ЭЛИТЫ ТЕОРИИ

ЭЛИТЫ ТЕОРИИ
ЭЛИТЫ ТЕОРИИ
        социально-филос. концепции, утверждающие, что необходимые составные части социальной структуры любого общества — элита (высший, привилегированный слой или слои, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры) и остальная масса людей. Выразителями подобного рода идей были Платон, Карлейль, Ницше. Однако как определ. система взглядов Э. т. были сформулированы в 20 в. Парето и Моска. До 2-й мировой войны Э. т. получили наибольшее распространение в Италии, Германии, Франции; после войны — в США. Осн. варианты Э. т.: «макиавеллевский» (Дж. Бёрнхем, США), «ценностный» (Ла Валет, Франция), структурнофункциональный (С. Келлер, США), «неоэлитизм» (Т. Дай, X. Цайглер, США). Общие черты Э. т.— отрицание историч. прогресса (история рассматривается как совокупность социальных циклов, характеризуемых господством определ. типов элит); критика идеи нар. суверенитета как утопич. мифа романтиков; утверждение, что неравенство — основа социальной жизни.
        Исходный постулат Э. т.— абсолютизация политич. отношений. Политич. власть рассматривается в качестве осн. части социальных отношений, из которых наиболее значимы отношения господства и подчинения.
        Первоначально Э. т. были открыто враждебны даже бурж. демократии. В кон. 30-х — 40-х гг. И. Шумпетер и К. Манхейм (Германия) реконструируют Э. т., стремясь совместить их принципы с признанием бурж.-де-мократич. институтов. Манхейм утверждал, что отличит. черта демократии — конкуренция относительно открытых элит за позиции власти и «демократический оптимум элитамассы» («Essays on the sociology of culture», L., [1956], p. 200). В 60—70-х гг. на основе этих идей была сформулирована т. н. теория плюрализма элит (Р. Даль) и идея их «консенсуса» (согласия) относительно существующей политич. системы (Дай, Цайглер).
        Классовые корни Э. т. лежат в разделении антаго-нистич. общества на эксплуататорское меньшинство и эксплуатируемое большинство. Определ. этап историч. развития, связанный с недостаточным развитием производит. сил и представляющий предысторию человечества, Э. т. рассматривают как всеобщий закон, следствие «человеч. природы» и технологич. требований сложного производства.
        Марксистская социология показывает ненауч. характер Э. т., их направленность против марксистского учения о классах и классовой борьбе, против требования социального равенства всех членов общества.
        Миллс Р., Властвующая элита, пер. с англ., М., 1959; А шин Г. К., Миф об элите и «массовом обществе», М., 1966; Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А., Социология. Политика. Международные отношения, М., 1974; Нарта М., Тгория элит и политика, пер. с чеш., М., 1978; Mosca G., Element! di scienza politlca, Mil., 19536; Dahl R. A., Polyarchy, New Haven, 1971; Dуe T. R., Zeigler L. H., The irony of democracy: an uncommon introduction to American politics, Belmont, 19722; Prewitt K., Stone A., The ruling elites, N. Y., 1973.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

ЭЛИТЫ ТЕО́РИИ
(от франц. élite – лучшее, отборное, избранное) – теории, утверждающие, что необходимыми составными частями любой обществ. структуры являются высший, привилегированный слой или слои, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры – элита, и остальная масса людей. Основанием выделения элиты выступали разные признаки. Так, Парето, Моска, Михельс исходили из того, что политич. власть является основой социальных отношений и поэтому главное орудие элиты – гос-во. Элита стремится упрочить свое положение, сохранить привилегии, оградить свои ряды от непривилегированных. Вместе с тем, по Парето, в истории происходит "циркуляция элит" (см. об этом в ст. Парето). Др. обоснования элитизма – социально-психологические (Ортега-и-Гасет, Лассуэлл), технологические (Бёрнхем, Фриш), религиозные и харизматические (М. Вебер, Ясперс, неотомисты). В новейшей социологич. лит-ре к элите все чаще относят представителей бюрократич. верхушки – чиновничества, управляющих, наиболее высокооплачиваемых специалистов, представителей технич. интеллигенции.
В Э. т. находят отражение процессы дифференциации и стратификации классового общества, существование обществ. иерархии, венчаемой меньшинством. В совр. Э. т. обнаруживаются различные тенденции, в т.ч. открыто антидемократические, утверждающие, что демократия изжила себя, что власть сильной элиты – панацея от всех неурядиц капитализма (амер. "неоконсерватизм", идеологи "ультра"). Более распространены теории, сочетающие принципы элитизма и бурж. либерализма. Так, напр., К. Манхейм писал: "Не является ли противоречием говорить об элитах в демократическом обществе?.. Демократия влечет за собой антиэлитистскую тенденцию, но не требует идти до конца к утопическому уравнению элиты и масс. Мы понимаем, что демократия характеризуется не отсутствием страты элиты, а скорее новым способом рекрутирования и новым самосознанием элиты" ("Essays on the sociology of culture", L., [1956], p. 200). По мнению Лассуэлла, демократия отличается от олигархии не наличием или отсутствием элиты, которая оказывает наибольшее влияние на обществ. жизнь, а закрытым или открытым, представительным или непредставительным характером элиты.
В совр. бурж. социологии подвергается критике "слишком прямолинейный" элитизм, взамен к-рого выдвинута теория "баланса элит". Ее авторы отказываются от понятия единой элиты, годного, по их мнению, лишь для низкоорганизованных обществ, и утверждают, что в совр. обществе существует множественность элит (политическая, экономическая, административная, военная, религиозная, культурная и др.), к-рые "сдерживают и уравновешивают друг друга" в зап. странах, предотвращая "тоталитаризм" (Манхейм, Голбрейт). С резкой критикой узкого слоя "властвующей элиты" в США выступил Миллс. Однако его Э. т. носит абстрактный характер. С позиций демократич. плюрализма теорию Миллса критиковал Рисмен (см. "Culture and social character", ed. by S. Lipset and L. Lowenthal, Glencoe, 1961, p. 252–61).
В совр. бурж. социологии термин "элита" имеет неск. значений: традиционное значение "правящей Э." или синоним "политич. Э."; люди, влияющие на социальный процесс или в силу своего положения (Дюпра), или в силу интеллектуального и морального превосходства над массой, безотносительно к своему статусу (Боден); группа лиц, осуществляющих государственное, культурное, военное, идеологич. лидерство (соответственно политическая, экономическая, военная и др. элиты); наиболее квалифицированные специалисты, прежде всего из технич. интеллигенции и высших служащих в системе бюрократич. управления; руководящий слой "небольших групп" – профессиональных, этнических, локальных, напр. элита провинциального города, элита летчиков, лит. элита, даже элита воров. Множественность толкований привела к тому, что термин "элита" характеризуется рядом социологов-немарксистов как неточный, малообъективный, двусмысленный (Ж. Лаво), как имеющий оценочный, а не научный характер (Дж. Кетлин), как весьма неопределенное и саморазрушающееся понятие (Мейсел).
Ряд бурж. социологов утверждает, что "система различных привилегий установлена везде, независимо от социальной структуры и политической идеологии" (Green Α., Sociology..., N. Υ.–Toronto–L., 1952, p. 269); они пытаются доказать, что в социалистич. странах существует элита, относя к ней интеллигенцию (Фойер), членов Коммунистич. партии (Лабедц). Марксистская социология показывает ненауч. характер Э. т., ее направленность против марксистского учения о классах и классовой борьбе. Различные Э. т. не раскрывают подлинную классовую дифференциацию общества, реальные социальные антагонизмы капиталистич. общества.
Лит.: Mиллс Ρ., Властвующая элита, пер. с англ., M., 1959; Колбановский В. В. и Осипов Г. В., Антинар. сущность теорий "элиты", в кн.: Историч. материализм и социальная философия совр. буржуазии, Μ., 1960; Ашин Г. К., Миф об элите и "массовом обществе", Μ., 1966; Burnham J., The managerial revolution, Toronto, 1941; Вark1ey R., The theory of the elite and the mythology of power, "Science and Society", 1955; v. 19, No2, Freund L., Politik und Ethik, Fr./M.–Β., 1955; Transactions of the fifth World congress of sociology, v. 2, Wash., 1962; Keller S., Beyond the ruling class, Ν. Υ., 1963; Walker J. L., A critique of the elitist theory of democracy, "Amer Polit Sci Review", 1966; v. 60, No 2, Bоttоmоre Th. B., Elites and society, [Harmondsworth], 1966.
Г. Ашин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ЭЛИТЫ ТЕОРИИ" в других словарях:

  • Элиты теории — (от фр. elite лучшее, отборное, избранное) идейно политические концепции6 утверждающие, что необходимыми элементами функционирования общества является активное меньшинс­тво, осуществляющее в государстве власть на основе гегемонии, принимающее в… …   Политология. Словарь.

  • ЭЛИТЫ ТЕОРИИ — (франц. elite лучшее, отборное, избранное) социально философские, социологические и политологические концепции, утверждающие, что Э. доминирующие (господствующие) общественные группы, вырабатывающие и осуществляющие государственную, культурную и… …   Новейший философский словарь

  • Элиты теории — Содержание 1 История возникновения. Предпосылки 2 Н.Макиавелли о теории элит 3 …   Википедия

  • ЭЛИТЫ теории — (франц. elitе лучшее, отборное, избранное) социально философские, социологические и политологические концепции, утверждающие, что Э. доминирующие (господствующие) общественные группы, вырабатывающие и осуществляющие государственную, культурную и… …   Социология: Энциклопедия

  • ЭЛИТЫ ТЕОРИИ — – социально философские концепции, утверждающие, что необходимые элементы социальной структуры любого общества – элита (высший, привилегированный слой или слои, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры) и остальная масса людей …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Элиты теории —         социально философские концепции, утверждающие, что необходимые составные части социальной структуры любого общества элита (высший, привилегированный слой или слои, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры) и остальная… …   Большая советская энциклопедия

  • ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА — теории, рассматривающие массовость в качестве решающей характеристики всех процессов совершающихся в современном об ве и объясняющие его специфику. Идейным истоком Т.м.о. является консервативно аристократич. критика революционных преобразований в …   Российская социологическая энциклопедия

  • ТЕОРИИ ЭЛИТЫ — (от франц. elite лучшее, избранное, отборное) соц. филос. теории, обосновывающие тезис, что необходимыми составными частями любой обществ. структуры являются высшие, привилегированные слои (или слой), осуществляющие функции управления, развития… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Теории гибели западной цивилизации — Ядерная катастрофа один из сценариев гибели западной цивилизации. Теории гибели западной цивилизации теории, утверждавшие или утверждающие, что вечное существование западной цивилизации невозможно, и она …   Википедия

  • ТЕОРИИ ЭЛИТЫ — родоначальниками элитистского направления в политологии считаются В.Парето, Г. Р.Михельс. В современной политической науке выделяются меритократический и властный подходы к исследованию элит. Согласно первому из них, в элиту включаются индивиды… …   Политология: словарь-справочник


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»