ФЭН ЮЛАНЬ

ФЭН ЮЛАНЬ
ФЭН ЮЛАНЬ
        (р. 1895,Танхэ, пров. Хэнань), кит. философ, создатель т. н. нового неоконфуцианства (синь ли-сюе), историк кит. философии. Принадлежал к группе кит. немарксистских мыслителей, выступавших в 20—40-х гг. за объединение традиц. кит. и совр. зап. философии. Новое неоконфуцианство Ф. Ю. представляло собой своеобразный синтез неоконфуцианства школы Чэн—Чжу (см. Чэн И, Чжу Си) с элементами даосизма, буддизма и зап. течений, особенно позитивизма. В основе его учения четыре «пустых», «лишённых положит. содержания», формальных понятия: ли-принцнп (идеальная форма, высшим выражением её является великий предел — тайцзи); циматерия, материальная сила; дао ди — постоянный процесс движения-преобразования дао, совмещающий все единичные процессы; да цюань — «великое целое», универсум, всеобъемлющая сумма всего сущего — «Один есть все и все есть Один». В соответствии с осознанием человеком своих действий Ф. Ю. выделял четыре ступени, или «сферы жизни»: невинно-младенческую (человек, подобно ребёнку или дикарю, поступает в согласии с инстинктами или обычаями); утилитарную (человек осознаёт себя и действует себе на пользу); моральную (индивид осознаёт существование общества и себя как его члена); трансцендентную (понимание универсума, «великого целого», осознание себя «гражданином неба»). После образования КНР Ф. Ю. отказался от «нового неоконфуцианства» и заявил о своём переходе на марксистские позиции. Подвергался гонениям в период «культурной революции». Синь ли-сюэ (Новое неоконфуцианство), Шанхай, 1939; Синь юань жэнь (Новый трактат о природе человека), Чунцин, 1943; Синь юань дао (Новый трактат об изначальном дао), Шанхай, 1946; Чжунго чжэсюе ши (История кит. философии), т. 1 — 2, Пекин, 1961; Лунь Кун Цю (О Конфуции), Пекин, 1975; A short history of Chinese philosophy, ?. ?., 19584; The spirit oi Chinese philosophy, Boston, 1962.
        Буров В. Г., Современная кит. философия, М., 1980; Переломов Л. С., Конфуцианство и легизм в политич. истории Китая, М., 1981, с. 259—62; Wing-tsit Chan, A source hook in Chinese philosophy, Princeton, 1963, p..751—62, 776—79.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

ФЭН ЮЛАНЬ
    ФЭН ЮЛАНЬ (ФэнЧжишэн) (4 декабря 1895, Танхэ, провинция Хэнань — 26 ноября 1990, Пекин) — философ, историк китайской философии, представитель “нового конфуцианства”. Получил образование в Пекинском университете (1915—18), с 1919 обучался в Колумбийском университете (США), где испытал влияние Дж. Дьюи, У. П. Монтегю и Ф. Дж. Э. Вудбриджа. В 1924 удостоен степени доктора философии. После возвращения в Китай работал в университете Цинхуа, в 1934 увидела свет его двухтомная “История китайской философии” (Чжунто чжэсюэши), переведенная впоследствии на английский язык Д. Бодде. В 1936—46 преподавал в Объединенном университете юго-запада в Куньмине, в этот период им была разработана философская концепция “нового учения о принципе” (синьлисюэ). В 1946—47, во время работы в университете Пенсильвании (США), с помощью Бодде написал на английском языке “Краткую историю китайской философии” (A Short History of Chinese Philosophy, 1947, рус. пер. 1998). С 1947 преподавал в Цинхуа, в 1952 переведен на философский факультет Пекинского университета, где и проработал до конца жизни. Заявил о переходе на позиции марксизма, в 1950—60-е гг. подвергался критике за свои прошлые воззрения и за призывы к унаследованию в условиях социализма “абстрактного” общегуманистического смысла конфуцианских понятий. В 1970-е гг., в период “культурной революции”, присоединился к кампании по критике Конфуция, был советником “группы большой критики”, созданной на основе Пекинского университета и университета вЦинхуа. Вернулся к научному творчеству в 1980-е гг., за последнее десятилетие жизни им была создана семитомная “История китайской философии в новой редакции” (Чжунго чжэсюэши синьбянь).
    В раннем творчестве Фэн Юлань ориентировался на поиск сходных черт и тенденций в культурах Востока и Запада. Выделял три общих направления в развитии человеческой мысли — “путь уменьшения [познаний]”, характеризующийся аскетизмом, антиинтеллектуализмом и мистицизмом (Чжуан-цзы, Платон, буддистские мыслители, Шопенгауэр); “путь увеличения [познаний]”, которому присущи рационализм, гедонизм и субъектный “эгоизм” (Ян Чжу, МоДи, Декарт, Бэкон и Фихте), а также оптимальный “срединный путь”, позволяющий избегнуть крайностей двух предыдущих {Конфуций, Аристотель, неоконфуцианцы, Гегель). Исходил из противопоставления постоянно увеличивающей объем содержательных познаний науки и стремящейся к формализации и “пустоте” через уменьшение объема содержательных суждений философии.
    В 1930-е гг., подобно ХуШи, привнес в изучение истории китайской философии западную методологию, однако выступал против попыток последнего критически “ниспровергнуть” китайскую традицию. К 1940-м гг. Фэн Юлань начал уделять большее внимание социально-экономическим факторам в развитии китайской философии (ее связь с крестьянским менталитетом обусловила доминирование идей цикличности мирового процесса, идеализацию природы и кланово-семейных структур).
    Разрабатывая “новое учение о принципе”, Фэн Юлань пытался реконструировать учение неоконфуцианской школы “ли сюэ” братьев Чэн — Чжу Си при помощи западных философских концепций. Учитывая аргументы неореализма и логического позитивизма против традиционной метафизики, Фэн Юлань хотел создать “самую философскую философию”, не содержащую эмпирических высказываний и анализирующую исключительно мир идеальных абстрактных сущностей. Из единственной эмпирической предпосылки “нечто существует” Фэн Юлань выводил четыре формальных аналитических тезиса с соответствующими им переосмысленными “пустыми категориями” традиционной китайской философии: если всякий существующий объект относится к определенному роду, то это дает возможность говорить о наличии определяющих родовую сущность вещи вневременных и внепространственных “принципах” (ли); материальное воплощение ли в индивидуальных объектах мироздания происходит при помощи лишенной собственных качеств “субстанциипневмы” (ци)', динамический аспект мироздания описывается раскрытием все большего числа ли-принципов, содержащихся в Великом пределе (тай щи), а статический — понятием о Великом целом (да цюань), которое объединяет мир существующих вещей и запредельных идеальных принципов. Фэн Юлань провозгласил, что целью философии является возвышение человеческого разума, проходящего в своем развитии четыре ступени. Две низшие сферы разума (естественная и утилитарная) даны природой, тогда как две высшие — моральная и космическая — создаются усилием разума. Моральная сфера указывает на идеалы служения обществу, космическая сфера воплощает даосско-буддистские мотивы и призывает человека к духовному единению с мирозданием, предстающим в ипостаси космологического “Неба” (тянь) или философского “Великого целого”. Слияние “мистической” китайской философии с “рационалистической” философией Запада должно было, по Фэн Юланю, привести к рождению “всемирной философии будущего”. Такой синтез должен был осуществиться путем объединения позитивного “рационалистического онтологизма” неоконфуцианцев школы лисюэ и платонизма с “негативной гносеологией” даосов, чань-буддистов и кантианцев.
    Начиная с 1950-х гг. Фэн Юлань пытался пересмотреть свою философскую систему при помощи гегелевского понятия о “конкретном всеобщем” и диалектической трактовки единства общего и единичного, снимая тем самым противопоставленность мира существующих вещей и мира идеальных сущностей. В конце жизни Фэн Юланъ отказался от попыток соединения марксизма и китайской философии, объявив идеи Мао Цзэдуна “утопией” и “абсурдом”, доказывал, что марксистская диалектика, которую он свел к тезису “вражда должна быть враждой до конца”, необходимо уступит место китайской философии, настаивающей на примирении и разрешении противоречий.
    Соч.: Саньсунтан цюаньцзи (Поли. собр. соч. из Зала Трех Сосен), т. 1—9,11—14. Чжэнчжоу, 1985—94; Краткая история китайской философии, пер. с англ. Р. В. Котенко. СПб., 1998.
    Лит.: Ломаное А. В. Современное конфуцианство: философия Фэн Юланя. М., 1996; Он же. Судьбы китайской философской традиции во второй половине XX в. Фэн Юлань и его интеллектуальная эволюция.— “Информационный бюллетень Института Дальнего Востока”, 1998, № 1.
    А. В. Ломаное

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ФЭН ЮЛАНЬ" в других словарях:

  • Неоконфуцианство — (кит. трад. 宋明理學, упр. 宋明理学, пиньинь: Sòng Míng lǐxué)  западное название синкретической китайской философской системы, сформировавшейся в XI XVI веках (со времён династии Сун до династии Мин, что отражено в китайском названии школы). Эта… …   Википедия

  • НОВОЕ КОНФУЦИАНСТВО —     НОВОЕ КОНФУЦИАНСТВО [синь жуцзя; синонимичные термины современное новое конфуцианство (сяньдай синьжуцзя, дандай синьжуцзя); современное конфуцианство (сяньдай жуцзя, дандай жуцзя); постконфуцианство (хоужуцзя)] философское направление в… …   Философская энциклопедия

  • ЦИ-ПНЕВМА — Пневма , эфир , атмосфера , газ , воздух , дыхание , дух , нрав , темперамент , энергия , жизненная сила , материя (ци1). Одна из основополагающих и наиболее специфичных категорий китайской философии, выражающая идею континуальной, динамической,… …   Энциклопедия Кольера

  • ВАН ЯНМИН — Ван Шоужэнь, прозвище Боань (1472 1529), крупнейший в эпоху Мин (14 17 вв.) китайский философ неоконфуцианец, создатель оригинальной философской доктрины в русле так называемого учения о сердце (синь сюэ1), выдающийся литератор, военачальник и… …   Энциклопедия Кольера

  • ТАЙ ЦЗИ — Великий предел . Категория китайской философии, выражающая идею предельного состояния бытия, антонимичная категории у цзи Отсутствие предела , Беспредельное или Предел отсутствия/небытия . Общий для обоих антонимов иероглиф цзи2 несет понятие… …   Энциклопедия Кольера

  • МОИЗМ — школа Мо (мо цзя), древнекитайское философско религиозное учение, сформировавшееся в 5 4 вв. до н.э. и получившее широкое распространение в 4 3 вв. до н.э. во многом благодаря своим популистским установкам, методологически фундированной… …   Энциклопедия Кольера

  • ДА ТУН —     ДА ТУН (кит. Великое единение. Великое равенство, Великое тождество/подобие) термин китайской философии, имеющий два различных смысла: онтологический (преимущественно в даосизме) и социально политический (преимущественно в конфуцианстве).… …   Философская энциклопедия

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — возникла примерно в то же время, что и древнегреческая и древнеиндийская философия, в середине I тысячелетия до н.э. Отдельные философские идеи и темы, а также многие термины, образовавшие потом основной состав лексикона традиционной китайской… …   Энциклопедия Кольера

  • постконфуцианство — (Post Confucianism) Термин зап. науки, обозначающий направление в кит. культурологич. и филос. мысли, зародившееся в 20 е гг. 20 в. Представляет собой результат т.н. третьего синтеза конф. мысли с внеш. для нее идеологиями. Если результатом… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • СИНЬ СЮЭ —     СИНЬ СЮЭ (кит. учение о сердце) направление в неоконфуцианстве. Долгое время в отечественном китаеведении господствовало представление, согласно которому неоконфу     цианство состоит из двух направлений: объективно идеалистического,… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»