ДИНГЛЕР

ДИНГЛЕР
ДИНГЛЕР
(Dingler)
Гуго (род. 7 авг. 1881, Мюнхен – ум. 29 июня 1954, там же) – нем. философ; в 1920 – 1932 т- профессор в Мюнхене, в 1932 – 1934 – в Дармштадте; ученик Эрнста Маха. Человеческое стремление к познанию Динглер определяет как основу самоутверждения метафизики и, исходя из этого, пытается выработать теоретические основы естественных наук и создания точнейших физических измерительных приборов. По Динглеру, осн. законы механики имеют идеальную природу. Осн. произв.: «Grundlagen der Physik», 1919; «Der zusammenbruch der Wissenschaft und der Primat der Philosophie», 1926; «Metaphysik als Wissenschaft vom Letzten», 1929; «Philosophie der Logik und Arithmetik», 1931; «Die Methode der Physik», 1938; «Von der Tierseele zur Menschenseele», 1941; «GrundriЯ der methodischen Philosophie», 1949; «Das physikalische Weltbild», 1951.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ДИНГЛЕР
(Dingler), Хуго (7 июля 1881 – 29 июня 1954) – нем. философ-идеалист. Проф. Мюнхенского ун-та (с 1920), Высшего технич. училища в Дармштадте (с 1932). Занимался в основном т.н. философией науки (в особенности философией математики и физики), такими ее проблемами, как: значение науки, ее границы и цели, методы физики, логич. основы эксперимента в математич. и физич. науках, значение эвклидовой геометрии как особой формы интерпретации пространства, филос. смысл теории относительности, связь истории естеств. наук с историей философии и т.п. Д. отверг сенсуалистич. теории познания. Пользуясь старым идеалистич. софизмом, он утверждал, что познаваемые благодаря органам чувств вещи и явления "уже есть логические конструкции" и поэтому не могут быть исходным пунктом для теории науч. знания (см. "Physik und Hypothese. Versuch einer induktiven Wissenschaftslehre nebst einer kritischen Analyse der Fundamente der Relativitätstheorie", В.–Lpz., 1921, S. 122). Анализируя логич. структуру эксперимента, Д. приходит к идеалистич. выводу, что в нем действуют, определяя заранее его ход и характер, априорные идеи, к-рые являются будто бы чистыми созданиями мышления. Эта кантианская по сути дела интерпретация математич. и физич. понятий у Д. переходит в субъективный идеализм волюнтаристского толка, поскольку он заявляет, что первичным по отношению к мышлению и науке является активная воля исследователя, лежащая в основе как "материальных", так и "идеальных" моментов эксперимента: "естественные законы", по Д., это "данное", обусловленное нашей собственной "объясняющей волей" ("Die Grundfrage der Physik. Synthetische Prinzipien der mathematischen Naturphilosophie", В.–Lpz., 1923, S. 293). Пытаясь, однако, избежать обвинения в субъективном идеализме и волюнтаризме, Д. утверждал, что его волюнтаризм является не "метафизическим", не "онтологическим", а лишь "методическим" (т.е. ограничивается лишь проблемами метода, к-рый не касается якобы вопроса о природе вещей самих по себе"). С этих позиций Д. критиковал махизм, а также теорию относительности (за их "эмпиризм"). Свою философию в целом Д. называл "методической"; ее высшей задачей считал познание сущности бога, а гл. целью человека – истинное согласие с богом и ближними.
Соч.: Grenzen und Ziele der Wissenschaft, Lpz., 1910; Das Experiment. Sein Wesen und seine Geschichte, Münch., 1928; Die Grundlagen der angewandten Geometrie. Eine Untersuchung über den Zusammenhang zwischen Theorie und Erfahrung in den exakten Wissenschaften, Lpz., 1911; Das Prinzip der logischen Unabhängigkeit in der Mathematik, zugleich als Einführung in die Axiomatik, Münch., 1915; Relativitätstheorie und Ökonomieprinzip, Lpz., 1922; Geschichte der Naturphilosophie, В., 1932; Die Methode der Physik, Münch., 1938.
Лит.: Benini G. [u. a.]. Hugo Dingler. Gedenkbuch zum 75. Geburtstag, Münch., [1956]; Krampf W., Die Philosophie Hugo Dinglers, Münch., [1955].
Н. Мотрошилова. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

ДИНГЛЕР
    ДИНГЛЕР (Dingler) Гуго (7 июля 1881, Мюнхен-29 июня 1954, там же)—немецкий философ, теоретик науки, математик. Учился в университетах Эрлангена, Мюнхена, в Гёттингене слушал лекции Ф. Клейна, Д. Гильберта и Э. Гуссерля. В 1920—32—экстраординарный профессор Мюнхенского университета, в 1932—34—ординарный профессор Высшего технического училища в Дармштадте. После увольнения (из-за интриг) был внештатным преподавателем в Мюнхене. После 1945 ему было запрещено преподавать и публиковаться; реабилитирован незадолго до смерти. В своей “методической философии” Динглер ставит задачу методического обоснования точных наук (геометрии, арифметики, физики). Эта программа осуществляется в ходе построения “однозначно-методической системы”, которая должна сделать возможным последовательное “духовное и прикладное овладение” природной действительностью. Для решения проблемы обоснования Динглер выдвигает на первый план целеустремленные нормированные действия (операционализм), которые позволяют соотнести чистое и эмпирическое в практике, руководствующейся идеальными требованиями, с “идеальным” планом. Объективность наук в целом зиждется на объективной реализации идеальных форм и постоянном наличии индивидов, ставящих одни и те же цели.
    В основание геометрии кладется идеальная констатация геометрических форм (плоскость, прямая и т. д.), которые оказываются требованиями к процедуре изготовления предметов и из которых выводятся все “аксиомы” Евклида (“Die Grundlagen der Geometrie”. Stuttg., 1933, S. 5). В свою очередь реализация идей чисел составляет основу натурального ряда арифметики. В методическом обосновании физики центральное место занимает неэмпирическая теория измерения, разрабатываемая в книге “Эксперимент” (Das Experiment. Munch., 1928). Динглер исследует априорную сторону эксперимента, формулируя новый вид априори, отличный от кантовского,—“априори изготовления”. Так, экспериментальные приборы суть не что иное, как реализации однозначных идей во внешнем мире, гарантирующие интерсубъективную значимость научных результатов. Считая, что человеческая практика обеспечивает истинность только Евклидовой геометрии, определяющей все процедуры измерения в физике, Динглер последовательно опровергал теорию относительности А. Эйнштейна, который исходил именно из неевклидовой геометрии. Точная наука, или наука как таковая, в своем целеполагании стремится к абсолютной достоверности (Sicherheit), выступающей в форме непосредственно достоверных положений, или высказываний, которые суть непосредственные “высказывания воли” (Willensaussagen). Динглер вводит понятие “активная воля” и утверждает необходимость “методического волюнтаризма”. Обосновывающая самое себя воля есть некая дологическая реальность, которая не является ни метафизическим началом в шопенгауэровском смысле, ни предметом психологии. Скорее, воля есть теоретико-познавательный принцип, который играет главную роль в построении системы: он определяет весь “прагматический порядок” научных конструкций, являясь последним фундаментом значимости научного знания.
    Динглер выступил в жесткой оппозиции к представителям “естественно-научной философии” неокантианства (напр., к Э. Кассиреру). Свойственный им “математизм”, или “эмпирический матричный априоризм”, согласно Динглеру, подменяет опыт пустой теорией (“мысленными матрицами”), превращая природу в “облако чисел” и лишая науку всякого отношения к действительности. Эта полемика, в частности, нашла свое выражение в главном философском труде Динглера “Крушение науки и примат философии” (Der Zusammenbruch der Wissenschaft und der Primat der Philosophie. Münch., 1926). В книге шла речь о возвращении философии примата перед частными науками, утраченного ею в нач. 19 в. Только философия способна пробиться к подлинным началам рационального познания действительности и заложить прочную основу для системы точной науки.
    Некоторые существенные пункты операционализма Динглера были восприняты и пересмотрены у его последователей П. Лоренцена и П. Яниха, разработавших концепцию конструктивного обоснования логики и математики. Однако они отвергли важное для Динглера понятие “абсолютной науки” и связанную с ним программу “последнего обоснования”. Соч.: Die Grundlagen der angewandten Geometrie. Lpz., 1911; Die Grundlagen der Physik. B.—Lpz., 1919; Physik und Hypothese. B.— Lpz., 1921; Metaphysik als Wissenschaft vom Letzten. Münch., 1929; Das System. Münch., 1930; Philosophie der Logik und Arithmetik. Münch., 1931; Das Handeln im Sinne des höchsten Zieles. Münch., 1935; Die Methode der Physik. Münch., 1938; Die Ergreifung des Wirklichen. Münch... 1955; Aufbau der exakten Fundamentalwissenschan. Münch., 1964. Aufsätze zur Methodik. Hamb., 1987; Эксперимент. Его сущность и история.—“ВФ”, 1997, № 12. Лит.; Krampf W. Die Philosophie H. Dinglers. Müneh., 1955; H. Dingler. Gedenkbuch zum 75. Geburtstag. Münch., 1956; Sanbom H. C. Dingler's Methodical Philosophy.—“Méthodes”, 1952, N 4; Wller J. Relativität und Eindeutigkeit. Meisenheim, 1973.
    А. В. Михайловский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ДИНГЛЕР" в других словарях:

  • Динглер — (Johann Gottfried Dingler, 1778 1855) аугсбургский аптекарь, основатель всемирно известного Dingler s Polytechnisches Journal . Этот журнал редактировался с 1831 г. Эмилем Максимилианом Д. (1806 1874), сыном предыдущего, изучавшим в Берлине и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Динглер Иоганн-Готтфрид — (Johann Gottfried Dingler, 1778 1855) аугсбургский аптекарь, основатель всемирно известного Dingler s Polytechnisches Journal . Этот журнал редактировался с 1831 г. Эмилем Максимилианом Д. (1806 74), сыном предыдущего, изучавшим в Берлине и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ДИНГЛЕР (DINGLER) Гуго — (1881 1954) нем. философ и математик. Родился в Мюнхене. Изучал математику и физику в ун тах Эрлангена и Мюнхена. В 1902 в Геттингенском ун те, под влиянием лекций математиков Феликса Клейна, Давида Гильберта и философа Гуссерля, у него… …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • критический волюнтаризм —         КРИТИЧЕСКИЙ ВОЛЮНТАРИЗМ философско методологическая доктрина, с помощью которой Гуго Динглер (Hugo Dingier) пытался дать абсолютное обоснование науки, не использующее какие либо молчаливые предпосылки. Динглер выделяет два возможных… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • АПРИОРИЗМ — общее обозначение учений, принимающих идею априори в познании, действии, чувствовании; речь может идти о теоретико познавательном, логическом, этическом, эстетическом и др. видах А. (см. АПРИОРИ И АПОСТЕРИОРИ ). Понятие возникло во втор. пол. 19… …   Философская энциклопедия

  • априори и апостериори —         АПРИОРИ И АПОСТЕРИОРИ (от лат. a priori из предшествующего, и a posteriori из последующего) понятия, восходящие к аристотелевским терминам лротЕроу/ибтероу Значение терминов исторически существенно видоизменялось. Для Аристотеля А. и а.… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • конструктивизм —         КОНСТРУКТИВИЗМ (от лат. constructio построение) направление в эпистемологии и философии науки, в основе которого лежит представление об активности познающего субъекта, который использует специальные рефлексивные процедуры при построении… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • U-748 — (Тип VII–C). Заложена 20.8.1942 на верфи «Ф. Шихау» (Данциг). Спущена на воду 31.7.1943. Входила в состав 24 й (с 1.9.1943) и 31 й (с 1.4.1945) флотилий. В боевых походах не участвовала. Передана Италии и включена в итальянский ВМФ как подлодка S …   Военно-морской флот Третьего рейха


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»