"ЕЩЁ ОДНО УНИЧТОЖЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА"

"ЕЩЁ ОДНО УНИЧТОЖЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА"
"ЕЩЁ ОДНО УНИЧТОЖЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА"
статья В. И. Ленина, посвященная критике книги П. Струве "Хозяйство и цена" (М., 1913), в к-рой известный веховец делал попытку опрокинуть экономич. теорию марксизма. Впервые напечатана в 1914 в журн. "Современный мир" (No 3). Особое внимание в статье уделялось рассмотрению приемов бурж. фальсификации теории науч. социализма.
В первом десятилетии 20 в. Россия окончательно превратилась в капиталистич. страну, что изменило отношение либерально-народнич. "профессорской" науки к марксизму: из "сочувственного" по видимости оно стало открыто враждебным. Бурж. ученые решили "всерьез уничтожить Маркса". На примере книги Струве Ленин раскрыл нек-рые типичные черты бурж. "критики" марксизма.
Струве, отмечал Ленин, вынужден признать "цельное материалистическое миросозерцание Маркса", но вместе с тем он отказывается от сколько-нибудь серьезного его рассмотрения, пытается найти в нем несуществующие противоречия. Уверения вместо доказательств, "груда надерганных несвязных цитат", фельетонный язык – таков обычный арсенал "критиков" марксистской теории. Почет, к-рым капиталистич. общество окружает "... героев подобного шутовства, – писал Ленин, – ...показывает в сотый и тысячный раз "закон" буржуазной эпохи: тем больше чести, чем наглее и бесстыднее издевательство над наукой ради уничтожения Маркса" (Соч., т. 20, с. 175).
Ленин разоблачил такой характерный прием бурж. "критиков", как сравнение и сближение марксизма с явно ненауч. теориями прошлого (Струве, напр., сравнивал "логическую структуру" марксистской трактовки закона стоимости с "учением" Фомы Аквинского о первородном грехе). Не отрицая познават. значения аналогий, отмечая, напр., что "... в борьбе средневековых номиналистов и реалистов есть аналогии с борьбой материалистов и идеалистов..." (там же, с. 173), Ленин возражал против подмены аналогиями исторически-конкретного анализа преемственности в развитии науки.
В связи с критикой книги Струве Ленин останавливается на вопросе об объективном характере законов обществ. развития, выступает против попыток Струве подменить их основанными на абстрактном "долженствовании" законами кантианской этики. На примере категорий цены и стоимости Ленин показывает, как тысячелетняя практика толкала человечество к необходимости понять и точнее выразить "законосообразность в явлении обмена", осознать различие "между единичным... и постоянным, между случайным и массовым, между моментальным и охватывающим длительные промежутки времени", подняться в процессе развития знания "... от случайного и единичного к устойчивому и массовому..." (там же, с. 182). При этом Ленин указывает на плодотворное влияние естествознания на науки об обществе; он пишет: "Могущественный ток к обществоведению от естествознания шел, как известно, не только в эпоху Петти, но и в эпоху Маркса. Этот ток не менее, если не более могущественным остался и для XX века" (там же, с. 176).
Ленин отметил реакц. характер бурж. философии 20 в.; обвиняя как последоват. идеализм, так и последоват. материализм в метафизике, эта философия провозглашает своим лозунгом эмпиризм и скептицизм. Подчеркивая, что скептицизм свойствен "всем приходящим в упадок классам", Ленин дает характеристику истоков буржуазного скептицизма: "Отчаяние в возможности научно разбирать настоящее, отказ от науки, стремление наплевать на всякие обобщения, спрятаться от всяких "законов" исторического развития, загородить л е с – деревьями, вот классовый смысл того модного буржуазного скептицизма, той мертвой и мертвящей схоластики, которые мы видим у г-на Струве" (там же, с. 179). Раскрывая реакц. сущность бурж. обществоведения, Ленин подчеркивает, что "изгнание з а к о н о в из науки есть на деле лишь протаскивание з а к о н о в р е л и г и и" (там же, с. 182).
В статье "Еще одно уничтожение социализма" Ленин характеризует также отд. моменты истории обществ. наук вообще, истории философии – в частности. Он пишет, напр., о понимании в средние века всякого науч. закона "... в религиозном и этическом значении" (там же, с. 172); о прогрессе в понимании классовой структуры общества; о развитии диалектики, историзма в учениях бурж. философов и историков начала 19 века и т.п. В статье неоднократно указываются идейные предшественники марксизма, представляющего собой "...высшее развитие всей исторической и экономической и философской науки Европы" (там же, с. 184).
Н. Коликов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое ""ЕЩЁ ОДНО УНИЧТОЖЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА"" в других словарях:

  • СССР. Эпоха социализма —         Великая Октябрьская социалистическая революция 1917. Образование Советского социалистического государства          Февральская буржуазно демократическая революция послужила прологом Октябрьской революции. Только социалистическая революция …   Большая советская энциклопедия

  • КЛАССЫ —         общественные, «...большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли… …   Философская энциклопедия

  • ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ. — ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ. С о д е р ж а н и е: I. Предмет диалектического материализма 479 II. Возникновение диалектического материализма.... 480 III. Ленинский этап в развитии диалектического материализма 481 IV. Материя и сознание 483 V.… …   Философская энциклопедия

  • Классы —         общественные, «... большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли …   Большая советская энциклопедия

  • Класс (социология) — Социальные классы  общности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда. В социально классовой структуре общества выделяют основные (существование которых непосредственно вытекает из господствующих в данной… …   Википедия

  • Общественный класс — Социальные классы  общности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда. В социально классовой структуре общества выделяют основные (существование которых непосредственно вытекает из господствующих в данной… …   Википедия

  • ИСТОРИОГРАФИЯ — (от история (см.) и греч. grapo пишу, букв. описание истории) 1) История ист. науки, являющейся одной из важнейших форм самопознания человеческого общества. И. наз. также совокупность исследований, посвященных определенной теме или исторической… …   Советская историческая энциклопедия

  • СССР. Библиография —         Население          Государственный строй. Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922 1936). Сб. документов, М., 1940; Конституции и конституционные акты РСФСР (1918 1937). Сб. документов, М., 1940; История Советской Конституции.… …   Большая советская энциклопедия

  • ИСТОРИЯ — (греч. istoria исследование, рассказ, повествование о том, что узнано, исследовано) 1) Всякий процесс развития в природе и обществе. Мы знаем только одну единственную науку, науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, её можно… …   Советская историческая энциклопедия

  • ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННАЯ —         закон общественный, объективно существующая, повторяющаяся, существ. связь явлений обществ. жизни или этапов историч. процесса, характеризующая по ступат. развитие истории. В домарксистской философии и социологии отд. мыслители приходили… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»