РОЗМИНИ-СЕРБАТИ

РОЗМИНИ-СЕРБАТИ
РОЗМИНИ-СЕРБАТИ
        (Rosmini Serbati) Антонио (25. 3.1797, Роверето,— 1.7.1855, Стреза), итал. философ и теолог, обществ. и церк. деятель. Активный участник движения за воссоединение Италии (Рисорджименто); его соч. «Пять язв святой церки» («Delle cinque piaghe della santo Chiesa», 1848, переизд. 1966), содержавшее программу либер. конституц. реформ, было занесено в 1849 в папский «Индекс запрещённых книг». В философии Р.-С. принадлежит одна из наиболее влиятельных в католицизме (наряду с неотомизмом) попыток освоить проблематику новой европ. философии — особенно нем. классич. идеализма и прежде всего Канта — с позиций платонизма и августинианства. Кантовские априорные формы познания сводятся Р.-С. к данной от бога врождённой идее потенциального бытия бога («Новый опыт о происхождении идей»—«Nuovo saggio sull' origine delle idee», v. 1—4,1830). В 20 в. идеи Р.-С. явились одним из истоков т. н. христ. спиритуализма — идеалистич. филос. течения, особенно влиятельного в Италии (?. Ф. Шакка и др.).
        Edizione nazionale delle opere, v. l—48, Rоmа — Padova, 1934—76—; Epistolario filosofico, Trapani, 1968. Э p н В. Ф., Розмини и его теория знания, M., 1914; Sсiacca M. F., Interpretazioni rosmmiane, Mil., 19632; Bergamasсhi C., Bibliografia rosminiana, v. 1—2, Mil., 1967; его же, Bibliografia degli scritti editi di A. Rosmini Serbarti, v. 1—2, Mil., 1970.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

РОЗМИНИ-СЕРБА́ТИ
(Rosmini-Serbati), Антонио (25 марта 1797 – 1 июля 1855) – итал. религ. мыслитель. Оставаясь в рамках католич. традиции в ее августинианском варианте, Р.-С. стремился в известной мере сблизить теорию и практику католицизма с требованиями умеренного либерализма своего времени. С этих позиций Р.-С. выдвинул проект антифеод. реформы церкви с целью устранения анахронистич. сторон католицизма и удержания ее авторитета. Т.о., он отстаивал идею бурж. переориентации церкви, превращения ее из феод. силы в буржуазную.
В философии Р.-С. пытался сблизить платоновско-августинианскую линию с элементами кантовского априоризма. Не отрицая традиц. томистских "5 путей" "доказательства" бытия бога, он придавал осн. значение "пути" к богу от субъекта, от присущих будто бы ему априорных идей, гл. обр. идеи бытия, к-рая и является исходным пунктом познания. Она родственна августинианскому "озарению", идущему от божеств. разума. Познание есть синтез этой идеи бытия и данных чувств. опыта. Бытие имеет три неразрывных модуса или формы – идеальный (постигаемый разумом), реальный (постигаемый чувств. опытом) и моральный. Идеальное – вечно, бесконечно, необходимо и как таковое в силу конечности и ограниченности человеч. разума требует адекватного субъекта, т.е. бога, являющегося истинной, абсолютной, совершенной реальностью, универсально-конкретным бытием, высшим синтезом бытия. Идеи Р.-С. пользуются большим авторитетом в совр. католицизме. Розминианские тенденции сильны в совр. религ. мысли и служат одним из источников весьма влиятельных ныне "обновленческих" устремлений в идеологии и практике католич. церкви. Филос. воззрения Р.-С. оказали влияние на совр. христ. спиритуализм, особенно в его итал. варианте.
Соч.: Ореrе, v. 1–14, Napoli, 1842–45; Opere, v. 1–27, Roma, 1934–55 (издание продолжается).
Лит.: История философии, т. 3, [М.], 1943, с. 486–90; Ρrini P., Introduzione alla metafisica di Α. Rosmini, Domodossola, 1953; Franchi Α., Saggio sul sistema ontologico di A. Rosmini, Mil., 1953; Milano Università cattolica del sacro Cuore. Facoltà di lettere e filosofia. A. Rosmini nel centenario della morte. Saggi vari, Mil., [1955]; Congresso internazionale di filosofia A. Rosmini. Stresa-Rovereto, 1955. Atti del Congresso, [v.] 1–2, Firenze, [1957]; Garioni Bertolotti G., A. Rosmini, Torino, [1957]; Benvenuti S., Saggi critici sulla filosofia di A. Rosmini, Trento, 1957; Leetham C. R. H., Rosmini: priest, philosopher, patriot, L.–N. Y., [1957]; Rasсhini M., Il principio dialettico nella filosofia di A. Rosmini, Mil., 1961; Caviglione G., Bibliografia delle opere di A. Rosmini, Torino, 1925.
С. Эфиров. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "РОЗМИНИ-СЕРБАТИ" в других словарях:

  • Розмини-Сербати Антонио — Розмини Сербати (Rosmini Serbati) Антонио (25.3.1797, Роверето, ‒ 1.7.1855, Стреза), итальянский философ и теолог, общественный и церковный деятель. В 1821 принял церковный сан, в 1822 окончил Падуанский университет. Активный участник движения за …   Большая советская энциклопедия

  • РОЗМИНИ-СЕРБАТИ Антонио — РОЗМИНИ СЕРБАТИ (Rosmini Serbati) Антонио (1797 1855) итальянский католический философ и теолог, общественный и церковный деятель; участник Рисорджименто …   Большой Энциклопедический словарь

  • Розмини-Сербати, Антонио — Антонио Розмини Сербати Antonio Francesco Davide Ambrogio Rosmini Serbati …   Википедия

  • Розмини-Сербати Антонио — (Rosmini Serbati) (1797 1855), итальянский католический философ и богослов, общественный и церковный деятель. Участник Рисорджименто. Попытался освоить проблематику немецкого классического идеализма с позиций христианского платонизма… …   Энциклопедический словарь

  • Розмини-Сербати — (Rosmini Serbati)         Антонио (25.3.1797, Роверето, 1.7.1855, Стреза), итальянский философ и теолог, общественный и церковный деятель. В 1821 принял церковный сан, в 1822 окончил Падуанский университет. Активный участник движения за… …   Большая советская энциклопедия

  • Розмини-Сербати А. — РОЗМИ́НИ СЕРБÁТИ (Rosmini Serbati) Антонио (1797–1855), итал. католич. философ и богослов, обществ. и церк. деятель. Активный участник движения за воссоединение Италии (Рисорджименто). Попытался освоить проблематику нем. классич. идеализма с …   Биографический словарь

  • Розмини-Сербати (Rosmini Serbati) Антонио — (1797—1855), итальянский католический философ и богослов, общественный и церковный деятель. Активный участник движения за воссоединение Италии (Рисорджименто). Попытался освоить проблематику немецкого классического идеализма с позиций… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Розмини Антонио — Антонио Розмини и философия идеального бытия Жизнь и сочинения     Антонио Розмини Сербати родился в Роверето (Трентино) в 1797 г. В университете Падуи он изучал медицину, сельское хозяйство и литературу. Начавшаяся карьера священника была… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • СПИРИТУАЛИЗМ — (от лат. spiritualis духовный) 1. Филос. концепция, признающая дух и его формы субстанцией всего существующего. 2. Тенденция во фр. философии. Термин «С.» впервые применил к своей философии (эклектическому соединению нем. трансцендентализма и фр …   Философская энциклопедия

  • ТРАДИЦИОНАЛИЗМ — (лат.) преувеличение роли традиций в науке, искусстве, вере, обычаях и нравах. Философский энциклопедический словарь. 2010. ТРАДИЦИОНАЛИЗМ     ТРАДИЦИОНАЛИЗМ ориентация индивидуальног …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»