"ВВЕДЕНИЕ" (ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РУКОПИСЕЙ 1857–1858 ГОДОВ)

"ВВЕДЕНИЕ" (ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РУКОПИСЕЙ 1857–1858 ГОДОВ)
"ВВЕДЕ́НИЕ" (ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РУКОПИСЕЙ 1857–1858 ГОДО́В)
известно также под назв. "Введение к „К критике политической экономии“" и "Введение к критике политической экономии" – выдающееся произведение К. Маркса, в к-ром рассматриваются общетеоретич. и методологич. проблемы политич. экономии, имеющие принципиальное значение для понимания основ философии диалектич. и историч. материализма. "Введение" написано в авг. – сент. 1857 и представляет собой начало экономич. рукописей 1857–58, опубликованных на языке оригинала под назв. "Основные черты критики политической экономии" [черновой набросок] (К. Marx, "Grundrisse der Kritik der politischen Ökonomie", [Rohentwurf], M., 1939. рус. пер., сделанный по этой публикации, см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 12, с. 709–38). "Grundrisse..." писались в условиях приближения мирового экономич. кризиса 1857, с к-рым Маркс связывал перспективы революции в Европе, и явились первым черновым наброском "Капитала". Маркс предполагал опубликовать результаты своих 15-летних исследований в форме большого труда под назв. "К критике политической экономии", издаваемого отд. выпусками. В 1859 вышел первый выпуск, остальная часть плана осуществилась в виде 4 тт. "Капитала". В янв. 1859 в предисловии к "К критике политической экономии" Маркс писал: "Общее введение, которое я было набросал, я опускаю, так как по более основательном размышлении решил, что всякое предвосхищение выводов, которые еще только должны быть доказаны, может помешать, а читатель, который вообще захочет следовать за мной, должен решиться восходить от частного к общему" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 5). Т. о., "Введение" является наброском "общего введения" к "К критике политической экономии". В заменившем его "Предисловии" Маркс изложил ход своих политико-экономич. занятий и дал классич. формулировку осн. положений материалистич. понимания истории. Взгляды, близкие к содержанию "Введения", были развиты в написанной и опубликованной в авг. 1859 рецензии Энгельса на книгу Маркса. Впервые нем. текст "Введения" был опубл. в 1903, а рус. пер. – в 1922.
Содержание "Введения" исключительно богато: проблемы политич. экономии, диалектич. метода, историч. материализма, эстетики. В нем получили дальнейшее развитие идеи "Экономическо-философских рукописей 1844 года", "Немецкой идеологии" (1845–1846), "Нищеты философии" (1847). "Введение" состоит из 4 разделов. В первых двух разделах Маркс определяет предмет политич. экономии прежде всего как материальное произ-во; доказывает, что произ-во есть произ-во общественное и исторически определенное. Маркс раскрывает диалектич. взаимосвязь производства, потребления, распределения и обмена и показывает, что эти категории представляют собой единство, в к-ром произ-во является определяющим моментом, и что потребление, распределение и обмен являются моментами самого процесса произ-ва, рассматриваемого в целом. Маркс подвергает критике свойственные бурж. политич. экономии робинзонады, внеисторич. рассмотрение произ-ва и метафизич. понимание произ-ва, потребления, распределения и обмена. В важнейшем для философии 3-м разделе ("Метод политической экономии") Маркс решает вопрос о начале исследования и последовательности рассмотрения экономич. категорий, выясняет соотношение абстрактного и конкретного в объективной действительности и развитии познания, соотношение процесса действит. развития и процесса познания действительности, соотношение истории и теории науки, соотношение исторического и логического и подвергает критике идеалистич. диалектику Гегеля; на этой основе Маркс формулирует осн. закономерности диалектико-материалистич. метода исследования и изложения (см. Восхождение от абстрактного к конкретному). Этот раздел имеет тем большее значение, что остался неосуществленным высказанный приблизительно в это же время Марксом замысел, когда-нибудь изложить на двух-трех печатных листах содержание диалектич. метода (см. письмо Маркса Энгельсу от14 янв. 1858). 4-й раздел, в к-ром предполагалось рассмотреть диалектику таких категорий, как производит. силы и производств. отношения, государство и право, формы сознания, остался незаконченным. В этом разделе сформулированы важнейшие положения марксистской эстетики о соотношении материального и художеств. произ-ва, о неравномерности развития общества и иск-ва. "Введение" дает наиболее полное и глубокое изложение взглядов Маркса на метод науч. исследования. Выработанные здесь положения Маркса о предмете и методе политич. экономии получили дальнейшее развитие в предисловии к 1-му и в послесловии ко 2-му изд. 1-го т. "Капитала" и в кн. Энгельса "Анти-Дюринг" (отд. 2, гл. 1).
Г. Багатурия. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое ""ВВЕДЕНИЕ" (ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РУКОПИСЕЙ 1857–1858 ГОДОВ)" в других словарях:

  • ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — Д. ф. наз. совокупность отмеченных нек рой общностью филос. учений, развивавшихся в др. греч. рабовладельч. обществе конца 7 в. до н.э. – нач. 6 в. н.э. Несмотря на длительность этого периода, охватывающего свыше тысячи лет интенсивного развития …   Философская энциклопедия

  • Класс (социология) — Социальные классы  общности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда. В социально классовой структуре общества выделяют основные (существование которых непосредственно вытекает из господствующих в данной… …   Википедия

  • Общественный класс — Социальные классы  общности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда. В социально классовой структуре общества выделяют основные (существование которых непосредственно вытекает из господствующих в данной… …   Википедия

  • Классы —         общественные, «... большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли …   Большая советская энциклопедия

  • ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ —         метод науч. исследования, состоящий в движении теоретич. мысли ко всё более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета. Абстрактное в диалектич. традиции понимается в широком смысле как «бедность», односторонность знания …   Философская энциклопедия

  • Обмен —         в экономике, взаимный обмен деятельностью между людьми, проявляющийся непосредственно или в форме обмена продуктами труда. «Поскольку обмен есть лишь опосредствующий момент между производством и обусловленным им распределением, с одной… …   Большая советская энциклопедия

  • АБСТРАКЦИЯ — (от лат. abstractio отвлечение, отделение) процесс мысленного отвлечения одних свойств и отношений вещей и явлений от других. А. отождествления выделяет общее свойство объектов путем установления отношения эквивалентности или равенства между ними …   Философская энциклопедия

  • БЫТИЕ — филос. понятие, обозначающее наличие явлений и предметов самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект. Может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них теми или иными смысловыми… …   Философская энциклопедия

  • ИНДИВИДУАЛИЗМ — (от лат. individuum особь) понятие, обозначающее признание приоритета интересов индивида над коллективными или институциональными интересами. Как жизненная позиция и мировоззрение И. возникает в результате обособления индивида от семьи, рода,… …   Философская энциклопедия

  • "НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ" — НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на „Философию нищеты“ г на Прудона труд Маркса, в к ром дан науч. анализ экономич. основ капиталистич. общества и изложены важнейшие принципы диалектико материалистич. мировоззрения. Ближайший повод к созданию книги… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»