ДАВИД АНАХТ

ДАВИД АНАХТ
ДАВИД АНА́ХТ
(Н е п о б е д и м ы й; конец 5 в. – 1-я пол. 6 в.) – арм. философ, объективный идеалист. Учился в Александрии и Афинах. Примыкал к неоплатонич. направлению александрийской школы антич. философии. Впоследствии вернулся в Армению. Философия Д. Α., изложенная в соч. "Определения философии", "Анализ "Введения" Порфирия", "Толкование "Аналитики" Аристотеля", на идеалистич. основе сочетает учение Платона с учениями Аристотеля и Пифагора.
Теория познания Д. А. испытала воздействие гносеологии Аристотеля. Признавая возможность познания мира, Д. А. считал, что процесс познания совершается в двух формах – чувств. и рациональной – и имеет пять восходящих ступеней: ощущение, воображение, мнение, размышление и разум. Из них ощущение, воображение и необоснов. мнение образуют опытное и эмпирич. знание; воображение, обоснованное мнение и размышление – искусство; размышление – науч. знание, а разум, являющийся высшей ступенью познания, служит основой филос. знания.
Осн. труд Д. А. – "Определения философии" – направлен против скептиков школы Пиррона и релятивизма Кратила. Доказывая правомерность и необходимость филос. знания для нравств. совершенствования и житейской практики, Д. А. с позиций объективного идеализма критиковал субъективизм скептич. школы. Интерпретируя определения философии, данные Пифагором, Платоном и Аристотелем, Д. А. приходил к собств. понятию философии. Поскольку все сущее подлежит познанию, то и философия как наука о сущем имеет право на существование. Философия, по Д. Α., разделяется на теоретическую и практическую, что соответствует различным сторонам деятельности души. Исходным началом теоретич. философии является познават. способность души, к-рая опирается на практич. нужды человека. Целью теоретич. философии служит постижение всего сущего. Она состоит из 3 частей: естествознания, математики и теологии. Однако конечной целью философствования является практич. философия, ведущая человеч. души к добродетели. Человек, по Д. Α., наделен свободной волей и в равной мере способен и к добру и ко злу. Целью философии в целом является, согласно Д. Α., указание путей избежания зла, стремление к духовному возвышению и самосовершенствованию. В учении о душе Д. А. развивал неоплатонич. концепцию, рассматривая тело как "темницу души", ее временное убежище. Логика Д. А. включает "диалектический" метод, к-рый образуется из четырех форм: разделяющей, определяющей, доказывающей и анализирующей. Эту градацию Д. А. обосновывал тем, что все сущее может быть разделено, определено, доказано и проанализировано. Логич. категории, согласно Д. Α., возникли из практич. потребностей людей. Рассматривая проблему соотношения единичного и общего, Д. А. считал реальным существование и единичного, и общего, однако реальность общего, согласно ему, дана "не сама по себе, а в нашем мышлении", имеющем в своей основе существование объективных вещей. В арм. ср.-век. философию, связанную с теологией, система Д. А. внесла светское, античное начало.
Соч.: Определения философии, пер. с древнеармянского, предисл. и комментарии С. С. Аревшатяна, Ереван, 1960.
Лит.: Чалоян В., Философия Давида Непобедимого, Ереван, 1946; его же, История армянской философии, Ереван, 1959, с. 92–119; Neumann С. F., Mémoire sur la vie et les ouvrages de David, philosophe arménien du V-e siècle de notre ére, "Nouveau J. asiatique...", 1829, t. 3, [sér. 2]; Khоstikian M., David der Philosoph, Bern, 1907.
С. Аревшатян. Ереван.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

ДАВИД АНАХТ
    ДАВИД АНАХТ (Непобедимый) (ок. 475, с. Нергин, Таронская обл.. Зап. Армения—1-я пол. 6 в., Ахпатский монастырь. Сев. Армения) — армянский философ. Учился и преподавал в Александрии. Представитель александрийской школы неоплатонизма; ученик Олимпиодора Младшего. За победу в философских диспутах получил прозвище Трижды великий философ и Непобедимый (Анахт) философ. По возвращении в Армению занимался просветительской деятельностью, возглавив школу армянских неоплатоников-грекофилов. Основные философские сочинения—“Определения философии”, “Анализ “Введения” Порфирия”, “Толкование “Аналитики” Аристотеля”, “Толкование “Категорий” Аристотеля”. Опираясь на Пифагора, Платона и Аристотеля, дал шесть определений философии: философия есть наука о сущем; о божественных и человеческих вещах; она есть помышление о смерти; уподобление Богу в меру человеческих возможностей; искусство искусств и наука наук и любовь к мудрости. Философия, по Давиду Анахту, — это мать мудрости, она дает исходные начала всем наукам и искусствам (куда входят не только художества, но и ремесла), исправляет в них ошибочное. Целью философии является познание природы сущего, а не познание отдельных вещей. Философия делится на философию теоретическую и практическую; в свою очередь теоретическая философия делится на естествознание, математику и теологию; практическая же философия наставляет душу человека на добродетельную жизнь. Орудием и частью философии является логика как искусство доказательства, образующегося из силлогизма. Политика включает в себя этику и экономику. Человек же существует для украшения всего сущего. Соч.: Соч., пер. и вступит, статья С. С. Аревшатяна. М., 1975, Лит.: Философия Давида Непобедимого. М., 1984; Khoslikian M. Uavid. der Philosoph. Bern, 1907.
    В. Ф. Пустарнаков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ДАВИД АНАХТ" в других словарях:

  • Давид Анахт — Դավիթ Անհաղթ Давид Анахт на рукописи XIII века …   Википедия

  • ДАВИД АНАХТ — (НЕПОБЕДИМЫЙ) (ок. 475 1 пол. 6 в.) армянский философ неоплатоник. Получил образование и преподавал в Византии. В 30 х 6 в. вернулся в Армению и возглавил т.н. грекофильскую школу в древнеар мянской философии. Благодаря своей высокой философской… …   Новейший философский словарь

  • ДАВИД АНАХТ Непобедимый — (кон. 5 в. 1 я пол. 6 в.) армянский философ и переводчик …   Большой Энциклопедический словарь

  • Давид Анахт Непобедимый — (конец V в.  первая половина VI в.), армянский философ и переводчик. * * * ДАВИД АНАХТ Непобедимый ДАВИД АНАХТ Непобедимый (кон. 5 в. 1 я пол. 6 в.), армянский философ и переводчик …   Энциклопедический словарь

  • ДАВИД АНАХТ — (Непобедимый) [арм. Դավիթ Աճաղտ; греч. Ϫαβὶδ ᾿Αρμένιος ὁ ᾿Ανίκητος; Давид Нергинаци] (70 е гг. V 1 я пол. VI в.), св. Армянской Церкви, философ, основоположник светского направления древнеарм. философии. Род. в Зап. Армении. Учился в Александрии… …   Православная энциклопедия

  • Давид Анахт —         Непобедимый (р. конец 5 в. умер 1 я половина 6 в.), армянский философ неоплатоник, представитель александрийской школы античной философии. Учился в Александрии и Афинах. Философия Д. А., изложенная в соч. «Определения философии», «Анализ… …   Большая советская энциклопедия

  • Давид Анахт —          крупный армян. философ 6 в., неоплатоник, представитель эллинистич. направления в армян. философии, идеолог светской части феодалов …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Давид Анахт — ДАВИ́Д АНÁХТ Непобедимый, арм. философ и переводчик кон. 5 в. –1 й пол. 6 в …   Биографический словарь

  • Давид Сасунский — У этого термина существуют и другие значения, см. Давид Сасунский (значения). Памятник Давиду Сасунскому в Фресно (США) …   Википедия

  • Давид Непобедимый — Давид Анахт (арм. Դավիթ Անհաղթ, Давид Непобедимый; конец V века  1 я половина VI века), армянский философ неоплатоник, представитель Александрийской школы неоплатонизма. Давид Анахт учился в Александрии и Афинах. Прозвище «Непобедимый» получил за …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»