- ПАЛИНГЕНЕСИЯ
- ПАЛИНГЕНЕСИЯ
-
(греч. , от — опять, вновь и — рождение, т. е.— новое рождение, возрождение), термин др.-греч. философии.1) Первоначально в стоицизме означал «возрождение» мира после мирового пожара (экпюросис) (Хрисипп SVK II, 191, 187; Боэт-стоик SVF III, 263; Марк Аврелий II, 1: «периодическая П. всех вещей») и был синонимом др. термина для «вечного возвращения» — апо-катастасиса, «восстановления»; такое употребление встречается у Прокла (комм, к «Тимею» 3, 241 Diehl).2) Позднее термин «П.» попал в сферу пифагорейского учения о метемпсихозе; впервые в значении «возрождения в новом теле» употребляется у Плутарха (De esu carnium 4, 998 с; De Is. 72, 379e, зачатки уже у Пла-тона — Менон 81Ь); во множеств. числе (-V) — «инкарнации». Неопифагореец 2 в. н. а. прений, по свидетельству Немесия Эмесского («О природе человека» 3, 117 Matthaei), написал трактат «О П.» (сохранилось 11 цитат), причём П. «он называет реинкарнацию» (Немесий). 3) В эллинистич. мистериальных культах — «новое рождение» при посвящении в таинства (см. особенно 13-й трактат «Герметич. корпуса»); П. совершается при жизни и означает духовное обновление-возрождение, которому предшествует символич. смерть старого, греховного человека. К этому кругу идей восходит «купель нового рождения» (П. в Новом завете, Тит 3,5 — об обряде крещения); термин «П.» применяется также и к воскресению (Матф. 19, 28). 4) В эпоху Возрождения П. становится ключевым словом, выражающим программу воскрешения антич. жизни, науки и искусства.Dorrie H., «Palingenesia», в кн.: Der kleine Pauly, Bd 4, Munch., 1972, S. 428—29; Reitzenstein R., Die hellenistischen Mysterienreligionen, Lpz.— В., 19273, S. 267—70; Harnack A., Die Terminologie der Wiedergeburt..., в кн.: Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, Bd 42, H. 3, Lpz,, 1918, S. 97—143; Nilsson M. P., Geschichte der griechischen Religion., Bd 2, Munch., 1961, S. 685—93.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ПАЛИНГЕНЕСИЯ
-
ПАЛИНГЕНЕСИЯ (греч. παλιγγενεσία, от πάλιν — опять, вновь и γένεσις — рождение, т. е. новое рождение, возрождение) — термин древнегреческой философии. 1) Первоначально в стоицизме означал “возрождение” мира после мирового пожара (экпюросис) (Хрисипп SVF II, 191,187; Боэт-стоик SVF III, 263; Марк Аврелий II, 1: “периодическая палингенесия всех вещей”) и был синонимом др. термина для “вечного возвращения” — апокатастасиса, “восстановления”; такое употребление встречается у Прокла (комм. к “Тимею” 3, 241 Diehl). 2) Позднее термин “палингенесия” попал в сферу пифагорейского учения о метемпсихозе; впервые в значении “возрождения в новом теле” употребляется у Плутарха (De esu camium 4,998с; De Is. 72,379e, зачатки уже у Платона — Менон 81Ь); во множеств, числе (παλιγγεςιεσυχι) — “инкарнации”. Неопифагореец 2 в. н. э. Кроний, по свидетельству Немесия Эмесского (О природе человека 3,117 Matthaei), написал трактат “О палингенесии” (сохранилось 11 цитат), причем палингенесией “он называет реинкарнацию” (Немесий). 3) В эллинистических мистериальных культах — “новое рождение” при посвящении в таинства (см. особенно 13-й трактат “Герметического корпуса”); палингенесия совершается при жизни и означает духовное обновление-возрождение, которому предшествует символическая смерть старого, греховного человека. К этому кругу идей восходит “купель нового рождения” (палингенесия в Новом Завете, Тит. 3, 5,— об обряде крещения); термин “палингенесия” применяется также и к вос1фесению (Матф. 19, 28); ср. также учение Оригена об апокатастасисе. 4) В эпоху Возрождения палингенесия становится ключевым словом, выражающим программу воскрешения античной жизни, науки и искусства.Лит.: Dörrie H. “Palingenesia”. — Der kleine Päuly. Bd 4, Munch., 1972, S. 428—29; Reltwnstein K. Die hellenistischen Mysterienreligionen. Lpz.-B., 1927, S. 267—70; HamackA. Die Terminologie der Wiedergeburt...— Texte uni Untersuchungen zur Geschichte der altehristlichen Literatur. Bd42, H.3. Lpz., 1918, S. 97-143; NilssonM. V. Geschichte der griechischen Religion. Bd2. Mьnch., 1961, S. 685-93.А В. Лебедев
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.