Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.


ЛАО-ЦЗЫ

Перевод
ЛАО-ЦЗЫ
ЛАО-ЦЗЫ
(«Старик-младенец», «Старый философ») (6— 5 вв. до н.э.) — др.-кит. легендарный основатель даосизма. Согласно «Ши цзи» («Историческим запискам») Сыма Цяня (145—87 до н.э.), Л.-ц. уроженец селения Цюйжэнь, волости Ли, уезда Ку, царства Чу, имел имя Эр, второе имя Дань, фамилию Ли, прожил якобы 160 или 200 лет, служил архивариусом при Чжо-уском дворе. Видя упадок царства Чжоу, удалился на Запад. При пересечении границы по просьбе начальника заставы написал трактат (первоначально назван «Лао-цзы», впоследствии — «Дао дэ цзин»), в котором изложил филос. основы учения, названного даосизмом.
Даоский образ жизни (отшельничество, «молчание», «недеяние») сказался на гражданской биографии Л.-ц.: она сплошь состоит из легенд, поэтому в настоящее время реальность его личности подвергается сомнению. Однако отсутствие достоверных свидетельств о Л.-ц. возмещается изложением в «Дао дэ цзине» филос. автобиографии Л.-ц. Местом своего филос. рождения Л.-ц. называет вселенскую пустоту. Он овладевает знанием в неукоснительном следовании Великому Дао. На этом пути Л.-ц. обретает три нравственные драгоценности: милосердие, простоту и скромность, а с их помощью — мужество, широту характера и способности духовного вождя. В результате Л.-ц. достигает степени цзы жань — естественности и становится Отцом учения. Филос. творчество Л.-ц. развертывается как метафизика космогенеза, цикличность которого он выражает в системе взаимосвязанных категорий-тавтологий.
В период правления династии Хань (3 в. до н.э. — 3 в. н.э.) учение Л.-ц. целенаправленно трансформировалось религиозным даосизмом в идеологию. Л.-ц. был обожествлен, а его статус философа (Лао-цзы) изменен на социально-религиозный статус правителя (Лао-цзюнь).

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

ЛАО-ЦЗЫ
        (кит., букв.— старый учитель), собств. имя Ли Эр (Ли Боян, Лао Дань), др.-кит. легендарный основатель даосизма. По преданию, род. в 604 до н. э., однако историчность его личности вызывает сомнения. В его краткой биографии, помещённой в «Историч. записках» (гл. 63), сказано, что он был историографом-архивариусом при Чжоуском дворе; будучи уже стариком, встретился с Конфуцием; жил якобы 160 или 200 лет. Ему приписывается составление «Дао дэ цзина». В своих филос. построениях разрабатывал три осн. концепции: дао, дэ и у-вэй. Дао — естеств. путь возникновения, развития и исчезновения всех вещей и одновременно материальная праоснова их существования. Дэ, которое в конфуцианстве означает этич. норму, мораль, нравств. качество, у Л.-ц. выступает лишь как постоянное свойство, качество, атрибут вещей, то, через что обнаруживается незримое и неслышимое дао, благодаря чему оно проявляется в мире вещей (некоторыми учёными переводится как «энергия»). Оригинальная концепция у-вэй (букв.— недеяние, бездействие) означает подчинение естеств. процессу, гармонию с дао, отсутствие всякого действия, идущего вразрез с ним. Учение, приписываемое Л.-ц., оказало сильное влияние на др. школы кит. философии.
        Ян Хин-шун, Др.-кит. философ Л.-ц. и его учение, М., 1950; Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 114—38;
        см. также лит. к ст. Даосизм.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

ЛАО-ЦЗЫ
ЛАО-ЦЗЫ (кит., букв. – старый учитель) (род. 604 до Р. X. в царстве Чу, провинция Хэнань – ум. за пределами Китая, по всей вероятности, в глубокой старости) – почетное имя кит. философа Ли Эра (Ли Бояня, Лао Даня), хранителя архива Чжоуского двора. Он – основатель даосизма; наряду с Кунфуцием – величайший кит. мыслитель; ему приписывают авторство «Дао дэ цзин» (трактат о пути и добродетели), пожалуй, более, чем др. кит. книги, переводившийся на иностранные языки. Однако тот вид, какой она имеет сейчас, эта книга получила лишь после смерти Лао-цзы. Сверхземное дао , понимаемое иногда Лао-цзы даже как разновидность персонифицированного божества, есть величайшее существо, первопричина всего бытия, к которой все снова возвращается. В доступном пониманию земном дао лежит «сянь» (прообразы, идеи) вместе с «дэ» (действующей силой). В соответствии с ними, согласно Лао-цзы, должен жить человек – отчасти думающий, отчасти действующий, т.е. заниматься «увэй» («невозмутимое согласие»; только позднее, под влиянием буддизма, слово «увэй» стало употребляться в смысле пассивного самосозерцания).

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ЛА́О-ЦЗЫ
(Ли Эр) – др.-кит. философ, живший, согласно преданию, одновременно с Конфуцием (6–5 вв. до н.э.) или несколько раньше. Ему приписывается филос. трактат "Лао-цзы" (др. название – "Дао дэ цзин"), к-рый служит источником изучения филос. воззрений Л.-ц. Историки кит. философии высказывают различные мнения относительно времени жизни и взглядов Л.-ц. Окончательно еще не решен вопрос о том, какое отношение имеет трактат "Лао-цзы" к личности самого философа. Ряд ученых считает, что трактат написан в 4–3 вв. до н.э. и является плодом труда последователей философа. В трактате обосновывается направление, получившее назв. даосизма. Согласно этому учению, первоосновой мира является дао. Учение о дао переносится на природу и общество. В природе нет ничего постоянного и неизменного: все находится в движении, в процессе развития и изменения. Достигнув определ. степени развития, вещи переходят в свою противоположность: несчастье есть основа счастья, а счастье есть то, в чем заключено несчастье. В обществе все несчастья происходят из-за нарушения естеств. закона дао. Для того чтобы этот закон не нарушать, люди должны научиться находить удовлетворение в спокойствии, а не в действии. Отсюда проповедь фаталистич. теории "недеяния", лежащей в основе жизни общества. Все должно быть предоставлено самому себе. Ожесточенная борьба между различными обществ. группами вызвана развитием цивилизации; по мнению Л.-ц., необходимо возвратиться к первобытному обществу, где пет классового угнетения, войн, а каждый человек находит удовлетворение в простой, естеств. жизни.
В совр. науке существует две т. зр. по вопросу о том, является ли дао в учении Л.-ц. материальным или духовным началом. Нек-рые полагают, что дао у Л.-ц., с одной стороны, означает материальную первооснову, к-рую нельзя ни увидеть, ни услышать, ни ощупать, а с другой – всеобщий естеств. закон самих вещей, исключающий вмешательство сверхъестеств. сил. Согласно этой т. зр., филос. идеи Л.-ц. в своей основе являются материалистическими. Другие полагают, что дао – это сверхъестеств. духовная первопричина вещей. Согласно этому толкованию, филос. идеи Л.-ц. идеалистичны в своей основе, хотя и содержат нек-рые материалистич. элементы.
Лит.: Конисси Д. П., "Тао-те-кинг" Лао си, "Вопр. филос. и психологии", 1894, май; Ρони де, Философия Лао-цзы, "Научное обозрение", 1900, No 5; его же, Мораль и политика по теории Лао-цзы, там же, 1902, No 2; Ян Xин-шун, Древнекит. философ Лао-цзы и его учение, М., 1950; История философии, т. 1, М., 1957, с. 64; Φань Вэнь-лань, Древняя история Китая, пер. с кит., М., 1958; Александров Г. Ф., История социологич. учений. Древний Восток, М., 1959, с. 197–215; Жэнь Цзи-юй, Лао-цзы цзиньи (Перевод "Лао-цзы" на совр. язык), Пекин, 1956; Хоу Вай-лу [и др. ], Чжунго сысян туниси (История кит. идеологии), т. 1, Пекин, 1957.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

ЛАО-ЦЗЫ
    ЛАО-ЦЗЫ — древнекитайский философ, легендарный основоположник даосизма. Под этим именем в китайской традиции выступают разные лица. Согласно главе “Жизнеописания Лао-цзы и Хань Фэн-цзы” из “Исторических записок” (“Ши цзи”) Сыма Цяня (ок. 145—86 до н. э.), Лао-цзы (Ли Эр, Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы), уроженец деревни Цюйжэнь волости Ли уезда Ку царства Чу, родившийся около 604 до и. э.. служил архивистом в чжоуском книгохранилище. Он был на 55 лет старше Конфуция и встречался с ним, причем произвел на молодого Кон41уция неизгладимое впечатление. Лао-цзы ему сказал: “Я слышал, что умный купец прячет свои запасы так глубоко, что снаружи кажется пусто и что благородный человек, отличаясь совершенной добродетелью, имеет вид простоватый. Оставь свою надменность и всякого рода мечтания, свою внешнюю важность и свои неумеренные планы; все это для тебя совершенно бесполезно...” Конфуций, вернувшись к себе, рассказывал ученикам: “О птицах я знаю, что они летают, о рыбах — что они плавают, о четвероногих — что они бегают. Бегающих можно поймать в силки, плавающих можно поддеть на удочку, летающих можно подстрелить. Что же касается дракона, то я не в силах понять, как он, путешествуя на ветре и облаках, поднимается к небу Сегодня я видел Лао-цзы, и он подобен драκοίη•!” Согласно Сыма Цяню, у Лао-цзы были многочисленные потомки, некоторые из них преуспели на службе. Сам мудрец к концу своей карьеры разочаровался в современной ему действительности и отправился на запад с целью навсегда покинуть Китай. В той же легенде объясняется и происхождение главного текста даосизма — книги “Дао дэ цзин” (что не снимает проблемы различения легендарного Лао-цзы и реального, вероятно, носившего то же имя, автора философских аформов. собранных в книге). По легенде, в пограничной области Ханьгу (современная провинция Хэнань) Лаоцзы был остановлен неким “стражем заставы” и по его просьбе написал или надиктовал пять тысяч слов, которые и стали “Дао дэ цзином” — “Книгой о дао и дэ”. Затем он продолжил путь в Индию, где его проповедь привела к возникновению буддизма. Эта часть предания явно связана с попытками обнаружить родство даосизма с буддийским учением и доказать приоритет первого. По этой причине Лао-цзы представляли чуть ли не отцом самого основателя буддизма — Сиддхартхи Гаутамы.
    Вместе с тем Лао-цзы под именем Лао-цзюнь известен как высшее божество даосского пантеона и воплощение дао. По учению религиозного даосизма, уже в древнейшие времена Лао-цзы много раз появлялся на земле в разных обличьях. В одном из позднейших сказаний о нем говорится, что он родился в 1358 до н. э. от божественной “Нефритовой Девы” (Юннюй), которая как-то стояла в своем саду, прислонившись к сливовому дереву (фамильный знак Лао-цзы “ли” означает буквально “слива”). Неожиданно с неба спустился светящийся шарик, состоявший из солнечного вещества, который Юйнюй проглотила. Спустя 81 год (символическое число, означающее совершенную полноту свойств по аналогии с китайской “таблицей умножения”, в основе которой лежит девятка— 9 х 9 = 81) на свет появился Лао-цзы. В соответствии с той же числовой символикой, принятой также в китайской алхимии, со временем текст “Дао дэ цзина” был разбит на восемьдесят один “параграф” (чжан). Уже младенцем Лао-цзы имел черты существа необыкновенного: у него было золотое лицо и удивительно длинные мочки ушей, чтов Китае считается признаком мудрости. Его совершенно белые, как бы седые,
    волосы послужили причиной прозвища — Старый младенец. Когда Лао-цзы подрос, он поступил в обучение к отшельнику, который передал ему тайное знание, позволившее приобрести способность продлевать свою жизнь. Поэтому даосыпрактики (алхимики) возводили свое искусство “вскармливания жизни” (ян шэн) к самому патриарху и приписывали его авторству множество эзотерических трактатов, впоследствии вошедших в даосский канон (“Дао цзан”). Согласно этой версии легендарной “биографии”, до своего отъезда в Индию, который последовал в 1040 до н. э., Лао-цзы прожил на земле несколько сот лет. В эпоху Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) религиозно-политический даосизм и связанные с ним поиски практического пути к телесному бессмертию получили значительное распространение под общим названием “учения Хуан-ди (“Желтого Предка”) и Лао-цзы” (Хуан-Лао сюэ пай). В честь Лао-цзы был установлен официальный культ. Возможно, первые жертвы ему были принесены по приказу императора уже в 156 до н. э. Позднее в т. н. “народной” (синкретической) религии Лао-цзы (Лао-цзюнь) стал одним из трех высших божеств в пантеоне, составив, наряду с “Нефритовым Императором” (Юйхуан шанди) и “Великим Первоначальным” (Тай ши) популярную конфигурацию т. н. “Трех Чистых” (Сань цин), которым часто поклонялись как одному божеству.
    Пафос философствования в стиле Лао-цзы — в обличении извращений человеческой природы, вызванных навязываемой индивиду репрессивной культурой, под которой подразумевается прежде всего конфуцианская мораль, и в призывах возвратиться к неким простым и естественным отношениям в условной деревенской идиллии. Даосская утопия оказала огромное влияние на художественную практику последующих веков и постоянно служила источником критических аргументов идеологам народных движений под уравнительными лозунгами.
    Г. А. Ткаченко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

См. также в других словарях:

  • Лао-цзы — 老子 …   Википедия

  • ЛАО-ЦЗЫ — легендарный древнекитайский мыслитель, основоположник религиозно философского направления даосизма, фигура загадочная во многих отношениях. под этим именем, которое, скорее всего, является прозвищем и означает буквально старый мудрец (и даже… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Лао-Цзы — (Ли Эр) (IV III вв. до н.э.) автор канонического сочинения даосизма «Дао Дэ Цзин» Голос истины неизящен, а изящная речь лжива. Нравственный человек не красноречив, а красноречивый лжец. Закон достойных творить добро и не ссориться. Великий… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Лао-цзы — имя китайского философа, жившего в VI в. до Р. Хр. Рождениеего приурочивается к 604 г. Фамилия его была Ли, детское имя Эр, взрелом возраст он назывался Бо янь, а посмертный титул его Дань;посему он в сочинениях встречается иногда с именем Ли эр… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • лао-цзы — Престарелый мудрец , Престарелый младенец Древнекит. философ, к рому приписывается авторство на классич. даос, филос. трактат Дао дэ цзин . Совр. наука подвергает сомнению историчность Л. ц., тем не менее в науч. лит ре он часто определяется как… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ЛАО-ЦЗЫ — («старый ребёнок»), легендарный основатель философского даосизма в Китае, живший будто бы в конце 7 в. до н. э., которому приписывается «Даодэцзин» («Книга о пути и добродетели»). Л. ц. был обожествлён в первых веках н. э., в период становления… …   Энциклопедия мифологии

  • ЛАО-ЦЗЫ — (Ли Эр), автор древнекитайского трактата Лао цзы (древнее название Дао дэ цзин , 4 3 вв. до нашей эры), канонического сочинения даосизма. Основное понятие дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость). Вытекающий из… …   Современная энциклопедия

  • ЛАО-ЦЗЫ — (Ли Эр) легендарный автор древнекитайского трактата Лао цзы (древнее название Дао дэ цзин , 4 3 вв. до н. э.), канонического сочинения даосизма. Основное понятие трактата дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Лао-цзы — (Ли Эр) автор древнекитайского трактата Лао цзы (древнее название Дао дэ цзин, 4 3 вв. до н.э.), канонического сочинения даосизма. Основное понятие дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость). Вытекающий из дао… …   Исторический словарь

  • ЛАО ЦЗЫ — Основатель религии Китае, около 600 г. до Р. Х., учение которого называется Дао или религией правого пути, а последователи даосы. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д.,… …   Словарь иностранных слов русского языка

Книги

  • Лао-цзы, Джесси Рассел. High Quality Content by WIKIPEDIA articles!Лао-цзы (Старый Младенец, Мудрый Старец; кит. упр. ??, пиньинь: L?o Z?, VI век до н. э.), древнекитайский философ VI—V веков до н. э., один из… Подробнее  Купить за 1254 руб
  • Лао-цзы, . High Quality Content by WIKIPEDIA articles!Лао-цзы (Старый Младенец, Мудрый Старец; кит. упр. ??, пиньинь: L?o Z?, VI век до н. э.), древнекитайский философ VI—V веков до н. э., один из… Подробнее  Купить за 1253 руб
  • Лао-Цзы, Флауэр Алан. Вторая книга Алана Флауэра из цикла романов о великих магах рассказывает о знаменитом китайском философе Лао-Цзы как о волшебнике, познавшем Истину… Подробнее  Купить за 293 руб
Другие книги по запросу «ЛАО-ЦЗЫ» >>