ЭЙКЕН

ЭЙКЕН
ЭЙКЕН
(Eucken)
Рудольф (род. 5 янв. 1846, Аурих, Восточная Фрисландия – ум. 15 сент. 1926, Йена) – нем. философ, профессор (с 1874). Проповедовал новый идеализм, идеалистический активизм, состоящий в «существенной согласованности общего творчества и жизни», призывал к нравственно-духовной деятельности, которая преодолеет вырождение современной цивилизации с ее «обезличившейся культурой» и снова возродит подлинную духовную жизнь. Идея Бога «означает для нас не что иное, как абсолютную духовную жизнь, которая возвышалась бы над всей ограниченностью людей и эмпирического мира, духовную жизнь, достигающую полного у-себя-бытия и в то же время охвата всей действительности» («Der Wahrheitsgehalt der Religion», 1901). Свой метод мышления Эйкен характеризовал как «ноологический». Осн. произв.: «Die Einheit des Geisteslebens in BewuЯtsein und Tat der Menschheit», 1888»; «Die Lebensanschauungen der groЯen Denker», 1890; «Der Kampf um einen geistigen Lebensinhalt», 1896; «Kцnnen wir noch Christen sein?», 1911; «Sinn und Wert des Lebens», 1908; «Mensch und Welt», 1918; «Lebenserinnerungen», 1920.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ЭЙКЕН
(Eucken), Рудольф (5 янв. 1846 – 14 сент. 1926) – нем. философ, фихтеанец. Проф. философии в Базеле (с 1871), в Иене (с 1874), лауреат Нобелевской премии по лит-ре (1908). Э. выступал в 80-х гг. 19 в. как глава филос. движения за возрождение идеалистич. метафизики и как противник господствующего позитивистско-натуралистич. мировоззрения. Э. стремился создать – в традиции нем. классич. идеализма – концепцию метафизики духа, сочетая при этом фихтеанский активизм с религ.-христ. позицией и нек-рыми принципами, впоследствии вошедшими в философию жизни.
Исходный пункт философии Э. – утверждение автономности, вечности и единства духовного мира, его абс. смысла и ценности. Но, согласно Э., этот высший мир духа, входящий в эмпирич. мир души, может быть обнаружен лишь через нравств. усилия, нравств. действия, под к-рыми Э. понимает всю духовную деятельность и культуру вообще. Свое понимание духовного мира не только как психологич. явления, но и как вечной ценности, к-рая должна стать высшей действительностью, Э., в отличие от психологического, назвал ноологическим (от греч. voῦς – разум, дух). Ноологич. метод включает каждое эмпирич. проявление духовной жизни в "целое" духовной жизни и тем самым выясняет и освещает ее. Однако Э. не отрицает и психологич. метод – но только как метод анализа реальной обусловленности духовной жизни, а не самого духа. Э. выступает с критикой мировоззрений, жизненных систем (синтагм), к-рые он считает наиболее распространенными: 1) натурализма, сводящего внутр. мир к внешнему; 2) интеллектуально-пантеистич. синтагмы с ее "бесконфликтным" отношением к миру. Э. считает, что необходима новая, религиозная жизненная система – "личностная система", в к-рой живым центром всех духовных явлений утверждается личностное существо, духовная жизнь здесь пронизана "субстанциальным" нравственным началом. Своеобразно развивая христ. идею преображения космоса и идею богочеловечества (характерную, кстати, для рус. религ. философии), Э. формулирует задачу участия человечества "в движении вселенной" и достижения "невидимой гармонии мировой жизни..." ("Смысл и ценность жизни", X., 1911, с. 113) через "существенную согласованность" в духовном творчестве, "самообновление" и "самовозвышение". Однако, обращаясь к религии как к абс. основе духовной жизни, Э. критикует ее историч. формы, отрицательно относится к церкви.
В нач. 20 в. Э. получает широкую известность. В Германии организуется "Эйкеновский союз" (Eucken-Bund). С учением Э. знакомятся в Англии, Скандинавии, США, Японии, но популярность его связана скорее с его проповедническим пафосом и борьбой против "обезличивающей культуры", чем с концепцией "метафизики духа".
Соч.: Prolegomena zu Forschungen über Einheit des Geisteslebens in Bewußtsein und That der Menschheit, Lpz., 1885; Die Einheit des Geisteslebens in Bewußtsein und That der Menschheit, Lpz., 1888; Der Kampf um einen geistigen Lebensinhalt, Lpz., 1896; Der Wahrheitsgehalt der Religion, Lpz., 1901; Grundlinien einer neuen Lebensanschauung, Lpz., 1907; Einführung in eine Philosophie des Geisteslebens, Lpz., 1908; Erkennen und Leben, Lpz., 1912; Mensch und Welt, Eine Philosophie des Lebens, Lpz., 1918; Der Sinn und Wert des Lebens, 9 Aufl., Lpz., 1921–22; Die Lebensanschauungen der großen Denker, 18 Aufl., В., 1922; Geistigen Strömungen der Gegenwart, 6 Aufl., В., 1920.
Лит.: Беляев В. Α., Философия Р. Эйкена, СПБ, 1912; Блонский П. П., Совр. философия, ч. 1–2, М., 1918–22; Kappstein Th., R. Eucken, В., 1909; Hartоg A. H. de, R. Eucken, Haarlem, 1909; Boutroux E., R. Eucken's Kampf um einen neuen Idealismus, Lpz., 1911; Heufiner Α., Die philosophischen Weltanschauungen und ihre Hauptvertreten, Neue Folge, H. 2, Gött., 1921; Siebert O., R. Eucken's Welt und Lebensanschauung, 4 Aufl., Langensalza, 1926; Bêcher E., R. Eucken und seine Philosophie, Langensalza, 1927.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

ЭЙКЕН
    ЭЙКЕН (Eucken) Рудольф (5 января 1846, Аурих — 16 сентября 1926, Иена) — немецкий философ, фихтеанец. Профессор философии в Базеле (с 1871), в Иене (с 1874). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1908). Эйкен выступал в 1880-х гг. как глава философского движения за возрождение идеалистической метафизики и как противник господствующего позитивистско-натуралистического мировоззрения. Эйкен стремился создать — в традиции немецкого классического идеализма — концепцию метафизики духа, сочетая при этом фихтеанский активизм с религиозно-христианской позицией и некоторыми принципами, впоследствии вошедшими в философию жизни.
    Исходный пункт философии Эйкена — утверждение автономности, вечности и единства духовного мира, его абсолютного смысла и ценности. Но, согласно Эйкену, этот высший мир духа, входящий в эмпирический мир души, может быть обнаружен лишь через нравственные усилия, нравственные действия, под которыми он понимает всю духовную деятельность и культуру вообще. Свое понимание духовного мира не только как психологического явления, но и как вечной ценности, которая должна стать высшей действительностью, Эйкен, в отличие от психологического, назвал ноологическим (от греч. νοος — разум, дух). Ноологический метод включает каждое эмпирическое проявление духовной жизни в “целое” духовной жизни и тем самым выясняет и освещает ее. Однако Эйкен не отрицает и психологический метод, но только как метод анализа реальной обусловленности духовной жизни, а не самого духа. Эйкен выступает с критикой мировоззрений, жизненных систем (синтагм), которые он считает наиболее распространенными: 1) натурализм, сводящий внутренний мир к внешнему; 2) интеллектуально-пантеистические синтагмы с их “бесконфликтным” отношением к миру. Он считает, что необходима новая, религиозная жизненная система — “личностная система”, в которой живым центром всех духовных явлений утверждается личностное существо, духовная жизнь здесь пронизана “субстанциальным” нравственным началом. Своеобразно развивая христианскую идею преображения космоса и идею богочеловечества (характерную и для русской религиозной философии), Эйкен формулирует задачу участия человечества “в движении вселенной” и достижения “невидимой гармонии мировой жизни...” (Эйкен Р. Смысл и ценность жизни. Харьков, 1911, с. 113) через “существенную согласованность” в духовном творчестве, “самообновление” и “самовозвышение”. Однако, обращаясь к религии как к абсолютной духовной жизни, Эйкен критикует ее исторические формы, отрицательно относится к церкви.
    В начале 20 в. Эйкен получает широкую известность. В Германии организуется “Эйкеновский союз” (Eucken-Bund). С учением Эйкена знакомятся в Англии, Скандинавии, США, Японии, но популярность его связана скорее с проповедническим пафосом и борьбой против “обезличивающей культуры”, чем с концепцией “метафизики духа”.
    Соч.: Prolegomen zu Forschungen über Einheit des Geiteslebens in Bewusstsein und That der Menschheit. Lpz.,1885; Die Einheit des Geisteslebens in Bewusstsein und That der Menschheit. Lpz., 1888; Der Kampf um einen geistigen Lebensinhalt. Lpz., 1896; Der Wahrheitsgehalt der Religion. Lpz., 1901; Grundlinien einer neuen Lebensanschauung. Lpz., 1907; Erkennen und Leben. Lpz., 1912; Mensch und \\Ut. Eine Philosophie des Lebens. Lpz., 1918; Der Sinn und Vert des Lebens, 9 Aufl. Lpz., 1921—22; Die Lebensanschauungen dergrossen Denker, 18 Aufl. B., 1922; Geistige Strömungen der Gegenwart, 6 Aufl. B., 1922.
    Лит.: БеляевВ. А. Философия Р. ЭГжена. СПб., 1912; Блонский П. П. Современная философия, ч. 1—2. M., 1918—22; Kappstein Th. R. Eucken. В., 1909; HartogA. H. de. R. Eucken. Haarlem, 1909; BoutrouxE. R. Eucken's Kampf um einen neuen Idealismus. Lpz., 1911; YlussnerA. Die Philosophischen Weltanschauungen und ihre Hauptvertreter, Neue Folge, H. 2. Gott., 1921; SiebertO. R. Eucken's Welt und Lebensanschauung, 4 Fufl. Langensaiza, 1926; Becher E. R. Eucken und seine Philosophie. Langensaiza, 1927.
    А. П. Огурцов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ЭЙКЕН" в других словарях:

  • Эйкен — (англ. Aiken, Arnold Eucken)  английская и немецкая фамилия. Известные носители: Эйкен, Арнольд (Arnold Eucken; 1884 1950)  немецкий физико химик. Эйкен, Говард Хэтэуэй (Howard Hathaway Aiken; 1900 1973)  американский инженер …   Википедия

  • ЭЙКЕН —         (Eucken) Рудольф (1846 1926) нем. философ; изучал классич. филологию и др. историю в Гёттингене, дис. “De Aristoteles dicendi ratione” (О методе исследования Аристотеля). В 1886 слушал лекции Тренделенбурга в Берлине, 1867 71 учитель… …   Энциклопедия культурологии

  • Эйкен Г. — «Гарвардский Марк I» Эйкен, Говард Хейзэвей (англ. Howard Hathaway Aiken) (род. 9 марта 1900 года, Хобокен, штат Нью Джерси, США  ум. 14 марта 1973 года, Сейнт Луис, штат Миссури, США)  американский пионер компьютеростроения. В должности инженера …   Википедия

  • Эйкен Г. Х. — «Гарвардский Марк I» Эйкен, Говард Хейзэвей (англ. Howard Hathaway Aiken) (род. 9 марта 1900 года, Хобокен, штат Нью Джерси, США  ум. 14 марта 1973 года, Сейнт Луис, штат Миссури, США)  американский пионер компьютеростроения. В должности инженера …   Википедия

  • ЭЙКЕН Конрад — ЭЙКЕН, КОНРАД ПОТТЕР (Aiken, Conrad Potter) (1889 1973), американский поэт и прозаик. Родился 5 августа 1889 в Саванне (шт. Джорджия). Окончив Гарвардский университет, стал профессиональным литератором. В разное время жил в Италии, Франции,… …   Энциклопедия Кольера

  • ЭЙКЕН Говард — (полн. Говард Хатауэй Эйке, Howard Hathaway Aiken ) (9 марта 1900, Хоубокен, Нью Джерси 14 марта 1973, Сент Луис, Миссури) , американский математик, создатель одной из первых электромеханических вычислительных машин «Марк 1». Окончил университет… …   Энциклопедический словарь

  • ЭЙКЕН (Eucken) Вальтер — ЭЙКЕН (Ойкен) (Eucken) Вальтер (1891 1950) немецкий экономист. Теоретик неолиберализма, выступал за необходимость сочетания государственного регулирования экономики с принципами свободной конкуренции. Один из авторов теории центрально… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЭЙКЕН (Aiken) Конрад — (1889 1973) американский писатель. Роман Большой круг (1933); привлек внимание З. Фрейда. Лирика (книга Собрание стихотворений , 1953) …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЭЙКЕН Рудольф — (1846 1926) немецкий философ, последователь И. Г. Фихте; пытался возродить метафизику духа . Нобелевская премия по литературе (1908) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Эйкен (населён. пункт в США) — Эйкен (Aiken), населённый пункт на Ю. В. США, в штате Южная Каролина; пригород г. Огаста (шт. Джорджия). Близ Э. ‒ атомный комбинат «Саванна Ривер» …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»