МАНИХЕЙСТВО

МАНИХЕЙСТВО
МАНИХЕЙСТВО
        религ.-филос. учение, возникшее в 3 в. на Бл. Востоке и распространившееся в 3—11 вв. от Сев. Африки до Китая. В поздней Рим. империи и Византии подвергалось ожесточённым гонениям со стороны государства и ортодоксального христианства. В Ср. и Центр. Азии нашло более благоприятную почву и в 8—9 вв. стало гос. религией уйгуров.
        Основатель М. — перс Мани (216 — между 274 и 277), родом из Вавилонии, считал своими предтечами Зороастра, Будду и Христа. Учение М. характеризуется дуализмом и развёртывается в системе «трёх времён». «Первое время» — существование двух изначальных, вечных и противостоящих принципов: добра и зла, света и тьмы (или материи), отграниченных друг от друга. Пространственно добро занимает север, восток и запад, зло — юг. Каждая из этих первосубстан-ций обладает пятью эманациями, или ипостасями («жилища», «зоны»). «Второе время» — смешение двух принципов: зло (материя) вторгается в царство света. Благой отец, владыка света, порождает матерь жизни, а та, в свою очередь, — первочеловека, который вступает в борьбу с сынами («архонтами») мрака, терпит поражение и попадает в плен. Для его спасения благой отец порождает духа живого, крый, победив архонтов, создаёт космос для очищения света, поглощённого ими. Весь чувств. мир есть как бы градация смешанных в различных пропорциях двух субстанций. Солнце и луна — катализаторы божеств. света: во время своих увеличений луна принимает души умерших, а во время убываний — отправляет их к солнцу, которое пересылает их дальше к богу. По окончании процесса очищения света от смешения с материей наступит «третье время» — время окончат. торжества добра над злом; остатки материи, лишённые божеств. света, погибнут во вселенском пожаре.
        Человек в М. есть творение тьмы (материи), которая заключила душу — искру света — в оковы плоти. Но создан он по образу первочеловека, увиденного материей на солнце и потому содержит в себе большую часть божественного, по сравнению с др. тварями и растениями. Для спасения человеч. души благой отец посылает сына своего Иисуса, который обладал лишь видимостью человека и который дарует спасение посредством «знания» («гносиса»), объемлющего всю совокупность учения М.
        В ср. века М. оказало значит. влияние на формирование дуалистических ересей павликиан, богомидов и катаров.
        И с т о ч н и к и: Texte zum Manlchaismus, hjsg. v. A. Adain, В., 1969. К а ц А. Л.,М. в Рим. империи по данным Acta Archelai, «ВДИ», 1955, ?6 3; P u е ,с и Н.-С h., Le manicheisme, P., 1949; Widengren G., Mani und der Manichaismus, Stut.tg., 1961; K l i m a O., Manis Zeit und Leben, Prague, 1962; O r t L. J. R., Marii. A religio-historical description of his personality, Leiden,

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

МАНИХЕЙСТВО
составленное из вави лоне ко-халд ейских, иудейских, христ., иран. (зороастризм) гностических представлений учение перса Мани (род. 216, Мардину, Вавилония – ум. 273, Гундишапур, Вавилония: убит по требованию священников – последователей Заратустры брошенным в него камнем). Учение Мани, воспринимающее точку зрения Заратустры, – это учение о борьбе света и тьмы, добра и зла. Находившееся под влиянием гностики, оно требовало от человека строжайшей воздержанности, особенно в отношении питания, половой жизни, физического труда. Поскольку Мани, как «посланник истинного Бога», стремился заменить прежнюю религию – религию Заратустры, он пал жертвой духовенства, представлявшего ее. Несмотря на это, манихейство приобрело известное влияние и за пределами государства Сассанидов, а позднее – Аббасидов: на восток – вплоть до Китая, на запад – до Испании и Галлии; Августин, который позднее резко выступал против манихейства, некоторое время был его приверженцем.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

МАНИХЕ́ЙСТВО
религ. учение, возникшее на Ближнем Востоке в 3 в. и представляющее собой синтез халдейско-вавилонских, персидских (зороастризм, маздеизм, парсизм) и христ. мифов. Известное влияние на М. оказал гностицизм. Название М. происходит от имени его основателя – полулегендарного Мани (ок. 216–277). Согласно преданию, Мани проповедовал свое учение не только в Персии, но и в Ср. Азии, Индии, Китае. Ему приписывают ок. 7 работ религ.-этич. содержания ("Книга гигантов", "Шапуракана" и др.).
Осн. содержание М. составило пессимистич. учение об изначальности и непреоборимости зла. Полемизируя с христианством, М. учит, что зло – начало столь же самостоятельное и исконное, как и добро. Связывая зло с материей, а добро со светом как духом, Мани, однако, не считал тьму или материю следствием угасания света, как его современник Плотин; в М. царство тьмы как равное противостоит царству света. Мировая историяборьба света и тьмы, добра и зла, бога и дьявола. При нападении тьмы на свет часть света была полонена тьмой. Смысл последующей истории – в освобождении полоненного света. По М., человек двойственен: творение дьявола, он сотворен все же по образцу небесного "светлого первочеловека" и заключает в себе элементы полоненного тьмой света. Согласно М., евангельский Христос был лже-Христом, вторгшимся в дело настоящего Христа, к-рый не воплощался и не сочетал в себе естеств бога и человека. После Христа был прислан Мани – параклет (утешитель) – главный из посланцев царства света. Зап. М. сблизилось с христианством и рассматривалось им как хрйст. ересь. Подвергаясь всюду гонениям, М., однако, распространилось до Рима на Западе и Китая на Востоке. В 8–9 вв. М. подверглось преследованиям со стороны ислама. Манихейское учение о дуализме добра и зла развивали в Европе павликиане (см. Павликианство), богомилы, катары, альбигойцы, молокане, а на Востоке – перс. маздакиты.
Лит.: Wesendonk О. G., Die Lehre des Mani, Lpz., 1922; Waldschmidt E. und Lentz W., Die Stellung Jesu im Manichäismus, В., 1926; Widengren G., The great Vohu Manah and the apostle of God; studies in Iranian and Manichaean religion, Uppsala, [1945 ]; Messina G., Cris, tianesimo, buddhismo, manicheismo nell'Asia antica, Roma, 1947; Pétrement S., Le dualisme chez Platon, les gnostiques et les manichéens, P., 1947.
A. Чанышев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

МАНИХЕЙСТВО
    МАНИХЕЙСТВО — синкретическая религия, возникшая в 3 в. на Ближнем Востоке. Названо по имени своего основателя Мани (216—274/276), уроженца Вавилонии, первоначально принадлежавшего к иудео-христианской секте элхасаитов. Он проповедовал свое учение в Иране, Индии, на Кавказе. Был заключен в тюрьму по приказу иранского царя Бахрама и, возможно, казнен. Уже при жизни Мани его учение начало широко распространяться, и позднее манихейская проповедь охватила огромную территорию от западной части Римской империи до Китая. Почти повсеместно манихейство подвергалось преследованиям, и лишь в Центральной Азии в 763—840 стало государственной религией уйгурского каганата. На Западе оно исчезает к 7—8 вв., но его влияние ощущается в учении таких средневековых ересей, как павликиане, богомилы, катары. В Китае манихейство просуществовало до 14 века. Мани попытался создать целостную религиозную систему на основе гностических учений, неортодоксального христианства. Существенно влияние зороастрийского дуализма. Своими предшественниками — апостолами Мани считал Будду, Заратустру и Иисуса.
    Согласно манихейской доктрине, основу мироздания составляет непримиримая борьба двух начал — Света и Мрака. В результате битвы этих начал частицы Света были порабощены Мраком. Земля создана в области смешения Света и Мрака, и люди, души которых причастны Свету, должны помочь верховному богу, Отцу величия, освободить частицы Света и вновь отделить Свет от Мрака. Окончательно это произойдет в ходе конечной битвы Света и Мрака, в ходе которой материальный мир, принадлежащий Мраку, будет уничтожен. Манихеи составляли иерархически организованную церковь, в которой духовенство (избранники), практиковавшее строгую аскезу, существенно отличалось от обычных верующих. Ист.: Texte zum Manichäismus. hrsg. F.Adam. В., 1954; Кефалайа (“Главы”): Коптский манихейский трактат, пер. Е. Б. Смагиной. М 1998; Дмитриева Л. Д. Хвастванифт.—В кн.: Тюркологические исследования. М.-Л., 1963.
    Лит.: Смагина Е. Б. Манихейство. — В кн.: Религии Древнего Востока. М., 1995, с. 85-103; FluegelG. Mani. Seine Lehre und seine Schriften. Lpz., 1862; KesslerK. Mani. Forschungen über die manichäische Religion. B., 1889; Cumom F.. Kugener M-A. Recherches sur le manichéisme, v. 1—3. Brux., 9¹, Alfaric P. Les écritures manichéennes, v. I— 2. P., 1918; BurkittF.C. The Religion of the Manichees. Cambr., 1925; Polotsky H.-J. Abriss des manichaischen Systems. Stuttg.. 1934; Puech H.-C. Le manichéisme. Son fondateur, sa doctrine. P.. 1949; WindengrenG. Mani und der Manichäismus. Stuttg., 1961; Klima 0. Manis Zeit und Leben. Prag, 1962; Asmussen J. P. Xuastvanift. Studies in Manichaeism. Cph., 1965; BoehligA. Die Gnosis, Bd. 3, Der Manichäismus. Z. — München, 1980; Tardieu M. Le Manichéisme. P.. 1981; Lieu S. N. Manichaeism in the Later Roman Empire and Medieval China. A Historical Survey. Manchester, 1985.
    H. В. Шабуров

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "МАНИХЕЙСТВО" в других словарях:

  • Манихейство —  Манихейство  ♦ Manicheisme    Первоначально этим словом называли религию, зародившуюся в III в. н. э. на территории между Месопотамией и Персией, в правление династии Сасанидов. Ее основатель Мани полагал себя создателем (или вестником)… …   Философский словарь Спонвиля

  • манихейство — манихеизм Словарь русских синонимов. манихейство сущ., кол во синонимов: 1 • манихеизм (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин …   Словарь синонимов

  • манихейство —    Манихейство (явившееся в III в.) представляет собой смесь христианского учения с началами религии Зороастра. Основателем манихейства был Манес, персидский маг, а затем пресвитер в персидском городе Егваце. Лжеучение его состояло в следующем.… …   Справочник по ересям, сектам и расколам

  • МАНИХЕЙСТВО — религиозное учение, основано в 3 в. Мани, который, по преданию, проповедовал в Персии, Ср. Азии, Индии. В основе манихейства дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Распространилось …   Большой Энциклопедический словарь

  • МАНИХЕЙСТВО — религиозно философское учение, возникшее в 3 в. на Ближнем Востоке и распространившееся в 3 11 вв. от Северной Африки до Китая. В поздней Римской империи и Византии подвергалось ожесточенным гонениям со стороны государства и ортодоксального… …   История Философии: Энциклопедия

  • МАНИХЕЙСТВО — религиозно философское учение, основанное на идее религиозного синкретизма и дуалистической природы бытия (свет тьма, добро зло). М. соединяет в себе идеи парсизма, христианства, буддизма, гностицизма и других древних верований Востока (область… …   Новейший философский словарь

  • Манихейство — религиозно философское учение, широко распространенноенекогда на Востоке и Запади, скрытно существующее, в различныхвидоизменениях, и доныне. Прежде М. считалось то христианскою ересью, тообновленным парсизмом; новейшие авторитеты (Гарнак,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • МАНИХЕЙСТВО — (от имени полулегендарного проповедника Мани) англ. Manichaeism; нем. Manichaismus. Религиозно философское учение, возникшее в Персии в III в. н. э., основу к рого составляет признание двух начал бытия, противоборствующих царств добра и зла,… …   Энциклопедия социологии

  • Манихейство — религиозное учение, основанное в III в. Мани, который по преданию, проповедовал в Персии, Средней Азии, Индии. В основе манихейства – дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Большой …   Энциклопедия культурологии

  • Манихейство — (Manichaeism), учение перс, проповедника Мани (ок. 216 ок. 276 гг.), возникло под влия нием митраизма (Митра), христианства и гностицизма. В основе М. дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы, бога и дьявола. Мани пропове довал… …   Всемирная история


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»