезийская компартия выступает с широкой пропагандой идей марксизма-ленинизма. Еще в нач. 20-х гг. в коммунистич. газетах "Ньяла", "Пролетар", "Мово" публиковались статьи и выступления Ленина. После достижения Индонезией независимости началось массовое издание трудов классиков марксизма-ленинизма на индонез. языке. Среди них "Коммунистический манифест" К. Маркса и Ф. Энгельса, работы В. И. Ленина "О диалектике", "О некоторых особенностях исторического развития марксизма", "Что делать?", "Империализм, как высшая стадия капитализма" и др. С пропагандой и разработкой проблем марксизма-ленинизма применительно к условиям Индонезии выступает Айдит. В своих работах "Краткая история Коммунистической партии Индонезии" (рус. пер. 1956), "Индонезийское общество и индонезийская революция" (рус. пер. 1958), а также в целом ряде статей он рассматривает актуальные вопросы теории и практики индонез. нац.-освободит. движения, истории Коммунистич. партии.
Большую роль в пропаганде философии марксизма-ленинизма, политич. экономии и истории междунар. рабочего движения играет сеть парт. просвещения, в к-рую входят: Академия обществ. наук, Центр. парт. школа при ЦК КПИ, Центр. школа по подготовке преподавателей парт. школ в провинциях, Центр. школа по подготовке журналистов, Центр. крестьянская школа, готовящая парт. кадры для работы среди крестьян. Большой популярностью в Индонезии пользуется двухгодичный Народный ун-т в Джакарте.
Лит.: Ленин В. И., Пробуждение Азии, Соч., 4 изд., т. 19, с. 65–66; Губер Α. Α., Индонезия, [М.], 1932; его же, К вопросу об особенностях формирования классов и партий в колониальной Индонезии, в кн.: Вопросы новой и новейшей истории. [Сб. статей], М., 1958; Ηьоτо, Октябрьская революция в России и Августовская революция в Индонезии, [пер. с индонезийск.], М., 1958; Айдит Д. Н., Уроки истории Коммунистической партии Индонезии, [пер. с индонезийск.], М., 1961; Van Naerssen F. H., Culture contacts and social conflicts in Indonesia, Ν. Υ., 1947; Lukisan revolusi rakjat Indonesia. 1945–1949, [Jogjakarta, 1949]; Partai national Indonesia. Manifest van net Marhaenism, Djakarta, 1954; Subandrio Η., Kartini. Wanita Indonesia, Djakarta, 1955; Koentjaraningrat Drs., Sedjarah kebudajaan Indonesia..., Djakarta, 1956; Devi S., Wrhaspati-tattwa, [Nagpur], 1957; Kahin G. Mc Turnan, Nationalism and revolution in Indonesia, Ithaca, [1959].
A. Коробков. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ИНДОНЕЗИЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ" в других словарях:

  • Индонезия — (Indonesia)         Республика Индонезия (Republik Indonesia).          I. Общие сведения          И. государство в Юго Восточной Азии. Расположено на островах Малайского (Индонезийского) архипелага, простирающихся между континентальной Азией и… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»