ВОЛЬНЕЙ

ВОЛЬНЕЙ
ВОЛЬНЕ́Й
В о л ь н e (Volney), Константен Франсуа (3 февр. 1757 – 25 апр. 1820) – франц. бурж. просветитель. При Наполеоне I В. получил графский титул, в период Реставрации стал пэром Франции.
Исходя из сенсуализма Локка и Кондильяка, вплотную подошел к материализму, оставаясь сторонником деизма и утверждая, что познание божества должно происходить через познание природы. Путь к истине и критерий истинности В. видел в ощущениях. Основой человеческих поступков В. вслед за Гельвецием считал интерес, себялюбие, стремление к удовольствию, отвращение от страдания. Под влиянием этих стимулов человечество, по В., впало в анархию, неравенство, деспотизм, к-рые будут устранены благодаря тому, что все люди осознают необходимость соблюдать общее благо. Будучи идеалистом в понимании истории, В. в произведении "Руины, или Размышления о революциях империй" ("Les Ruines, ou Méditations sur les Révolutions des Empires", 1791, рус. пер. [1928]) пытался выяснить причины роста и упадка гос-в и критиковал церковь и религию как оплот феод. деспотизма. Социальный идеал В. – бурж. общество во главе с просвещ. монархом. В. выдвигал идею объединения народов в "Генеральные штаты Европы", где французы стали бы "народом-законодателем"; восхвалял захватнич. войны Наполеона I.
Соч.: Oeuvres complètes, t. 1–8, P., 1821; La loi naturelle, оu Catéchisme du citoyen français, P., 1934; Leçons d'histoire, prononcées à l'Е́cole Normale en l'an III de la République française (1795), 3 éd., P., 1822; Discours sur l'étude philosophiques des langues, 4 éd., p., 1821.
Лит.: История философии, т. 2, M., 1941, с. 436–38; История философии, т. 1, М., 1957, с. 592.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

ВОЛЬНЕЙ
    ВОЛЬНЕЙ, Вольне (Volney) Константин Франсуа, подлинная фамилия — Буажире (3 февраля 1757, Краон— 25 апреля 1820, Париж)—французский просветитель, философ, ученый-ориенталист, политический деятель. Научные интересы Вольнея включали вопросы истории философии, этики, религиоведения. Источником его миропонимания был деизм, а также сенсуализм Дж. Локка и Э. Кондильяка. Сознание человека он сравнивал с зеркалом, отражающим вещи; отражение может быть правильным и искаженным; критерий истинности лежит в ощущениях. Во всех тех случаях, когда предметы могут быть восприняты органами чувств человека, устраняются разногласия между людьми и обретается объективное знание. Данное положение Вольней положил в основу анализа религии и своей теории общественной морали. Происхождение религии он, подобно другим просветителям, объяснял чувством страха, невежеством и “теорией обмана”. В своих работах он прослеживает различные этапы развития религии, начиная с олицетворения сил природы до образа христианского Бога, мыслимого им как отвлеченное существо, как некая метафизическая субстанция. Вместе с Щ. Дюпюи (1742—1802) Вольней выдвинул т. н. астральную теорию происхождения религии, отводя решающую роль мистификации звездного неба и считая, что мысль о существовании многих богов возникла у людей на основе наблюдений за движением небесных светил. Образ богочеловека, согласно Вольнею, своими корнями уходит в предшествовавшие восточные культы умирающих и воскресающих богов. Вольней отвергал теорию божественного происхождения государственной власти и идею божественного промысла в человеческой истории. В основе всех действий людей он усматривал стремление к удовлетворению личного интереса, себялюбие, отвращение к страданию. Правильно понятый личный интерес может превратиться в интерес общественный; в будущем народы поймут значение общественного счастья: бедняки обретут свою силу в идее равенства, богачи же склонятся к умеренности и подчинят свои частные интересы общественным интересам. Эти идеи легли в основу его программы объединения народов в “Генеральные штаты Европы”, которые должны были функционировать на базе принципов “Декларации прав человека и гражданина” 1789. Вольней принимал активное участие в революционных преобразованиях Франции 1789-94.
    Соч.: Quevres complètes, t. 1—8. P., 1821; Discours sur l'étude philosophiques de langues, 4 éd. P., 1821; Руины, или размышления о расцвете и упадке империй. М., 1928; Избр. атеистические произв. М.,1962.
    Φ. Γ. Овсиенко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ВОЛЬНЕЙ" в других словарях:

  • Вольней — (Константин Volney) [Отец его носил фамилию Chasseboeuf; во избежание насмешек, вызываемых ею, он дал сыну фамилию Boisjirais, которую последний позже заменил более благозвучной В.] известный французский писатель и ориенталист; род. в 1757 г.;… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Вольней Константен Франсуа — Вольней, Вольне (Volney) Константен Франсуа (3.2.1757, Кран, ‒ 25.4.1820, Париж), французский просветитель, философ и политический деятель, ориенталист. При Наполеоне I получил графский титул; в период Реставрации стал пэром Франции. В философии… …   Большая советская энциклопедия

  • Вольней, Константин Франсуа — Константин Франсуа Вольней Constantin François Volney …   Википедия

  • Вольней —         Вольне (Volney) Константен Франсуа (3.2.1757, Кран, 25.4.1820, Париж), французский просветитель, философ и политический деятель, ориенталист. При Наполеоне I получил графский титул; в период Реставрации стал пэром Франции. В философии был …   Большая советская энциклопедия

  • ВОЛЬНЕЙ — Вольне (Volney) (наст. фам. Шасбёф; Chasseboeuf), Константен Франсуа (3.II.1757 25.IV.1820) франц. просветитель и ориенталист. После путешествия в Египет и Сирию (1783 85) опубликовал Путешествие в Сирию и Египет ( Voyage en Syrie et en Egypte,… …   Советская историческая энциклопедия

  • ВОЛЬНЕЙ — (Буажире Константен Франсуа, 1757 1820) франц. просветитель, историк, политич. деятель. Подверг критике релит. учение, релит, нравственность, ре акц. роль духовенства, релит, фанатизм. Стремился дать науч. объяснение происхождения: и эволюции… …   Атеистический словарь

  • ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ИПЦ — (ИПЦ; Иерусалимский Патриархат; греч. Πατριαρχεῖον τῶν ῾Ιεροσολύμων; араб. ; англ. The Greek Orthodox Patriarchate of Jerusalem; франц. Patriarchat Grec Orthodoxe de Jérusalem), древнейшая христ. Церковь. Возглавляет ИПЦ Его Божественнейшее… …   Православная энциклопедия

  • ИДЕОЛОГИЯ — понятие, введенное в нач. 19 в. А.Л.К. Дестютом де Траси для обозначения науки, предметом которой должны стать всеобщие законы образования идей. И. как наука о всеобщих и неизменных законах образования идей, их трансформации, влиянии на жизнь… …   Философская энциклопедия

  • Константин Павлович — — великий князь, цесаревич, род. 27 апреля 1779 г., в Царском Селе, ум. в Витебске в 7¼ час. вечера 15 июня 1831 г.; погребен 17 августа того же года в Петропавловском соборе в Петербурге. Второй сын императора Павла Петровича и… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Ям, Кинельм Ефимович — (р.26.06.1933) спец. в обл. истории филос.; д р филос. наук, проф. Окончил в 1955 ист. филол. ф т Горьк. гос. пед. ин та, в 1964 асп. при кафедре филос. МГПИ им. В.И.Ленина, а в 1973 докторантуру при том же ин те. С 1988 зав. кафедрой обществ.… …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»