- ХОКИНГ
- ХОКИНГ
-
ХОКИНГ (Hocking) Уильям Эрнест (род. 10 авг. 1873, Кливленд, Огайо – ум. ?) – амер. философ, в 1914-1943 – профессор Гарвардского ун-та в Кембридже (Массачусетс), ученик Куно Фишера, Дильтея, Виндельбанда. Работая в области философии религии, пытался включить в нее знание феноменологии, ценностной этики и неореализма. Осн. произв.: «The meaning of God in human experience», 1912; «The self Its body and freedom», 1928; «Thoughts on death and life», 1937; «What man can make of man», 1942; «Science and the idea of Cod», 1944.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- ХО́КИНГ
-
(Hocking), Уильям Эрнест (10 авг. 1873 – 12 июня 1966) – амер. философ, персоналист. Будучи в Германии, учился у К. Фишера, В. Виндельбанда, В. Дильтея; закончил Гарвардский ун-т (1901), где обучался у Ройса и Джемса; у первого воспринял персоналистич. идею, у второго – прагматистский метод. С 1914 –проф. Гарвардского ун-та. Осн. принципы персонализма X. излагает в работе "Значение бога в человеч. опыте" ("Meaning of god in human experience", N. Y., 1912).Отличит. чертой философии X. является прагматистский метод испытания идеи бога, используемый им в целях опровержения самого прагматизма (и позитивизма вообще) и обоснования религ. истины. Отправляясь от тезиса "что не работает – не истинно", X. приходит к выводу, что концепции, исключающие божество, "не работают", а следовательно, не являются истинными (см. "Science and the idea of god", N. Y., 1944). В духе традиций религ. философии X. утверждает, что наука, дающая лишь истину об особенном, частном, не может обойтись без представления о всеобщем, постигаемом в религ. опыте. Не может обойтись без бога и человеч. личность, т.к. атеистич. мировоззрение неизбежно ведет к сознанию бессмысленности бытия. Согласно X., без признания бога не может нормально функционировать и человеч. общество, ибо, отказываясь от бога, оно неизбежно обожествляет волю отд. лиц. Именно в этом X. усматривает психологич. основу тоталитарных режимов, в к-рых преступления, террор и постоянное насилие над личностью оправдываются фетишизированными идеалами данного общества; в подобном обществе человек теряет свою сущность – свободу, к-рую может ему вернуть только обращение к богу, как высшему авторитету и закону его совести (см. указ. соч., р. 69–72).Другая важная проблема философии X. – "как можно познать другие умы" – понимается им также теистически: поскольку человек есть производное от высшей реальности – бога, он может познать содержание сознания другого разумного существа, являющегося так же, как и он, проявлением этой реальности. Этот вывод явился гносеология, проекцией традиц. учения религ. философии о божеств. начале в человеке.X. – сторонник мирного сосуществования социальных систем.Соч.: Men and the state, New Haven, 1926; Types of philosophy, Chi.–N. Y., 1929; Lasting elements of individualism, Ν.Y., 1937; Thoughts on death and life, N. Y., 1937; Living religions and a world faith, N. Y., 1940; What man can make of man, N. Y., 1942.Лит.: Шeршенко Л. Α., Амер. персонализм, в сб.: Совр. объективный идеализм, М., 1963; Шлайфер Η. Ε., Теоретико-познават. концепция Э. X., в сб.: Из истории зарубежной философии 19–20 вв., М., 1967; Rouner L. S. [ed.], Philosophy, religion and the coming world civilization; essays in honor of W. E. Hocking, The Hague, 1966.Д. Луканов. Горький.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ХОКИНГ
-
ХОКИНГ (Hocking) Уильям Эрнст (10 августа 1873, Кливленд — 12 июня 1966) — американский философ-персоналист. Окончил Гарвардский университет (1902), где его руководителем был Дж. Ройс и у которого он воспринял идею индивида как центрального принципа философствования. В 1904 защитил диссертацию по метафизике. Член Американской академии искусств и наук, Американской ассоциации по развитию наук, Американской академии политических наук.Хокинг занимался религией, наукой, этикой, политикой, образованием, но основополагающей для всех дисциплин он считал метафизику. Центральным понятием в его системе метафизики выступает “самость”, которую он трактовал как творческое начало, включенное в сообщество других самостей. Наибольшую известность получила его книга “Смысл Бога в человеческом опыте” (Meaning of God in Human Experience. N.Y, 1912), посвященная эмпирическому доказательству бытия Бога и возможности его прямого познания (“естественный реализм”). Он использует как мистические (наличие в опыте верующего чувства коммуникации с Богом), так и рациональные аргументы (в гносеологическом отношении прямое познание Бога аналогично прямому познанию других сознаний), опираясь при этом на идеи эпистемологического монизма неореалистов (в частности, Р. Б. Перри). Познаваемость природы, согласно Хокингу, была бы невозможна без всеведения Бога и его благосклонности к научным исследованиям. В политической философии проводил мысль, что без социального признания религии общество атомизируется и воли отдельных лиц могут узурпировать воли других, что и происходит в атеистических тоталитарных обществах (Men and the State. New Haven, 1926). Критиковал коммунизм и в то же время защищал стратегию мирного сосуществования разных политических систем (“Сила людей и наций: послание к США vis-a-vis СССР” — Stength of Men and Nations: A Message t USA vis-a-vis USSR. N. Y, 1959).Соч.: Types of Philosophy. N. Y, 1929; Lasting Elements of Individualism. N. Y, 1937; Living Religions and the World Faint. N. Y, 1940; What Man Can Make of Man. N. Y, 1942; Science and the Idea of God. N. Y, 1944; The Coming Ward Civilisation. N. Y, 1956; Meaning of Immortality in Human Experience. N. Y, 1957.Лит.: KuklickB. The Rise of American Philosophy. Cambr. (Mass.), 1860—1930; The Murray Printing Co. Westford (Mass.), 1979, p. 481—495.H. С. Юлина
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.