- ЛУ ЦЗЮЮАНЬ
- ЛУ ЦЗЮЮАНЬ
-
(др. имена—Лу Цзыцзин, Лу Сяншань) (26.3.1139, Цзиньси, пров. Цзянси, — 10.1.1193, Цзиньмынь, пров. Хубэй), кит. философ, представитель неоконфуцианства. Основатель школы Л у— Ван (см. Чан). Друг Чжу Си. Л. Ц. и его братьев Лу Цзю-шао и Лу Цзюлина называли «школой (учением) трёх учителей Лу». Его произв. собраны в «Сяншань цю-ань-цзи» [«Полное собрание (произв. учителя) Сянша-ня»]. В основу своего учения Л. Ц. положил «синь» (сердце, душа, ум, разум, мысль) — термин, который, видимо, лучше всего передаётся понятием «сознание». Синь, единое и неделимое, тождественно принципу (ли-закону); принципы природы (букв. неба), человека и вещей существуют только в нашем сознании, ибо лишь синь является тем, что существует на самом деле: «Вселенная — это и есть мое синь, синь — это и есть Вселенная». В моральном плане синь является «самоопределяющимся», обладающим прирождённым знанием добра и такой же способностью творить добро. Идеи Л. Ц., впоследствии развитые Ван Янмином, были противоположны взглядам Чжу Си, что привело к противостоянию этих течений на протяжении неск. столетий.Буров В. Г., Мировоззрение кит. мыслителя 17 в. Ван уань-шаня, М., 1976, с. 39—52; H u a n g Hsiu-chi, Lu Hsiangshan, a twelfth century Chinese idealist philosopher, New Haven, 1944; Fung Yulan, The spirit oi Chinese philosophy, L., 1962, p. 192—203;см. также лит. к ст. Неоконфуцианство.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ЛУ ЦЗЮЮАНЬ
-
ЛУ ЦЗЮЮАНЬ (Лу Сяншань, Лу Цзыцзин) (26 марта 1139, Цзиньси провинции Цзянси — 10 января 1193, Цзинмэнь провинции Хубэй) — китайский философ, основоположник одного из двух главных направлений в неоконфуцианстве — Лу Цзююаня] — Ван [Янмина] школы, или, неточно, синь сюэ (“учение о сердце”). Происходил из образованной и родовитой семьи, находился на государственной службе. Был другом и одновременно основным оппонентом Чжу Си, ведущего представителя другого главного направления в неоконфуцианстве — Чэн [братьев] — Чжу [Си] школы. Философско-литературное наследие Лу Цзююаня невелико, он не создал систематического учения. Малопопулярный при жизни, Лу Цзююань прославился благодаря тому, что через четыре столетия его идеи нашли продолжение в доминировавшей в духовной жизни интеллектуальной элиты Китая в 16—17 вв. доктрине Ван Янмина (хотя сам Ван Янмин был склонен преувеличивать свою близость к Чжу Си и преуменьшать свою связь с учением Лу Цзююаня). Парадоксальное совпадение гонений в 1529—67 на Ван Янмина с возвеличиванием Лу Цзююаня (в 1530 он был официально включен в число наиболее выдающихся конфуцианцев) отразило конкретноисторическую ситуацию идейного торжества их школы, которое во 2-й пол. 16 в. было подтверждено и официальным признанием выдающихся заслуг Ван Янмина.Все рассуждения Лу Цзююаня пронизаны общей мыслью о таком изоморфном единстве субъекта и объекта, в котором каждый из них является полным аналогом другого: “Вселенная — это мое сердце, мое сердце — это вселенная”. Поскольку психика (“сердце” — синь) любого человека содержит в себе, по Лу Цзююаню, все “принципы” (ли) мироздания, всякое познание может и должно быть интроспективным, а нравственность — автономной. Представление об абсолютной самодостаточности каждой личности обусловливало и пренебрежение Лу Цзююаня доктриналъной ученостью: “Шесть канонов должны комментировать меня. Зачем мне комментировать шесть канонов?” Конфуцианские ортодоксы критиковали эти взгляды как замаскированный чань-буддизм (см. Чань школа). Со своей стороны Лу Цзююань усматривал даосско-буддийское влияние в осуществленной Чжу Си идентификации конфуцианской трактовки “Великого предела” (таи цзи) с даосской доктриной “Беспредельного/предела отсутствия” (у цзи).Соч.: Сяншань цюань цзи (Поли. собр. соч.), в изд.: Сы бу бэй яо, Цзы, № 59. Шанхай, 1934; Лу Сяншань вэнь цзи (Собр. литературных творений), ред. Фукуда Сигэру. Токио, 1972; Лу Цзююань цзи (Собр. соч.). Пекин, 1980; Chan Wing-tsit, A Source Book in Chinese Philosophy. Princeton (N.J.), 1963, p. 572—77.Лит.: КобзевА. И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983, с. 73—81 и др.; Ху Чмсэфу. Лу Ван чжэсюэ бянь вэй (О тонких различиях между философиями Лу [Цзююаня и] Ван (Янмина]). Тайбэй, 1966; Чжан Ливэнь. Лу Цзююань. — В кн.: Чжунго гудай чжумин чжэсюэцзя пинчжуань (Критические биографии знаменитых философов древнего Китая), т. 3, кн. 1. Цзинань, 1981; Ся Чжэньтао. Лу Цзююань дэ “синь сюэ” поуси (Разъяснение “учения о сердце” Лу Цзююаня). — “Чжунго чжэсюэ ши яньцзю”, 1981, № 4: Инь Сели. Лунь Лу Цзююань юйчжоугуань дэ тэдянь (Об особенностях космологии Лу Цзююаня). — Там же. 1982, № 2; Чэнь Гаохуа. Лу сюэ цзай Юань дай (Учение Лу [Цзююаня] в эпоху Юань). — В кн.: Чжунго чжэсюэ (Китайская философия), в. 9. Пекин, 1983; Ciidy L. V. L. The Philosophy of Lu Hsiang-shan, a NeoConfucian Monistic Idealist. — “Union Theological Seminary D. Th.”, v. 1,2. N. Y, 1939 (typescript); Huang Siu-chi. Lu Hsiang-shan: a Twelfth Century Chinese Idealist Philosopher, New Haven, 1944.А. И. Кобзев
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.