«МЕТАФИЗИКА СВЕТА»

«МЕТАФИЗИКА СВЕТА»
«МЕТАФИЗИКА СВЕТА»
        характерный для поздне-антич. и ср.-век. философии комплекс представлений о свете: в онтологич. плане — как о субстанции всего сущего; в гносеологич. плане — как о принципе позна-ния; в эстетич. плане — как о сущности прекрасного. Имеет как библейские, так и платонич. и особенно неоплатонич. истоки. В Ветхом завете сотворение света (Быт. 1, 3) предшествует всем другим творч. актам бога; в Новом завете говорится не только о «непристуц-ном свете» как месте «обитания» бога (1 Тим. 6, 16), но и о том, что сам бог «есть свет» (1 Ио. 1, 5). Библейская линия продолжена в традиции христ. мистики, особенно православной, учившей о «невещественном», но совершенно конкретном свете, в явлении которого снимается различие чувственного и не-чувственного (Симеон Новый Богослов, исихазм), а также в исламе (24-я сура Корана); наличный в некоторых новозаветных текстах дуализм света и мрака абсолютизирован в гностицизме, манихействе и некоторых ересях христианства и ислама как противоположность двух первосубстанций. С др. стороны, Платон учил, что солнце есть аналог идеи блага («Государство» VI 508 b—е), которое есть духовный свет (VII 540 а). Учение неоплатоников об эманации поставило сверхчувств. свет единого и чувств. свет как его проявление во тьме материи в отношении иерархии, разработанные в христ. теологии Псевдо-Дионисием Ареопагитом. Др. важнейшим представителем «М. с.» в патристике был Августин. Под его влиянием складывается доктрина англ. схоласта 13 в. Роберта Гроссетес-та, согласно которой свет есть тончайшая, но материальная субстанция, лежащая в основе всех вещей, ибо она одна из всего материального обладает способностью к самопроизвольному возрастанию, неограниченно расширяясь в пространстве. Под влиянием Гроссетеста развивали «М. с.» Р. Бэкон и другие схоласты, в том числе Альберт Великий и Бонавентура, настаивавшие, однако, на нематериальном характере света. Отражение «М., с.» ощутимо во всей культуре средневековья (трактовка света ввизант. мозаиках, рус. иконах и зап.европ. витражах, поэзия света в «Рае» Данте и т. п.). Ее отголоски встречаются в пантеистич. мотивах Бёме и в натурфилософии Шеллинга.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "«МЕТАФИЗИКА СВЕТА»" в других словарях:

  • МЕТАФИЗИКА СВЕТА — (нем. Lichtmetaphysik) историко философский термин, относящийся к устоявшейся в рамках позднеантичнои и средневековой культуры системе теологических, филос. и естественно научных представлений о свете как объединяющем в себе все сущее… …   Философская энциклопедия

  • "Метафизика света" — характерный для позднеантичной и средневековой философии комплекс представлений о свете: в онтологическом плане как о субстанции всего сущего; в гносеологическом плане как о принципе познания; в эстетическом плане как о сущности прекрасного.… …   Энциклопедия культурологии

  • Сердца метафизика —    духовное узрение феномена сердца и последующие размышления о нем в своеобразной метафизической форме. В рус. культуре, включая и философию, С. рассматривается как чрезвычайно насыщенный многообразными смыслами глубинный символ, к к рому… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • СЕРДЦА МЕТАФИЗИКА — духовное узрение феномена сердца и последующие размышления о нем в своеобразной метафизической форме. В рус. культуре, включая и философию, С. рассматривается как чрезвычайно насыщенный многообразными смыслами глубинный символ, к к рому… …   Русская философия: словарь

  • НАТУРФИЛОСОФИЯ — (от лат. natura природа) философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между естествознанием и Н., ее место в философии исторически менялись. Наиболее значительную роль Н. играла в древности.… …   Философская энциклопедия

  • Сухраварди, Шихабуддин Яхъя — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сухраварди. Шихабуддин Яхъя Сухраварди شهاب‌الدین سهروردی Дата рождения: 1155 год(1155) …   Википедия

  • ЭФИР —         (греч. ?? ?? верхние слои воздуха)         1) термин др. греч. философии, один из элементов, т. н. пятая субстанция (после земли, воды, воздуха и огня). см. Квинтэссенция.         2) Э. миpовой, световой Э., гипотетич. всепроникающая… …   Философская энциклопедия

  • ИШРАК —         (араб., букв. сияние, блеск), мусульм. «метафизика света», религ. филос. учение о свете и мистич. озарении, развитое суфийским мыслителем Сух раварди и его последователями; символ сокровенного знания, истинного пути и спасения. Восходит к …   Философская энциклопедия

  • ГРОССЕТЕСТ — [Гростест; англ. Grosseteste; прозвище Большая Голова; англ. Greathead, лат. Grossum Caput] Роберт (ок. 1168 или 1175, Страдбрук, совр. графство Суффолк, Великобритания 8/9.10.1253, Бакден, близ Хантингдона), еп. Линкольнский, богослов, философ,… …   Православная энциклопедия

  • эфир —         ЭФИР (греч. ai8r)p) в исходном значении понятие связывалось с верхними, небесными слоями воздуха. Гомер называет Э. «чертогом Зевса», местом обитания бессмертных олимпийских богов. У Гесиода он один из прародителей мира, сын Эреба и Ночи …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»