ЛЕОНТЬЕВ

ЛЕОНТЬЕВ
ЛЕОНТЬЕВ
        Константин Николаевич [13(25).1.1831, Кудиново, ныне Малоярославецкого р-на Калужской обл.,—12(24).И.1891, Троице-Сергиев посад, ныне Загорск Моск. обл.], рус. писатель, публицист и лит. критик. Известность приобрёл статьями о практич. политике и на культурно-историч. темы (сб. статей «Восток, Россия и славянство», т. 1—2, 1885—86), а также лит.-критич. этюдами (о романах Л. Толстого, об И. С. Тургеневе и др.). Культурноисторич. взгляды Л., сложившиеся под влиянием Данилевского, характеризуются выделением трёх стадий циклич. развития— первичной «простоты», «цветущей сложности» и вторичного «упрощения» и «смешения», что служит у Л. дополнит. обоснованием идеала «красочной и многообразной» росс. действительности, противопоставленной зап. «всесмешению» и «всеблаженству».
        Мировоззрение Л. имело охранит, направленность. Предугадывая грядущие революц. потрясения и считая одной из гл. опасностей бурж. либерализм с его «омещаниванием» быта и культом всеобщего благополучия, Л. проповедовал в качестве организующего принципа гос. и обществ. жизни «византизм» — твердую монархич. власть, строгую церковность, сохранение крест. общины, жёсткое сословно-иерархич. деление общества. Путём союза России с Востоком (мусульм. странами, Индией, Тибетом, Китаем) и политич. экспансии на Бл. Востоке как средства превращения России в новый историч. центр христ. мира Л. надеялся затормозить процесс «либерализации» России и уберечь её от революции.
        Собр. соч., т. 1—9, М., 1912—13; Моя лит. судьба. Автобиография, в кн.: Лит. наследство, т. 22—24, М., 1935.
        Памяти К. Н. Л., в кн.: Лит. сб., СПБ, 1911; Преображенский П. Ф., А. Герцен и К. Л.,«Печать и революция», 1922, кн. 2; Бердяев H.A., К. Л., Париж, 1926; История философии в СССР, т. 3, М., 1968; К о l o g г i v o v I. v., Von Hellas zum Monchtum. Leben und Denken K. Leontjews, B., 1948; Gasparini E., Le prevision! di C. Leorit'ev, Venezia, 1957.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

ЛЕОНТЬЕВ
    ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич [13(25) января 1831, с. Кудиново, Калужской губ. — 12(14) ноября 1891, ТроицеСергиева лавра] — русский философ, писатель, публицист. В 1850—54 обучался на медицинском факультете Московского университета. Участвовал в Крымской войне. В кон. 1850-х — 60-е гг. на дипломатической службе. В 1871 смертельно заболев, обратился к религии и оставил службу. С 1880 Леонтьев вновь на государственной службе в качестве цензора Московского цензурного комитета. В 1887 по состоянию здоровья вышел в отставку и обосновался в Оптиной пустыни. В 1891 тайно постригся в монахи; вскоре он покинул Оптину пустынь и переселился в Троице-Сергиеву лавру, но по дороге простудился, заболел воспалением легких и скончался.
    Оригинальный характер философских воззрений Леонтьева определяется его учением об эстетике жизни, центральная идея которого — выделение двух основных родов бытия: восходящей жизни (“цветущей сложности”) и нисходящей (“вторичное смесительное упрощение”). Развивая эту идею, Леонтьев утверждает, что надо всем сущим, в т. ч. и над историческими образованиями, властвует триединый закон фаз жизненного цикла от “первичной простоты” к “цветущей сложности” и “вторичному смесительному упрощению”. Леонтьев дал оригинальную социально-философскую интерпретацию триединого закона, связав восходящую фазу жизненного цикла с деспотическими общественными формами (“принципом византизма”), а нисходящую — с торжеством демократических начал в общественной жизни. Выступая, подобно Ф. Ницше, за восходящую жизнь, против упадка жизни и разложения, Леонтьев, естественно, отдавал предпочтение деспотическим, а не демократическим формам общественной организации. Демократические общества — менее “красивые”, менее “сложные” и “противоречивые” образования. чем общества деспотические. ПоЛеонтьеву, усложнение элементов, составляющих общество, требует особой деспотической интеграции.
    Деспотический принцип общественной жизни, т. е. “принцип византизма”. есть совокупность принудительных начал, характеризующихся в государственном отношении как самодержавие. в религиозном — как истинное византийское православное христианство, в нравственном — как отрешение от идей обретения земного благополучия и счастья. К византийским началам относятся также неравенство, иерархия, строгая дисциплина, смирение и послушание. Именно на фундаменте этих начал и возможно, по Леонтьеву, создание истинно прочных и “красивых” общественных форм.
    Религиозные воззрения Леонтьева характеризовались противопоставлением истинного аскетического византийского православия и неистинного “розового” христианства. ПоЛеонтьеву все положительные (т. е. истинные) религии открыли и усвоили ту истину, что в жизни неизбежны зло, страдания, трагедия. Однако в новоевропейской культуре выработалось ложное представление о том, что “возможно улучшение жизни для всех”, т. е. идея либерально-гуманистического прогресса, которая проникла в некоторые трактовки христианства, исказив тем самым его сущность. Как и идея прогресса, искаженная трактовка христианства (“розовое христианство”) есть “ложный продукт демократического разрушения старых европейских обществ”.
    Политические воззрения Леонтьева в целом консервативноохранительные. Главную миссию России он видит в противодействии “исторической экспансии” Запада — ибо только в этом случае у России появляется шанс на самосохранение. В этой связи Леонтьев выдвигает идею культурно-политического союза России с Востоком против Запада (впоследствии эта идея оказала серьезное влияние на евразийцев). Российскому самодержавному государству Леонтьев в первую очередь предписывает охранительные цели во внутренней и внешней политике. Основные пункты внутриполитической программы: практическая и идеологическая защита самодержавия, авторитета государя. Православной церкви, борьба с западным просвещением, с либерально-гуманистической и социалистической идеологиями. Своих политических единомышленников Леонтьев призывает “учиться делать реакцию”, “властвовать беззастенчиво”.
    Соч.: Соч., т. 1—9. M., 1912; Цветущая сложность. Избр. статьи. М., 1992; Восток, Россия и славянство. М., 1996.
    Лит.: К. Н. Леонтьев: Pro et contra, кн. 1—2. СПб., 1995.
    Архив: РФ ГЛМ, ф. 196, on. l.
    С. И. Бажов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ЛЕОНТЬЕВ" в других словарях:

  • Леонтьев — Константин Николаевич (1831 1891) писатель публицист. Родился в старинной дворянской семье. Работал врачом (1854 1863), дипломатом на Ближнем Востоке (1863 1873), журналистом и цензором (1880 1887). Последние годы жизни провел в монастыре.… …   Литературная энциклопедия

  • Леонтьев — Леонтьев, П. М. (1822 1874) журналист и филолог. Принадлежал к кружку, образовавшемуся вокруг Русского Вестника , Московских Ведомостей и Каткова. С 1847 г. профессор римской словесности в Московском университете. Писал по вопросам классической… …   1000 биографий

  • ЛЕОНТЬЕВ — • ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич (1903 1979) советский психолог, профессор (1932), доктор педагогических наук (1941), академик АПН РСФСР (1950), основатель (1965) и декан психологического факультета Московского университета (по 1979). Академик… …   Новейший философский словарь

  • ЛЕОНТЬЕВ — Валерий Яковлевич (родился в 1949), российский эстрадный певец. Исполнительская манера отличается экспрессией и театральностью …   Современная энциклопедия

  • ЛЕОНТЬЕВ — (Leontief) Василий Васильевич (родился в 1906), американский экономист. Родился в России, с 1931 в США. Разработал метод экономико математического анализа затраты выпуск для изучения межотраслевых связей, структуры экономики и составления баланса …   Современная энциклопедия

  • ЛЕОНТЬЕВ — Константин Николаевич (1831 1891), русский писатель, публицист и литературный критик; поздний славянофил. Считая главной опасностью либерализм с его омещаниванием быта и культом всеобщего благополучия, проповедовал византизм (церковность,… …   Современная энциклопедия

  • Леонтьев — (Константин Николаевич, 1831 91) публицист иповествователь, оригинальный и талантливый проповедниккрайне консервативных взглядов; из калужских помещиков, учился медицинев моск. унив., был в крымскую кампанию военным врачом, потом домашним… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Леонтьев, Л. — Леонтьев, Л.автор ром. Пустоцветы (СПб., 1891).Венгеров С. А. Критико биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. СПб., 1889 1904 …   Большая биографическая энциклопедия

  • Леонтьев — Леонтьев  распространённая русская фамилия (происходит от мужского имени Леонтий): Леонтьев, Авангард Николаевич (род. 1947)  актёр театра и кино Леонтьев, Александр Иванович (род. 1927)  российский теплофизик, академик РАН… …   Википедия

  • ЛЕОНТЬЕВ — 1. ЛЕОНТЬЕВ Авангард Николаевич (род. 1947), актёр, народный артист Российской Федерации (1996). С 1968 в Театре Современник . Среди ролей: Беня Альтер ( Трудные люди И. Бар Иосифа), Миша ( Мы едем, едем, едем Н. Коляды), Чёрт ( Карамазовы и ад… …   Русская история


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»