АЙДУКЁВИЧ

АЙДУКЁВИЧ
АЙДУКЁВИЧ
(Ajdukiewicz) Казимеж (1890—1963) — пол. философ, один из наиболее выдающихся представителей львовско-варшавской школы в логике. Изучал философию во Львове (1908—1912) под руководством К. Твардовского, затем в Геттингене, где слушал лекции Д. Гильберта и Э. Гуссерля. Проф. Львовского, Познаньского и Варшавского ун-тов.
Интересы А. концентрировались гл.обр. вокруг логики, эпистемологии, семантики, философии языка и философии науки. Предложил интерпретацию традиционной логики в логике предикатов, показав, что для этого необходимо постулировать существование по меньшей мере трех предметов. Уточнил ряд математических понятий, в их числе понятие доказательства и понятие логического следования. В 1930-е гг. А. занимался гл.обр. философией языка и эпистемологией. В теории языка, развивая идею С. Лесьневского, разработал теорию синтаксических категорий, введя специальные квазиарифметические обозначения для описания синтаксических зависимостей выражений языка. В эпистемологии выдвинул концепцию, названную радикальным конвенционализмом. Она являлась радикализацией взглядов фр. конвенционалистов, прежде всего А. Пуанкаре и П. Дюэма. Согласно традиционному конвенционализму, основополагающие принципы естественных наук принимаются на основе конвенций. А. распространил этот подход на предложения наблюдения. Радикальный конвенционализм опирался на определенную теорию значения, согласно которой значения выражений диктуют правила принятия высказываний. Эти правила могут быть аксиоматическими, дедуктивными или эмпирическими. Совокупностью значений данного языка определяется его понятийный аппарат. Если допустить, что язык науки удовлетворяет определенным формальным условиям, напр., не содержит изолированных частей, то можно показать, что два понятийных аппарата являются либо тождественными, либо взаимонепереводимыми. Из этого вытекает, что если имеет место конфликт между высказыванием и наблюдением, его можно разрешить путем изменения понятийного аппарата. Коротко говоря: образ мира зависит от понятийного аппарата. В более поздний период А. отказался от радикального конвенционализма в пользу крайнего эмпиризма в духе Дж.С. Милля. А. внес вклад и в семантическую эпистемологию. Используя результаты формальной семантики, он подверг резкой критике эпистемологический идеализм, указав, что во всех его видах это течение смешивает высказывания о переживаниях и высказывания о вещах. В философии науки А. наметил программу прагматической методологии, т.е. методологии, исследующей не столько деятельность ученых, сколько продукты такой деятельности. С этой т.зр. разрабатывал общую теорию рассуждений, и в особенности ненадежных (недедуктивных) рассуждений.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

АЙДУКЕВИЧ
        (Ajdukicwicz) Казимеж (12.12.1890, Tepнополь, ныне УССР,— 12.4.1963, Варшава), польск. логик и философ. В 1920—30-х гг. принадлежал к лъвовско-варшаеской школе. Разрабатывал логико-семантич. концепцию значения, согласно которой значение и смысл термина определяются способом его употребления в оп-редел. концептуальной системе. Отождествив науч. теорию с замкнутой в логико-семантич. отношении системой понятий, пришёл к т. н. радикальному конвенционализму. А. считал, что исходные принципы и понятия языка науки, а также правила логич. вывода и эмпирич. интерпретации науч. предложений основаны на конвенциях. Рисуемая теорией «картина реальности», по мысли А., целиком зависит от системы понятий и меняется при переходе от одной системы к другой. Теоре-тич. системы, согласно этой концепции, «взаимонепереводимы», поскольку не существует нейтрального (т. е. независимого от понятийного аппарата теории) языка чувств, данных как основы для перевода. Свойственная этой доктрине абсолютизация конвенциональных моментов вступала в конфликт с требованием объективности науч. знании и критериев его оценки; её после-доват. развитие вело к релятивизму и агностицизму. В 50-х гг. А. отказался от некоторых существ. пунктов своей первонач. концепции (в том числе от тезиса о «взаимонепереводимости»), однако не сумел до конца преодолеть двойственность своих филос. взглядов, колебавшихся между материализмом и идеализмом. Филос. -методологич. установки А. были близки идеям Венского кружка.
        А. принадлежат оригинальные результаты в теории логич. вывода и теории определения, в логике вопросов и индуктивной логике, логич. семантике и синтаксисе, а также ряд ценных методологич. разработок (экспликация аксиоматич. метода, применение различных логич. систем в зависимости от специфики науч. теории и др.).
        О znaczeniu wyrazen, Lwow, 1931; Zagadnienia i kierunki fi-iozofii, Kr., 1949; Zarys logiki, Warsz., I9607; Jezyk i poznanie, t. 1—2, Warsz., 1960—65; Logika pragmatyczna, Warsz., 1975.
        H a p с к и й И. С.,.Совр. позитивизм, М., 1961; Совр. бурж. философия, М., 1978; Лихин А. Ф., Логич. анализ языка в работах К. А. 30-х гг., в сб.: Логика и методология науч. познания, М., 1974; Borkowski L., Kazimierz Ajdu-kiewicz (1890—1963), в сб.: Studia logica, t. 18, Warsz.— Poznan, 1966; Gordon M., Wiedza о znaczeniach czy wiedza о swiecie?, Warsz., 1967.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

АЙДУКЕ́ВИЧ
(Ajdukiewicz), Казимеж (р. 12 дек. 1890) – польский логик и философ. Принадлежал к т.н. львовско-варшавской школе неопозитивизма. С 1925 но 1938 – проф. Львовского и Варшавского ун-тов. В 1938 возглавил Познаньское филос. об-во. А. активно включился в науч. жизнь народно-демократич. Польши: А. – действит. член Польской АН, руководитель Сектора логики в Ин-те философии и "социологии АН; с 1953 – гл. редактор журн. "Studia logica". A. известен гл. обр. своими работами по филос. оценке и интерпретации достижений общей и математич. логики, что нашло свое отражение в разработанной им семантич. теории языка.
Соч.: О znaczeniu wyrazeń, Lw., 1931; Propedeutyka filozofii, 5 wyd.. Warsz.–Wr., 1950; Zagadnienia i kierunki filozofii, Kr.. 1949; Zarys logiki, 4 wyd., Warsz., 1957; Sprache und Sinn, "Erkenntnis", Lpz., 1934, Bd 4, H. 2; Das Weltbild und die Begriffsapparatur, там же, Lpz., 1934, Bd 4, H. 4; Über Fragen der Logik, "Deutsche Z. Philosophie", B., 1956, Jg. 4, H. 3; Die Syntaktische Konnexität, "Studia philosophica", Leopoli, 1935, v. 1; Trzy pojęcia-definicji, "Studia filozoficzne", Warsz., 1958, No 5.
Лит.: Шафф Α., Некоторые проблемы марксистско-ленинской теории истины, пер. с польск., М., 1953; Schaff Α., Poglądy filozoficzne Kazimierza Ajdukiewicza (Szkic krytyczny), Warsz., 1952; Jordan Z., The development of mathematical logic and logical positivism in Poland, L., 1945.
И. Добронравов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

АЙДУКЕВИЧ
    АЙДУКЕВИЧ (Ajdukiewicz) Казимеж (12 декабря 1890, Тернополь, ныне Украина—12 апреля 1963, Варшава)— польский логик и философ, участник Львовеко-Варшавской школы. Окончил Львовский университет (1912), где учился у JE. Твардовского и Я. Лукасевича. В Гетгингенском университете (1912-•• 14) слушал лекции Д. Гильберта и Э. Гуссерля. Докторская диссертация (1912) посвящена каитовской философии пространства. Во время 1-й мировой войны служил в австрийской армии, был командиром артиллерийской батареи, командовал бронепоездом. После войны преподавал философию сначала в Варшавском, затем во Львовском университетах. После 2-й мировой вой. ны заведовал кафедрой философии в Позианьском университете, был ректором этого университета (1948—1952). Академик Польской академии наук с момента ее формирования. Руководил отделом логики в Институте философии и социологии Польской академии наук и был вице-президентом Международного союза истории и философии науки.
    Философская позиция Айдукевича заключалась в соединении рационалистического подхода к познанию с научным эмпиризмом. При этом он пытался избежать крайностей логического эмпиризма, невыполнимость программы которого Айдукевич осознал еще в 30-х гг. Необходимую для науки взаимосвязь эмпирического и теоретического ее компонентов пытался прояснить при помощи методов логической семантики. Он разработал теорию семантических категорий (или синтаксической связности), впоследствии приведшую к построению т. н. исчислений Айдукевича— Ламбека. Айдукевич предложил семантическую концепцию языка и значения языковых выражений (“радикальный конвенционализм”), которая легла в основание его логико-методологической концепции структуры и развития научного знания. В соответствии с этой концепцией научная теория могла быть в принципе отождествлена с замкнутой в логико-семантическом отношении языковой системой.
    В 40—50-е гг. взгляды Айдукевича эволюционировали от “радикального конвенционализма” к “радикальному эмпиризму”, т. е. требованию устранить из методологии любые реликты априоризма. В это время Айдукевич выдвинул тезис об эмпирической интерпретируемости логики и ее законов? если в 30-е гг. он не разделял взглядов Я. Лукасевича на то, что выбор логической системы может зависеть от предметной области, к которой относятся высказывания научной дисциплины, то в 40-х гг. он уже сочувственно относился к этим идеям, хотя сам не занимался неклассическими логиками; его работы по логической семантике этих лет связаны с анализом языка, в котором действуют только эмпирические правила значения.
    Айдукевичу принадлежат оригинальные результаты в теории логического вывода и теории определений, в логике вопросов и индуктивной логике, логической семантике и синтаксисе, а также ряд ценных методологических разработок (экспликация аксиоматического метода, применение различных логических систем в зависимости от специфики научных теорий и др.).
    Соч.: Картина мира и понятийный аппарат.—“Философия науки”, вып. 2. Гносеологические и логико-методологические проблемы. М-, 1996; О znaczeniu wyrazen. Lwow, 1931; Sprache und Sinn.— “Erkenntnis”, IV, 1934, S. 100—138; Die syntaktische Konnexität.— “Studia Philosophica”, I(Lwow), 1936; Zagadnienia i kierunki ßlozofli (Teoria poznania. Metatizyka). Warsz., 1949; Logika pragmatyczna. Warsz., 1975; Jezyk i poznanie (Wybor pism z lat 1920-1963). T, 1-2. Warsz., 1985.
    В. Л. Васюков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»