НЕОДАОСИЗМ

НЕОДАОСИЗМ
НЕОДАОСИЗМ
        (с юань с ю е — учение о сокровенном, таинственном), течение кит. философии, возникшее в 3—4 вв. и представляющее собой возрождение фплос. даосизма. В период Вэй-Цзинь (3—5вв.) заняло господствующее положение в идеология, жизни Китая. Поскольку одной из гл. форм деятельности его приверженцев были возвышенные филос. беседы, участники крых старались «лучшим языком выразить лучшие мысли», оно получило также назв. цин тань (букв. — чистые, безупречные беседы) или сюань янь (букв. — разговоры о сокровенном), т. к. предметом их рассуждений было сокровенное дао.
        Появление Н., подготовленное учением Ван Чуна, связано с падением династии Хань в 220, распадом единой империи, проникновением в Китай буддизма. Основателями Н. были Хэ Янь (Хэ Пишу, 190—249) и Ван Ни (Ван Фусы, 226—249), продолжателями Цзи Кан (Цзи Шуе, 223—262) и Сян Сю (Сян Цзыци, 227— 277), принадлежавшие к группе т. н. семи мудрецов из бамбуковых зарослей, Го Сян (Го Цзысюань, 252—312) н др. Самым выдающимся представителем Н. был Гэ Хун (Гэ Чжичуань, 283—363), известный под лит. псевдонимом Баопу-цзы. Неодаосисты исходили из идей «Лао-цзы» («Дао дэ цзинъ), «Чжуан-цзы» и «Чжоу-и» («Ицзин»), соединяя их с учением конфуцианства (они считали Конфуция великим мудрецом, стоявшим выше Лао-цзы и Чжуан-цзы), минцзя и др. школ. Осн. источник сведений о филос. концепциях Н.— комментарии к конфуцианским классикам, а также сборники притч и рассказов-анекдотов, особенно произв. Лю Ицина (403—444) с комм. Лю Сяобяо (463—521) «Ши-шо синь-юй» («Новое изложение рассказов, в свете ходящих»).
        Н. ставил своей целью достижение состояния «фэн лю» (букв.— «ветер и поток») — свободной непринуждённой жизни в согласии с самим собой, собств. природой и природой вообще. В отличие от классич. даосизма Н. считал, что дао — это ничто, все вещи спонтанно возникают сами из себя, а не из дао; формула «бытие рождается из небытия» означала для них, что бытие возникает само из себя. Поскольку вся Вселенная находится в постоянном движении и изменении, то общество, человек, институты, мораль должны меняться, приспосабливаться к настоящему моменту. Согласие с этим процессом, следование естественному означает «недеяние», препятствование ему, сохранение устаревшего — «деяние» (т. е. что-то искусственное). Знание должно естественно проистекать из природы индивида, а не быть подражанием мудрецам. Все вещи равны между собой, нет разницы между великим и малым, жизнью и смертью, короткой и длинной жизнью и т. п. В дальнейшем Н. слился с буддизмом и исчез как филос. течение.
        Семененко И. И., Цзн Кан и некоторые моменты идеологич. борьбы в сер. 3 в. н. а., в кн.: Вопросы кит. филологии, М., 1974, с. 58—63; Зайцев В. В., Враги и друзья Цзи Кана, там же, с. 48—57; Малявин В. В., Жуань Цзи, М., 1978; Бадылкин Л. Е., Жизненные ценности в «Фэн Лю», в кн.: Десятая науч. конференция «Об-во и государство в Китае». Тезисы и доклады, ч. 1, М., 1979, с. 93—96; Pung Yu - lan, A short history of Chinese philosophy, N. Y., 1958, p. 204—40; Fоrke A., Geschichte der mittelalterlichen chinesischen Philosophie Hamb., U134, S. 181—85, 204—26.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

НЕОДАОСИЗМ

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "НЕОДАОСИЗМ" в других словарях:

  • СЮАНЬ СЮЭ —     СЮАНЬ СЮЭ (“учение о сокровенном”) течение в китайском умозрении, возникшее под влиянием знакомства с буддизмом и приобретшее влияние в эпоху Вэй Цзинь (3 5 вв. н. э.). В это время буддизм все еще рассматривали в “даосском” контексте, в… …   Философская энциклопедия

  • ДАОСИЗМ — (кит. дао цзя, дао цзяо школа дао, учение дао) одно из основных направлений китайской философии. Родоначальником Д. считается Лао цзы, которому традиция приписывает авторство основополагающего даоского трактата «Дао дэ цзин» (первоначально «Лао… …   Философская энциклопедия

  • СЮАНЬСЮЭ — (букв. – учение о сокровенном, таинственном) – идеалистич. направление в истории кит. философии 3–4 вв. н.э. Иногда термин С. переводят как неодаосизм. Наиболее известные представители этого филос. направления – Ван Би, Сян Сю, Хэ Янь, Го Сян… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»