МОЛОДЁЖЬ

МОЛОДЁЖЬ
МОЛОДЁЖЬ
        социально-Демографич. группа, выделяемая на основе совокупности возрастных. характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социальнопсихологич. свойств. -Молодость как определ. фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социальнопсихологич. особенности имеют социально-историч. природу и зависят от обществ. строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.
        В доклассовом обществе социальные характеристики в наибольшей степени связаны с естеств.биологическими и в известной мере производны от последних. В первую очередь это касается таких универс. признаков, как пол и возраст, на которых покоятся древнейшие естеств. формы разделения труда. В большинстве таких обществ существовала система организованных возрастных групп. В некоторых обществах возрастные группы охватывали всё население, в других — только М., ещё не достигшую полной социальной зрелости (по принятым в данном обществе критериям). Система возрастных групп была элементом социальной организации, выполнявшим функции разделения труда, управления и социализации М.
        С переходом к классовому обществу единство возрастных и социальных характеристик разрывается. Обществ, положение индивида и его престиж определяются уже не столько возрастом, сколько социальным происхождением и имуществ. положением. Осн. ячейкой первичной социализации постепенно становится семья, а возрастные группы утрачивают свой обязательный, формальный характер. Сами критерии молодости и зрелости становятся менее чёткими. В ср. века границы молодости чаще всего увязывались с юридич. критериями и нормами обычного права, регулировавшими условия достижения «взрослого» статуса. В новое время положение ещё более усложнилось. Процесс акцелерации существенно ускорил физическое, и в частности половое, созревание детей и подростков, которое традиционно считается нижней границей юности. С другой стороны, усложнение трудовой и обществ.-политич. деятельности, в которой должен участвовать человек, вызывает удлинение общественно необходимого срока подготовки к жизни, в частности периода обучения, с крым ассоциируется известная неполнота социального статуса.
        Совр. М. дольше обучается в школе и соответственно позже начинает самостоят. трудовую жизнь. Усложнились и сами критерии социальной зрелости. Начало самостоят. трудовой жизни, завершение образования и приобретение стабильной профессии, получение политич. и гражд. прав, материальная независимость от родителей, вступление в брак и рождение первого ребёнка — все эти события, в своей совокупности дающие человеку чувство полной взрослости и соответствующий социальный статус, наступают не одновременно, и сама их последовательность и символич. значение каждого из них не одинаковы в разных социальных слоях. Отсюда и дискуссионность хронологич., абсолютных возрастных границ: нижнюю границу М. разные авторы устанавливают между 14 и 16, а верхнюю — между 25 и 30 годами и даже позже.
        Усложняется и сам процесс социализации. Формирование личности совр. молодого человека осуществляется под влиянием неск. относительно автономных социальных факторов, важнейшими из которых являются: семья, школа, трудовой коллектив, общество сверстников, молодёжные организации, большей частью направляемые взрослыми, и многообразные неформальные, стихийные группы и сообщества, средства массовой коммуникации. Организация воспитания и обучения М. по возрастному принципу способствует выработке специфич. «молодёжного» самосознания и стиля жизни («субкультуры»). Ускорение темпов обществ. жизни в связи с науч.-технич. прогрессом влечёт за собой повышение роли и значения М. в обществ.-политич. и культурной жизни.
        Существуют качеств. различия в положении М. в условиях противоположных обществ. систем. При капитализме молодые люди не чувствуют себя хозяевами собственной жизни, у них отсутствует уверенность в будущем. Труд на эксплуататоров не даёт большинству молодых людей достаточного удовлетворения, а односторонние потребительские ориентации приводят в конечном итоге к духовной опустошённости. Всё это вызывает чувство протеста и неудовлетворённости существующим обществом. Формы этого протеста различны (попытки хиппи вести «неприобретательский» образ жизни, обращение к религ. вере, вост. мистицизму, политич. молодёжное и студенч. движение во имя общедемократич. или социалистич. целей).
        Повышение социального веса М. и рост молодёжного движения стимулировали интерес к молодёжным проблемам со стороны учёных, особенно социологов. Однако многие немарксистские работы страдают рядом типичных недостатков, таких, как подмена социальных проблем психофизиологическими; недооценка социально-классового расслоения М. и преувеличение её культурно-идеологич. гомогенности, доходящее до утверждений, что М. является самостоят. обществ. классом, идущим якобы на смену «обуржуазившемуся» пролетариату; необоснованная экстраполяция выводов, полученных на основе изучения групп М. из средних слоев развитых капиталистич. стран, на всю М.
        Коммунистич. партии, руководствуясь марксистско-ленинской теорией, рассматривают М. и молодёжное движение с классовых позиций. М. в классовом обществе классово неоднородна, и различные её отряды (рабочая, крестьянская, учащаяся М.) имеют свои специфич. интересы, причём классовая общность объективно перевешивает возрастную. Существенно различны положение и проблемы М. в развитых и в развивающихся странах. Поэтому нельзя говорить о М. как о единой политич. и идеологич. силе. Оценивать молодёжное движение и его лидеров нужно не столько по их словам и лозунгам, сколько по их реальным делам и классовой позиции.
        Принципиально новые пути открывает перед М. социализм, дающий ей возможности свободного развития и творч. деятельности. М. занимает важное место в со-циальнодемографич. структуре и общественно-политич. жизни социалистич. общества. КПСС проявляет постоянную заботу о воспитании М. и росте её социальной активности. Большое внимание уделяется развитию школы, проф.-технич. образования, высшей школы. Совершенствуется система проф. ориентации и подготовки М. к труду, а также руководство её трудовой деятельностью. Авангард советской М.— Ленинский комсомол — объединяет около 42 млн. юношей и девушек. При этом М. рассматривается не как пассивный объект заботы и воспитания, а как активная творч. сила социального обновления и развития.
        Маркс К. и Энгельс Ф., О М., Сб., М., 1972; Ленин В. И., О М., Сб., М., 1970; Лисовский В. Т., Эскиз к портрету, М., 1969; Человек и общество. Социальные проблемы М., Л., 1969; Решетов П. Н., Неприкаянные...?, [М., 1970]; Большаков В. В., Бунт в тупике?, Ш·, 19731; Боряз В. Н., Молодежь. Методологические проблемы исследования, Л., 1973; Васильев Э. К., Социально-профессиональный уровень городской молодежи, Л., 1973; Общество и молодежь, M., 19732; Иконникова С. Н., Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ, Л., 1974; Социальный облик колхозной М., М., 1976; Проблеми на младежта, в. 10—11, София, 1977; К о н И. С., Психология юношеского возраста М 1979; Шубкин В. Н., Начало пути, М., 1979; Социальный облик рабочей M., M., 1980; Youth in a changing world ed. B. Fuchs, Hague — P., 1976; Friedrich W Jugend und Jugendforschung, B., 1976; Handbooks of adolescent psychology, ed. J. Adelson, ?. ?., 1980.
        И. С. Кон.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Антонимы:

Полезное


Смотреть что такое "МОЛОДЁЖЬ" в других словарях:

  • молодёжь — молодёжь, и …   Русское словесное ударение

  • молодёжь — молодёжь, и …   Русский орфографический словарь

  • молодёжь — молодёжь …   Словарь употребления буквы Ё

  • молодёжь — молод/ёжь/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • Молодёжь — Молодёжь  это особая социально возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей,… …   Википедия

  • молодёжь — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? молодёжи, чему? молодёжи, (вижу) что? молодёжь, чем? молодёжью, о чём? о молодёжи Молодёжью называют молодых людей, юношей и девушек. Столичная, провинциальная молодёжь. | Дворец молодёжи. |… …   Толковый словарь Дмитриева

  • молодёжь — молодёжь, молодёжи, молодёжи, молодёжей, молодёжи, молодёжам, молодёжь, молодёжи, молодёжью, молодёжами, молодёжи, молодёжах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • МОЛОДЁЖЬ — МОЛОДЁЖЬ, и, жен., собир. Молодое поколение, молодые люди. День молодёжи (праздник молодёжи). | прил. молодёжный, ая, ое. Молодёжные бригады. Молодёжное кафе. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • молодёжь — и; ж. собир. Молодые люди; юноши, девушки. Учащаяся, рабочая, сельская м. М. всего мира. Обращение к молодёжи. Фестиваль молодёжи и студентов. Золотая м. (неодобр.; о состоятельных молодых людях, ведущих праздный образ жизни). * * * молодёжь… …   Энциклопедический словарь

  • МОЛОДЁЖЬ — (молодежь неправ.), молодёжи, мн. нет, жен. 1. Молодое, подрастающее поколение. Ленинский Коммунистический Союз Молодежи. Учащаяся молодежь. 2. собир. Молодые люди, юноши и девушки. Собралась молодежь потанцовать. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… …   Толковый словарь Ушакова


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»