АМАЛЬРИКАНЕ

АМАЛЬРИКАНЕ
АМАЛЬРИКА́НЕ
последователи секты, возникшей в конце 12 – нач. 13 вв. в Париже и распространившейся на С.-В. Франции. Название секты происходит от имени мыслителя Амори. А. исповедовали мистич. пантеизм, считали себя чистыми от греха, свободными в своих поступках и, следуя учению о трех эпохах мира, соответствующих трем лицам христ. троицы, ожидали скорого пришествия "святого духа" и установления "царства божьего на земле", понимая под этим торжество правды, мира и свободы. Из крайних пантеистич. представлений, сводившихся к убеждению, будто "все – единое, т.к. все, что существует, есть бог", А. приходили к сугубо спиритуалистич. выводам, заявляя, напр., что сжечь их невозможно, т.к. в каждом из них воплощен бог. Они отрицали христ. представления о "страшном суде", заявляя, что принятие учения Амори достаточно для перехода к новому физич. и духовному состоянию "божественной любви". В этом, по их представлениям, и заключается "спасение", а также "воскресение", благодаря к-рому происходит слияние души "воскресшего" с богом. А. отрицали всякую церковь, религ. обряды и таинства (крещение, культ святых), существование ада и рая, объявляя райским блаженством "познание истинной веры", к-рым считали свое учение. Они резко критиковали духовенство, папу называли антихристом, а Рим – Вавилоном. Представления А. выражали обществ. протест против феод. гнета и социального неравенства, против основ христ. догматики. Мн. идеи А. близки учению Иоахима Флорского, хотя прямых связей между этими сектами не установлено. В 1210 церкви удалось захватить руководителей секты, среди к-рых было шесть преподавателей Парижского ун-та. В Париже был созван церк. собор, осудивший А. на сожжение. Этим же приговором были преданы сожжению и запрещены трактат Давида Динанского "О частях" ("De tomis"), a также естеств.-науч. соч. Аристотеля и др. книги, в т.ч. катехизис, написанный на народном языке.
Б. Рамм. Ленинград.
Лит. см. при ст. Амори Бенский.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

АМАЛЬРИКАНЕ
    АМАЛЬРИКАНЕ — сторонники мистической христианской секты, северофранцузский вариант катаров (альбигойцев). Названы по имени Амври (Амальрика) Венского, на которого они ссылались. Буллой Гонория III от 23 января 1225 предписывалось сожжение всех экземпляров сочинений Амальрика, известных лишь в изложении противников. Фома Аквинский приписывает амальриканам отождествление Бога с идеей мира (“Сумма теологии” I q. 3, а. 8 с). Из вездесущего Бога они якобы выводили неразличение добра и зла, ненужность покаяния: знающий Бога должен не плакать, но смеяться; он носитель рая, как грешник—носитель ада. Амальрикане якобы считали любые излишества допущенными природой, по другим сведениям, они были крайними аскетами. Возвышение знания над верой сближает их с древними гностиками. С историософией Иоахима Флорского перекликается убеждение амальрикан, что как Бог-Отец воплотился некогда в Аврааме, а Бог-Сын—в Иисусе, так Св. Дух скоро вселится в них, даруя свободу от закона и церковного канона и неспособность поступать неверно. Амальрикане были частью общеевропейского подъема народной религиозности, грозившей в кон. 12 — нач. 13 в. самому существованию Католической церкви. 19 ноября 1209 и в 1215 было сожжено соответственно 10 и 80 амальрикан.
    В. В. Бибихин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "АМАЛЬРИКАНЕ" в других словарях:

  • Амальрикане — Христианская ересь. Источник: Религиозный словарь …   Религиозные термины

  • Амальрикане — секта, возникшая в Париже в кон. XII нач. XIII в. и распространившаяся на северо востоке Франции. А. сторонники пантеистического учения ср. век. мистика Амальрика Бенского (ум. 1206). Истоки амальриканства прослеживаются в учении Иоанна Скота… …   Католическая энциклопедия

  • АМАЛЬРИКАНЕ — последователи учения Амальрика Венского, объединившиеся в кон. 12 нач. 13 в. в отд. секту. А. выступали против соц. неравенства и феод. идеологии в лице католицизма. Отвергали церковь и духовенство, папу »антихриста», христ. обряды и таинства.… …   Атеистический словарь

  • Амальрик из Бена — Amaury de Bène Амальрик из Бена …   Википедия

  • ЕРЕСИ — (греч. hairesis особое вероучение). В антич. времена «еретиками» называли людей, которые свободно, руководствуясь собственным разумом, интерпретировали христианское учение. Раннее христианство было представлено множеством группировок, резко… …   Философская энциклопедия

  • ПАНТЕИЗМ — (от греч. pan всё и theos бог) филос. и религиозное учение о Боге и мире, объединяющее их в единое целое. Впервые слово «пантеист» было использовано англ. деистом Дж. Толандом в 1705. Оппонент Толанда нидер. богослов Й. Фай ввел сам термин «П.»,… …   Философская энциклопедия

  • Пантеизм — (от пан... и греч. theós бог)         философское учение, отождествляющее бога и мир. Термин «пантеист» был введён английским философом Дж. Толандом (1705), а термин «П.» его противником нидерландским теологом И. Фаем (1709). В пантеистических… …   Большая советская энциклопедия

  • ПАТРИСТИКА — (лат. patres отцы) направление философско теологической мысли 2 8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов Отцов Церкви. Семантико аксиологические источники оформления П. античная философия (общерациональный метод и конкретное… …   История Философии: Энциклопедия

  • ПЛАТОН — (Plato) (428/427 348/347 до н.э.) древнегреческий философ, классик философской традиции; мыслитель мирового масштаба, к чьей оригинальной философской концепции генетически восходят многие направления классического философствования и европейский… …   Новейший философский словарь

  • ЕРЕСИ — (греч. hairesis; первоначально отбор, позже учение, школа, религиозная секта) различные отклонения от ортодоксального вероучения и культа той или иной религии, противоречащие или враждебные ему. Первые Е., направленные против христианских… …   Новейший философский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»